16. Россия железнодорожная
ljwanderer — 29.10.2023 Цикл: Всемирная выставка в Париже, 1900 г.
.
Несмотря на разногласия, каждая из них представила строительство железной дороги как символ быстрого продвижения России в современность, основанного на покорении неумолимого сибирского ландшафта. Переосмыслив образ Сибири в сознании западной аудитории, обе выставки породили новую уверенность в способности железной дороги служить основой экономически, промышленно и культурно богатой Российской империи, что совпало с рассветом нового столетия.
Это позволило продолжить поддержку западных финансистов, что стало критически важным для реализации проекта.
Транспортировка вагона компании Wagons-Lits на выставку
Эти экспозиции также предоставили России уникальную возможность обеспечить новые источники иностранного капитала для железной дороги. Противодействуя идее Сибири как обширной, необитаемой, непродуктивной пустоши, царский режим стремился переосмыслить это повествование, продемонстрировав способность человека покорять природу и превращать эту территорию в место сельскохозяйственной и экономической продуктивности.
Хотя восприятие начало меняться с началом строительства железной дороги в 1891 году, Сибирь была, как предположил один наблюдатель, «землей, которую видели сравнительно немногие жители Запада». Предполагалось, что она бесплодна и пользуется незавидной славой из-за нищеты и человеческих страданий».
Несмотря на экономический прогресс России, в ее границах просто не было достаточно капитала для финансирования такого монументального проекта. Сергей Витте, министр финансов и ведущий защитник железной дороги, подчеркнул необходимость приобретения иностранных займов для железной дороги Николаю II в письме 1899 года, в котором он утверждал: «Мы не можем ждать естественного накопления капитала в стране в которой, большинство населения переживает тяжелые времена и отдает значительную часть своих излишков правительству в виде налогов…»
Если бы Россия хотела построить железную дорогу как средство достижения своих собственных политических и экономических целей, ей бы потребовалось сотрудничество французских финансистов и других иностранных партнеров.
Для России это также представляло первую реальную возможность доказать свою ценность за столом великих держав. В тщательно продуманном Павильоне Российской Азии и Сибири культурные и технологические достижения России были поставлены рядом с достижениями других великих держав.
.
Железная дорога стала центральным компонентом этих усилий, являясь гиперболическим примером неукротимой воли России к модернизации. Яркое изображение обширной экзотической среды, окруженной техническим мастерством царя, захватило воображение посетителей выставки, позволив России насладиться славой, которую немногим другим странам удалось достичь весной и летом 1900 года.
Панорама Транссибирской магистрали была спроектирована архитектором Жоржем Шеданном по заказу Международной компании Wagons-Lits в целях продвижения железной дороги среди европейской аудитории. Целью проекта было стимулировать интерес к туризму и одновременно продемонстрировать инвестиционные возможности в будущее железной дороги.
.
Участники находились в вагоне, расположенном рядом с движущейся панорамой, чтобы создать иллюзию движущегося поезда. Написанная французскими акварелистами Марселем Жамбоном и Александром Байи панорама изображала сцены вдоль путей железной дороги, от бескрайних просторов озера Байкал до далеких валов Великой Китайской стены.
На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна.
.
.
В итоге, с помощью четырёх экранов создавалась картина движения.
За окнами четырех настоящих вагонов хитроумный механизм создавал иллюзию движущегося поезда.
Система была спроектирована архитектором Жоржем Шеданном,
который также построил отель Elysée Palace для Wagons-Lits.
озера Байкал и Великой стены. Подробнее о двух художниках -декораторах в журнале natpopova
Эти картины не сохранились и, вероятно, имели меньшую художественную
и документальную ценность, чем картины второй панорамы.
Посетители воображаемого путешествия из Москвы в Пекин наслаждались прохладительными напитками в вагоне, точной копии того, в котором царь путешествовал по железной дороге.
.
Поскольку две российские и китайские выставки расположены очень близко друг к другу,
у нас возникла оригинальная идея соединить их 80-метровой железной дорогой.
Садимся в вагон на Московском вокзале, расположенном в Сибирском дворце,
и высаживаемся на Пекинском вокзале, построенном на первом этаже Китайского дворца.
Перед путешественниками разворачивается трогательное полотно,
изображающее живописнейшие места Сибири и Маньчжурии, необъятные равнины,
сосновые леса, деревянные города с золотыми куполами и т. д.
Приняты самые тщательные меры предосторожности, чтобы у зрителя возникло ощущение,
будто он действительно находится в движущемся поезде.
... шлагбаумы, парадные столбы, закрепленные на невидимой решетке, двигаются со скоростью 3 метра в секунду;
на заднем плане деревья, набережные, дома бегут с меньшей скоростью и, наконец,
вдали настоящее панорамное полотно длиной 220 метров, которое разворачивается в течение получаса.
( из журнала «A l'Exposition» 1900 года.)
