Отбор борется со знанием

топ 100 блогов trim_c29.01.2017 Это странно, но этот факт известен нам давно из быта.
У вполне успешных и безусловно высокоинтеллектуальных людей детей в среднем меньше, чем у людей с невысоким образовательным уровнем, детей у крестьян и уборщиц устойчиво больше, чем у академиков.

Насколько объективно такое впечатление, что здесь предопределено генетикой и как может повлиять на будущее - эти вопросы рассматриваются в очередной публикации на сайте Э Л Е М Е Н Т Ы.ру


Отбор борется со знанием

Рис. 1. Фильм «Идиократия» изображает мир будущего, в котором из-за отрицательного отбора по интеллекту остались одни дураки. Исследование исландских генетиков показало, что у этой мрачной фантазии есть научные основания. Изображение с сайта adamsmith.org

How fragile is our intellect? Estimating losses in general intelligence due to both selection and mutation accumulation).

Первый механизм — ослабление очищающего отбора против мутаций, нарушающих работу тех или иных органов и систем организма, в том числе иммунной системы и мозга. Раньше такие мутации снижали приспособленность (их носители оставляли в среднем меньше потомства) и поэтому вычищались отбором. Однако развитие медицины, социального обеспечения и других благ цивилизации сделало эти мутации менее вредными в эволюционном смысле. Или даже вовсе безвредными (нейтральными). Поэтому они стали свободно накапливаться в генофонде. Развитие и работа коры головного мозга зависят от слаженной работы огромного количества генов, что делает наши когнитивные способности особенно уязвимыми для мутационной деградации.

Второй механизм — отрицательный отбор по признакам, помогающим (или помогавшим в прошлом) добиваться успеха в жизни. Раньше такие признаки повышали дарвиновскую приспособленность, а в современном обществе, возможно, стали ее снижать — например, в силу того, что талантливые, образованные и экономически успешные люди стали откладывать рождение детей «на потом». Так, есть данные, согласно которым в США и других странах люди с высокими показателями интеллекта оставляют меньше потомства.

Причем это сравнительно новое явление: скажем, если раньше умелый сапожник и сметливый торговец оставляли больше потомства, чем их криворукие и бестолковые конкуренты, то начиная с XIX века всё стало наоборот (V. Skirbekk, 2008. Fertility trends by social status).

Но если раньше не хватало прямых доказательств того, что гены, способствующие развитию ценимых нами психологических и когнитивных признаков, действительно подвержены отрицательному отбору, и что этот отбор эффективен (то есть ведет к снижению частоты встречаемости соответствующих аллелей), то сегодня благодаря развитию методов сравнительной геномики и созданию больших баз данных по медицинской генетике такие доказательства, наконец, появились.
Комплексный показатель генетической предрасположенности к получению образования
Уровень полученного образования, измеряемый числом лет, потраченных на учебу (educational attainment, EA) — удобный для изучения фенотипический признак, который, по-видимому, тесно связан с когнитивными способностями и такими чертами психики, которые мы обычно считаем достоинствами (целеустремленность, тяга к знаниям, способность планировать свою жизнь, открытость новому опыту). Надежно установлено, что EA в современных человеческих популяциях имеет высокую наследуемость. Различия между людьми по уровню образования как минимум на 30–40% объясняются генами (остальные 60–70% — результат различающихся условий среды и онтогенетического шума).

Недавно на выборке из 20 000 американцев впервые удалось показать, что генетический базис EA подвергается отрицательному отбору (J. P. Beauchamp, 2016. Genetic evidence for natural selection in humans in the contemporary United States). Новая работа исландских генетиков не только подтвердила этот вывод на более представительной выборке, но и показала реальное снижение частоты встречаемости аллелей, способствующих высокому EA, в течение XX века.

