16. Россия железнодорожная

топ 100 блогов ljwanderer29.10.2023 Цикл: Всемирная выставка в Париже, 1900 г

16. Россия железнодорожная
.
Две российские выставки, «Панорама Транссибирской магистрали» и «Панорама Великой Сибирской железной дороги», захватили воображение зрителей изображениями обширной и экзотической земли за пределами европейских владений. Обе моделировали путешествие по Транссибирской магистрали, которая на рубеже веков близилась к завершению. Последний «Панорама Великой Сибирской железной дороги» больше ориентировалась на художественные исполнения, тогда как спонсорство первой со стороны компании Wagons-Lits придало ей более коммерческий характер, и этим оно вызывало критику со стороны царя и других властей.
.
16. Россия железнодорожная

Несмотря на разногласия, каждая из них представила строительство железной дороги как символ быстрого продвижения России в современность, основанного на покорении неумолимого сибирского ландшафта. Переосмыслив образ Сибири в сознании западной аудитории, обе выставки породили новую уверенность в способности железной дороги служить основой экономически, промышленно и культурно богатой Российской империи, что совпало с рассветом нового столетия.

Это позволило продолжить поддержку западных финансистов, что стало критически важным для реализации проекта.

16. Россия железнодорожная
Транспортировка вагона компании Wagons-Lits на выставку

Эти экспозиции также предоставили России уникальную возможность обеспечить новые источники иностранного капитала для железной дороги. Противодействуя идее Сибири как обширной, необитаемой, непродуктивной пустоши, царский режим стремился переосмыслить это повествование, продемонстрировав способность человека покорять природу и превращать эту территорию в место сельскохозяйственной и экономической продуктивности.

16. Россия железнодорожная
Вагон Wagons-Lits на выставке

Хотя восприятие начало меняться с началом строительства железной дороги в 1891 году, Сибирь была, как предположил один наблюдатель, «землей, которую видели сравнительно немногие жители Запада». Предполагалось, что она бесплодна и пользуется незавидной славой из-за нищеты и человеческих страданий».

Несмотря на экономический прогресс России, в ее границах просто не было достаточно капитала для финансирования такого монументального проекта. Сергей Витте, министр финансов и ведущий защитник железной дороги, подчеркнул необходимость приобретения иностранных займов для железной дороги Николаю II в письме 1899 года, в котором он утверждал: «Мы не можем ждать естественного накопления капитала в стране в которой, большинство населения переживает тяжелые времена и отдает значительную часть своих излишков правительству в виде налогов…»

Если бы Россия хотела построить железную дорогу как средство достижения своих собственных политических и экономических целей, ей бы потребовалось сотрудничество французских финансистов и других иностранных партнеров.

Для России это также представляло первую реальную возможность доказать свою ценность за столом великих держав. В тщательно продуманном Павильоне Российской Азии и Сибири культурные и технологические достижения России были поставлены рядом с достижениями других великих держав.

16. Россия железнодорожная
.

Железная дорога стала центральным компонентом этих усилий, являясь гиперболическим примером неукротимой воли России к модернизации. Яркое изображение обширной экзотической среды, окруженной техническим мастерством царя, захватило воображение посетителей выставки, позволив России насладиться славой, которую немногим другим странам удалось достичь весной и летом 1900 года.

Панорама Транссибирской магистрали была спроектирована архитектором Жоржем Шеданном по заказу Международной компании Wagons-Lits в целях продвижения железной дороги среди европейской аудитории. Целью проекта было стимулировать интерес к туризму и одновременно продемонстрировать инвестиционные возможности в будущее железной дороги.
.
16. Россия железнодорожная File:Transsiberian expo paris 1900.jpg

Участники находились в вагоне, расположенном рядом с движущейся панорамой, чтобы создать иллюзию движущегося поезда. Написанная французскими акварелистами Марселем Жамбоном и Александром Байи панорама изображала сцены вдоль путей железной дороги, от бескрайних просторов озера Байкал до далеких валов Великой Китайской стены.

На выставке для демонстрации картины был построен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую: посетители (точнее «пассажиры») заходили в вагоны, рассаживались по местам и просматривали панораму через окна.
.
16. Россия железнодорожная
.
Специальные установки имитировали тряску вагонов и движение поезда. Движущаяся панорама состояла из нескольких движущихся слоёв объектов и картин. Ближайшими объектами были песок, камни и валуны на горизонтальной полосе, движущейся со скоростью 300 метров в минуту. Далее на низком экране, движущемся со скоростью 120 метров в минуту, были нарисованы кусты. За ними экран с картинами двигался со скоростью 40 метров в минуту. На последнем экране размерами 7 на 105 метров были нарисованы горы, леса и города, и он двигался со скоростью 5 метров в минуту.
В итоге, с помощью четырёх экранов создавалась картина движения.