...пожалуй, самым большим сюрпризом этой выставки стала панорама великой Сибирской железной дороги,
по которой ехали в железнодорожных вагонах. Поезд трогался с хорошей скоростью, и путешественник
видел перед собой разворачивающуюся панораму восхитительной страны с обширными равнинами,
большими реками и густыми еловыми лесами.
В то время как вагоны, на самом деле стояли, им придавалось определенное движение, чтобы усилить иллюзию,
перед зрителем же разворачивалось бесконечное полотно, написанное с натуры выдающимися художниками.
Это был старый трюк, но представленный весьма изобретательно.
( "Paris exposition of 1900" by James P. Boyd)
Вторая и более популярная из двух выставок, «Панорама Великой Сибирской железной дороги», втиснула 10-тысячное путешествие в массивное однокилометровое полотно, написанное русским акварелистом Павлом Пясецким. (описание работы панорамы в Википедии неправильное! Ее перепутали с панорамой Транссибирской магистрали!)
.
Она собирала настолько большое количество людей, что вместимости зала на 125 человек зачастую не хватало, чтобы вместить всех желающих посмотреть. Панорама позволяла им совершить в своем воображении долгое путешествие по Сибири.
.
Панорама подчеркнула необъятность просторов Сибири, продемонстрировала силу русского народа, игнорируя жестокий климат и мучительные условия, с которыми пришлось столкнуться при строительстве.
.
В панораме художник тщательно продумывал цвет и тон, создавая приятное ощущение, которое отличалось от прежних представлений о экстремальном климате Сибири.
.
Это привело в восторг аудиторию и побудило инвесторов рассмотреть возможность участия в заключительных этапах строительства.
Панорама также представила новую Российскую империю, которая бросила вызов прежним представлениям и ожиданиям.
Официальный путеводитель по Великой Сибирской железной дороге включал обширный «Географический и исторический обзор Сибири», подчеркивающий обширность, биоразнообразие и экономические перспективы региона, а озеро Байкал — российское «Святое море».
Министерство путей сообщения также выпустило брошюру под названием «Обзор истории колонизации Сибири», в которой подчеркивается успех России в подавлении враждебной среды и наличие плодородных земель для мигрантов.
К выставке также были подготовлены книга Петра Семенова «Окраины России» и ее французский перевод La Russie extra-europeenne et Polar [Внеевропейская и полярная Россия], в которых в контексте проводились параллели между восточными землями России и колониальными владениями других великих держав. российской цивилизационной миссии.
Действительно, реакция Запада была исключительно положительной. Один французский журналист отметил необычайный социально-экономический процесс в России, несмотря на его «дикую и живописную сторону».
Многие посетители были в восторге от комфорта воображаемого путешествия и изысканности самого павильона.
.
Другой журналист похвалил универсальную ценность железной дороги, назвав ее «одним из самых колоссальных произведений современного гения», а Александра III назвал «царем-миротворцем» с «высокопросвещенной политикой».
Шотландский обозреватель сделал аналогичные заявления, предположив, что «железная дорога во всех отношениях знаменует собой новую главу в анналах страны, которая так долго была одной из величайших тайн мира…»
В совокупности эти реакции демонстрировало растущую веру в то, что индустриальная мощь и настойчивые усилия России, наконец, привели к победе человека над природой. Это новое видение Сибири сторонними наблюдателями предполагало, что Россия превращает то, что когда-то считалось замерзшей «пустыней», в пригодный для возделывания, оживленный регион, представляющий будущее Российской империи.
Эти работы предоставили западным финансистам возможность сделать выгодные инвестиции, которые также служили более широкой и абстрактной цели – содействию человеческому прогрессу и росту европейской цивилизации.
Ссылаясь как на выдающийся прогресс на строительстве железной дороги, так и на взаимное соперничество с Германией, Витте и другие российские власти убедили французских банкиров и правительственных чиновников, а также других американских и британских инвесторов предоставить кредиты, необходимые для завершения строительства железной дороги.
Эти материалы помогли переосмыслить Сибирь как место экономического развития и цивилизаторской миссии России, эти материалы повлияли на популярный дискурс вокруг этой далекой земли.
Как предположил один английский путешественник: «Сибирь больше не является чем-то зловещим. Она способна на гораздо большее, чем просто замораживание ссыльных до смерти». Во многом благодаря экстравагантности российских экспонатов на Всемирной выставке, положительная реакция в прессе обеспечила иностранную финансовую поддержку, что дало возможность завершить строительство.
Источник: Tyson Luneau
Рекомендую также посмотреть:
- очень интересные с панорамой Пясецкого
На выставке в Париже Финляндия, в отличие от Польши, которая тоже входила в состав России, получила право представлять себя самостоятельно. Вот об этом я и расскажу на следующей неделе.
Далее: Финляндия и инженер Рунеберг
|
</> |