Данные, собранные в ходе этой работы, исландские генетики использовали, чтобы вывести формулу для вычисления комплексного показателя генетической предрасположенности к получению образования — educational attainment polygenic score (POLYEDU). Этот показатель с точностью, зависящей от размера использованной выборки, отражает совместный вклад множества генов (в идеале — всех генов генома) в предрасположенность данного человека к получению образования.
«Гены образования» снижают приспособленность
По полученной формуле авторы вычислили POLYEDU для 109 120 генотипированных (см.: Genotyping) исландцев, родившихся c 1910 по 1975 год. Индивидуальные значения POLYEDU были сопоставлены с тремя репродуктивными показателями:

1) общим количеством потомков, оставленных человеком за всю жизнь (number of children, NC), не считая умерших во младенчестве (этот показатель близок по смыслу к дарвиновской приспособленности);
2) возрастом родителя в момент рождения первого ребенка (age at first child, AGFC);
3) средним возрастом родителя при рождении потомства (average age at child birth, AACB).

Оказалось, что гены, способствующие высокому уровню образования, достоверно снижают репродуктивный успех у обоих полов. Кроме того, они способствуют сдвигу начала репродукции на более поздний возраст. Все эффекты обладают высоким уровнем статистической значимости, но у женщин они выражены сильнее, чем у мужчин. При этом AGFC увеличивается с ростом POLYEDU сильнее, чем AACB. Это позволяет предположить (а дополнительные расчеты подтвердили это предположение), что «гены образования» снижают плодовитость в основном за счет того, что рождение первого ребенка сдвигается на более поздний возраст.

При этом хотя главной "мишенью" исследователей был весь генный комплекс, влияющий на получение хорошего образования, удалось выделить и влияние некоторых отдельных аллелей.

Например, минорный (более редкий) вариант полиморфного локуса rs192818565 негативно влияет на EA. При этом он, по-видимому, подвергается положительному отбору, то есть повышает дарвиновскую приспособленность (существует ряд эффективных методов поиска следов положительного отбора в геномах). Известно также, что присутствие этого аллеля коррелирует с невротизмом и уменьшенным объемом черепной коробки. Как выяснилось, этот явно «плохой» аллель (кому же хочется быть невротиком с маленьким мозгом?) достоверно коррелирует с большим числом детей и ранним началом деторождения. Как справедливо отмечают авторы, «это поразительный пример генетического варианта, который ассоциирован с фенотипом, обычно рассматриваемым как неблагоприятный, и одновременно — с повышенной приспособленностью в эволюционном смысле».
Генетический базис образования действительно ухудшается
Таким образом, исследование показало, что POLYEDU отрицательно коррелирует с дарвиновской приспособленностью. Это значит, что естественный отбор работает против «генов образования». Следовательно, частота встречаемости этих генов в генофонде популяции должна со временем снижаться. Авторы проверили это, сравнив средние значения POLYEDU у исландцев, рожденных в разные годы. Оказалось, что частота встречаемости «генов образования» действительно снижалась в течение всего исследованного отрезка времени. Это видно по неуклонному снижению среднего значения POLYEDU (см. рис.2). Таким образом, отрицательный отбор по «генам образования» вполне эффективен: эти гены постепенно выбраковываются из генофонда. Наблюдаемая скорость снижения POLYEDU примерно совпадает с ожидаемой на основе данных по плодовитости.


Отбор борется со знанием

Рис. 2. Среднее значение POLYEDU у исландцев в зависимости от года рождения. Видно устойчивое снижение POLYEDU на протяжении большей части XX века. Рисунок из обсуждаемой статьи в PNAS

Поскольку POLYEDU положительно коррелирует с IQ, отрицательный отбор по «генам образования» должен вести к поглупению популяции. Чтобы оценить масштаб поглупения, авторы сделали правдоподобное допущение: они предположили, что те влияющие на образование гены, чьи эффекты не учитываются показателем POLYEDU, влияют на приспособленность и IQ так же, как гены, чьи эффекты отражены в POLYEDU. В таком случае получается, что ухудшение генетического базиса IQ под действием отрицательного отбора по генам образования должно вести к снижению среднего IQ популяции на 0,3 балла за десятилетие. Если такой отбор будет продолжаться несколько столетий подряд, последствия будут весьма ощутимыми.