16. Россия железнодорожная File:Trans-siberian-panorama-expo-paris-1900.jpg
Большая панорама в отдельном крыле павильона была рекламным ходом компании «Вагоны-Литс».
За окнами четырех настоящих вагонов хитроумный механизм создавал иллюзию движущегося поезда.
Система была спроектирована архитектором Жоржем Шеданном,
который также построил отель Elysée Palace для Wagons-Lits.
Художники-декораторы Джамбон и Бэйли написали картины сибирских пейзажей,
озера Байкал и Великой стены. Подробнее
о двух художниках -декораторах в журнале natpopova
Эти картины не сохранились и, вероятно, имели меньшую художественную
и документальную ценность, чем картины второй панорамы.

16. Россия железнодорожная

Посетители воображаемого путешествия из Москвы в Пекин наслаждались прохладительными напитками в вагоне, точной копии того, в котором царь путешествовал по железной дороге.
.


16. Россия железнодорожная
.
Зрители были заворожены проносящимися мимо пейзажами, на которых были изображены «степи, горы, девственные леса и церкви с луковичными куполами». экспозицию всей ярмарки, поскольку запоминающийся экзотический пейзаж не был похож ни на что видимое им раньше.
В «Транссибирской панораме» иллюзия реализована гораздо более искусно.
Поскольку две российские и китайские выставки расположены очень близко друг к другу,
у нас возникла оригинальная идея соединить их 80-метровой железной дорогой.
Садимся в вагон на Московском вокзале, расположенном в Сибирском дворце,
и высаживаемся на Пекинском вокзале, построенном на первом этаже Китайского дворца.
Перед путешественниками разворачивается трогательное полотно,
изображающее живописнейшие места Сибири и Маньчжурии, необъятные равнины,
сосновые леса, деревянные города с золотыми куполами и т. д.
Приняты самые тщательные меры предосторожности, чтобы у зрителя возникло ощущение,
будто он действительно находится в движущемся поезде.
... шлагбаумы, парадные столбы, закрепленные на невидимой решетке, двигаются со скоростью 3 метра в секунду;
на заднем плане деревья, набережные, дома бегут с меньшей скоростью и, наконец,
вдали настоящее панорамное полотно длиной 220 метров, которое разворачивается в течение получаса
.

( из журнала «A l'Exposition» 1900 года.)




...пожалуй, самым большим сюрпризом этой выставки стала панорама великой Сибирской железной дороги,
по которой ехали в железнодорожных вагонах.  Поезд трогался с хорошей скоростью, и путешественник
видел перед собой разворачивающуюся панораму восхитительной страны с обширными равнинами,
большими реками и густыми еловыми лесами.
В то время как вагоны, на самом деле стояли, им придавалось определенное движение, чтобы усилить иллюзию,
перед зрителем же разворачивалось бесконечное полотно, написанное с натуры выдающимися художниками.

Это был старый трюк, но представленный  весьма изобретательно.
(  "Paris exposition of 1900" by James P. Boyd)

Вторая и более популярная из двух выставок, «Панорама Великой Сибирской железной дороги», втиснула 10-тысячное путешествие в массивное однокилометровое полотно, написанное русским акварелистом Павлом Пясецким. (описание работы панорамы в Википедии неправильное! Ее перепутали с панорамой Транссибирской магистрали!)
.


16. Россия железнодорожная

Она собирала настолько большое количество людей, что вместимости зала на 125 человек зачастую не хватало, чтобы вместить всех желающих посмотреть. Панорама позволяла им совершить в своем воображении долгое путешествие по Сибири.
.
16. Россия железнодорожная
16. Россия железнодорожная

Панорама подчеркнула необъятность просторов Сибири, продемонстрировала силу русского народа, игнорируя жестокий климат и мучительные условия, с которыми пришлось столкнуться при строительстве.
.
16. Россия железнодорожная

В панораме художник тщательно продумывал цвет и тон, создавая приятное ощущение, которое отличалось от прежних представлений о экстремальном климате Сибири.
.
16. Россия железнодорожная

Это привело в восторг аудиторию и побудило инвесторов рассмотреть возможность участия в заключительных этапах строительства.

Панорама также представила новую Российскую империю, которая бросила вызов прежним представлениям и ожиданиям.