Правда, реальные показатели интеллекта людей в настоящее время растут за счет социально-культурных факторов (см. Эффект Флинна). Средняя скорость этого роста с 1932 по 1978 год составила 3,0 балла за десятилетие, что с лихвой перекрывает предполагаемую генетическую деградацию. Но эффект Флинна не имеет отношения к «генам интеллекта» и к биологической эволюции: наблюдаемый рост идет слишком быстро, чтобы пытаться связать его с эволюционной генетикой. Он отражает социальные и культурные процессы, способствующие более полному раскрытию врожденных способностей к интеллектуальному росту. Сами же эти способности, к сожалению, деградируют.
Мы не знаем, как долго будет работать эффект Флинна, но вряд ли стоит на него рассчитывать в долгосрочной перспективе. Есть данные, указывающие на ослабление и даже полное исчезновение эффекта Флинна в некоторых популяциях начиная с 1990-х годов. Впрочем, мы не знаем и того, как долго будет продолжаться отрицательный отбор по образованию и интеллекту. Ведь в ходе антропогенеза те же самые гены, очевидно, подвергались положительному отбору, и никто не знает, как будет меняться направленность отбора в будущем.

Так или иначе, исследование убедительно показало, что опасения Рональда Фишера не были беспочвенными. Если тенденции, выявленные у исландцев, действуют и в других странах (а вероятность этого очень высока) и если всё это будет продолжаться еще несколько столетий, то генетическая деградация может стать для человечества серьезной проблемой. Чтобы ей противостоять, необходимо побыстрее развивать науку (пока еще есть кому).
--------------------------------------------
Что тут комментировать?
Умные люди находят себе массу занятий помимо продления рода. И это объективная реальность.
И к чему она приведет - Бог весть

=====================================================
ДОПОЛНЕНИЕ

Как оказалось, комментировать очень даже есть что.
Я сильно сократил оригинал, убрав оттуда всю техническую часть. Оказалось, что это сделало невнятным центральный результат.
Обратите внимание на график.

Он демонстрирует падение показателя POLYEDU. А это показатель частоты встречаемости именно генного комплекса. который характеризует именно генетическую предрасположенность к получению хорошего образования, кроме того именно этот генный комплекс положительно скоррелирован с реальным IQ человека и продолжительностью его жизни.

Т.е. материал демонстрирует то, о чем так любят болтать журналисты, но смысла чего не понимают. Они говорят, что советская власть привел а к вырождению генетическому - что никто и никогда не доказал.

А в этой работе на исландском материале ДОКАЗАНО. что происходит падение частоты некоего набора генов, который способствует высокому интеллекту, стремлению к образованию и продолжительности жизни.
А это не журналистская болтовня.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
4.05.2014 Москва. Посольство Украины... Много цветов, свечей и лент...Скорбью пропитан каждый метр... Много листов со словами поддержки и солидарности. Есть и гневные слоганы. На тротуаре свечами выложено "ОДЕССА" "Перестаньте убивать" "Яценюк ...
Что-то в последнее время в некоторых авиакомпаниях завели такую привычку: плату за еду и напитки принимают только карточкой. В то же время, на каждой американской банкноте написано: legal tender for all debts, public and private, то есть их обязаны принимать в ...
Как вы знаете, в этом году все активные политические силы России будут бороться за депутатские кресла в здании на Охотном ряду. На сегодняшний день официально зарегистрированных партий в Минюсте России – семь. В депутатских выборах 2011 года ...
У нас временно прекратились дожди, и хотя облачно, но довольно душно и парко. Но, делать нечего, кушать хочется и пришлось покидать зону комфорта обдува вентилятором. На Укрпочте пропал Интернет, за ОСББ не заплатил. Заплатил через терминал за воду, газ, мусор - 600 гривен. ...
Вот уж не думал, что мой старый пост о телескопе "Хаббл"  под названием "Телескоп "Хаббл" - очередной фейк НАСА?" https://michael101063.livejournal.com/1094256.html так взбаламутит  информационное пространство после публикации в одном из сообществ, ибо когда я его ...