Официальный путеводитель по Великой Сибирской железной дороге включал обширный «Географический и исторический обзор Сибири», подчеркивающий обширность, биоразнообразие и экономические перспективы региона, а озеро Байкал — российское «Святое море».

16. Россия железнодорожная

Министерство путей сообщения также выпустило брошюру под названием «Обзор истории колонизации Сибири», в которой подчеркивается успех России в подавлении враждебной среды и наличие плодородных земель для мигрантов.

К выставке также были подготовлены книга Петра Семенова «Окраины России» и ее французский перевод La Russie extra-europeenne et Polar [Внеевропейская и полярная Россия], в которых в контексте проводились параллели между восточными землями России и колониальными владениями других великих держав. российской цивилизационной миссии.

16. Россия железнодорожная

Действительно, реакция Запада была исключительно положительной. Один французский журналист отметил необычайный социально-экономический процесс в России, несмотря на его «дикую и живописную сторону».

Многие посетители были в восторге от комфорта воображаемого путешествия и изысканности самого павильона.
.
16. Россия железнодорожная
16. Россия железнодорожная

Другой журналист похвалил универсальную ценность железной дороги, назвав ее «одним из самых колоссальных произведений современного гения», а Александра III назвал «царем-миротворцем» с «высокопросвещенной политикой».

Шотландский обозреватель сделал аналогичные заявления, предположив, что «железная дорога во всех отношениях знаменует собой новую главу в анналах страны, которая так долго была одной из величайших тайн мира…»

16. Россия железнодорожная

В совокупности эти реакции демонстрировало растущую веру в то, что индустриальная мощь и настойчивые усилия России, наконец, привели к победе человека над природой. Это новое видение Сибири сторонними наблюдателями предполагало, что Россия превращает то, что когда-то считалось замерзшей «пустыней», в пригодный для возделывания, оживленный регион, представляющий будущее Российской империи.

16. Россия железнодорожная

Эти работы предоставили западным финансистам возможность сделать выгодные инвестиции, которые также служили более широкой и абстрактной цели – содействию человеческому прогрессу и росту европейской цивилизации.
Ссылаясь как на выдающийся прогресс на строительстве железной дороги, так и на взаимное соперничество с Германией, Витте и другие российские власти убедили французских банкиров и правительственных чиновников, а также других американских и британских инвесторов предоставить кредиты, необходимые для завершения строительства железной дороги.

Эти материалы помогли переосмыслить Сибирь как место экономического развития и цивилизаторской миссии России, эти материалы повлияли на популярный дискурс вокруг этой далекой земли.

Как предположил один английский путешественник: «Сибирь больше не является чем-то зловещим. Она способна на гораздо большее, чем просто замораживание ссыльных до смерти». Во многом благодаря экстравагантности российских экспонатов на Всемирной выставке, положительная реакция в прессе обеспечила иностранную финансовую поддержку, что дало возможность завершить строительство.

16. Россия железнодорожная
***

Источник: Tyson Luneau

Рекомендую также посмотреть:

На выставке в Париже Финляндия, в отличие от Польши, которая тоже входила в состав России, получила право представлять себя самостоятельно. Вот об этом я и расскажу на следующей неделе.

Далее: Финляндия и инженер Рунеберг

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
На смену аномальному теплу (вторая половина марта была апрелем) на Урал придёт серьёзное похолодание. Ожидается, что до конца недели жителям региона предстоит пережить очередное арктическое вторжение с морозами до -20, а затем дневные температуры воздуха будут близки к ежегодным ...
Корпорация Microsoft сообщила о скором появлении на прилавках российских магазинов комплекта Windows 7 Family Pack, допускающего инсталляцию одной и той же копии ОС на трех домашних ПК. Старт продаж "семейной" версии продукта запланирован на начало ноября. В ...
У нас всегда жили собаки. Именно так, во множественном числе. Их всегда было две или больше. Ну, просто так получилось. Помню, ещё во времена перестройки, когда мы жили на окраине города, в частном секторе, соседей очень интересовало, чем же мы кормим всю эту свору. Магазины ...
Город Грозный не похож ни на один из российских городов. Широкие дороги, нет облезлых пятиэтажек, много кафе и ресторанов. И это в небольшом провинциальном городе маленького региона! Конечно, все знают историю Грозного, что он был разрушен почти до основания. Но он давно восстановле ...
Оригинал взят у oper_1974 в Что за радость сегодня у некоторых? Как дети.) Дети и есть, а дети всегда подражают взрослым. Взрослые же  аплодируют и пьют шампанское . Им хорошо, и детям тоже. Жизнь, правда, продолжается, и как оно все обернется дальше, - так ли ...