Зонгулдак-Харбор: продолжение 4 к #Родинаслонов и морская авиация.

топ 100 блогов alan_a_skaz14.01.2023 * продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/254287.html и ранее по ссылкам.
Уже объявил, что собираюсь ставить точку в теме обсуждения РусскихЪ ПервыхЪвЪмире(ТМЪ) успехов морской авиации.
11. Но... "точка улыбнулась и стала запятой". Мне напомнили про "первое в мире" (ну куды ж без этого!) применение морской авиации при налете на Зонгулдак. Называют это событие "черноморский Перл-Харбор", "первое в мире применение морской авиации против кораблей", "первое в мире применение палубной авиации против сухопутных объектов", "первый в мире бомбовый налет на вражеский порт", "рождается новая стратегия морской войны", "Боевое крещение русских авианосцев" и даже "рождение морской авиации как реальной военной силы" (тоже с замахом на ПервыхЪвЪмире(ТМЪ)).
"Такого раньше не было ни у кого, во всём мире!" - твердят брехуны во множестве текстов, посвященных этому Великому ;-) событию.
12. Ну хорошо. Поглядим сначала, что же там было, а потом насчет всего мира, ага?
12.1. Итак, к району угольных разработок Зонгулдак (есть и другие варианты написания) утром 6 февраля (24 января по ст. ст.) 1916 года прибыла группировка ЧФ, именуемая хрустобулочниками также АУГ (Авианосная Ударная Группа), в составе которой были: линкор "Императрица Мария"; ГАТ (ГидроАвиаТранспорта) "Император Александр I" и "Император Николай I" (целое императорское семейство, ага); эсминцы "Заветный" и "Завидный"(тип "Лейтенант Пущин"); ранее там уже находились эсминцы "Поспешный" и "Громкий" (класс "Новик"). Каждый из ГАТ нес по 7 гидросамолетов М-5 (про них см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/254613.html ), это максимально возможное для них количество, хотя в некоторых публикациях называют и больше цифры -а еще это количество, ну конечно же, называют "рекордным" и "не имеющим аналогов в тогдашнем мире".
12.2. Первый отряд взял по 2 пудовые (16 кг) авиабомбы и от 2 до 4 10-фунтовых (4 кг), второй по две 50-фунтовые (21 кг) и две 10-фунтовые, иногда называются и другие цифры - ну в целом порядок величины ясен: общая бомбовая нагрузка менее 700 кг, на самолет по 40-49 кг.
12.3. Самолеты были сгружены с ГАТ на воду за 20 миль до цели и направлены к ней. Старт растянулся на 36 минут, что указывается как "рекордно низкое время". Из 14 самолетов 2 не смогли взлететь, один из-за непроизвольно сброшенной бомбы прервал полет и вернулся, еще два экипажа не смогли в облаках найти цель. Всего в налете участвовало 9 аэропланов, т.е. "рекордное" число сразу просело в полтора раза, бомбовый груз тоже.
12.4. Импровизированная ПВО порта начала стрельбу в воздух шрапнелью - негусто и неприцельно, но это заставило самолеты держать высоту не менее 1000м, а еще внезапно ;-) обнаружилась облачность, над которой самолеты старались держаться для укрытия от огня ПВО, поэтому большинство бомб были сброшены куда-то примерно на порт и ж/д узел, без особых результатов (но всё равно "успешно"!), а 3 самолета по очереди атаковали находившийся в порту транспорт «Ирмингард» (7200 т), вместе сбросив "3 бомбы пудовые, 4 бомбы 50-фунтов и 3 бомбы 10-фунтов". Считать их общий вес нет смысла: попала ОДНА, 50-фунтовая, легла в район трубы, отчего транспорт "затонул" (на самом деле - сел на грунт, там было мелко; затем был поднят и возвращен в строй. По Лорею "Пароход был поднят примитивными средствами и 25 февраля снова мог участвовать в доставке угля" - потом его пришлось снова топить, на сей раз подлодкой).
12.5. Кроме того, в разных пересказах события бывают утверждения про потопление в ходе этого налета заодно нескольких фелук - мелких парусных корабликов. Даже если это правда, это "тьфу, дура, нашла чем хвастаться" - а вообще-то турецкие фелуки в ПМВ на ЧМ, как и японские миноносцы в РЯВ, царскими ероями начиная с Руднева записывались на свой счет рефлекторно, без оглядки на реальность, ибо кто ж станет такую мелочь проверять - а считается типа боевой успех, "вымпел".
12.6. В это время
Это заодно, ну конечно же, ПервоеЪвЪмире(ТМЪ) противолодочное применение РусскойЪ морской авиации.
12.7. Далее было победное возвращение и раздача орденов. И шумиха в прессе.

Вот, собственно, и вся операция. Какая держава, такой и Перл-Харбор. ;-)))

13.0. Поскольку объем получился уже немалый, сделаю перерыв, - а потом отдельным постом будет обсуждение, перечисление некоторых отмеченных мной странностей, оценки и выводы.
Возможно, читатели сразу, не дожидаясь, захотят начать обсуждение в комментариях - милости просим!
=*= продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В мою запись про инсталляцию Мариуполь-Санкт-Петербург притопали тролли. Весело я живу, давно, на другом ресурсе, заглядывали постоянно, гадили. А тут впервые такое массовое нашествие, единичные нашествия я не считаю :)) Так вот, мимокрокодилы: я все ваши опусы удаляю как спам, а вас ...
Вы наверняка знаете следующий стереотип: Мол, если вы много разговариваете с девушкой о её проблемах, она грузит вас своими неприятностями и плачется в плечо, то ваши шансы заполучить её начинают падать в геометрической прогрессии и она в ...
Начну пожалуй рассказ об одном из самых ярких авиационных мероприятий лета, хоть и коротких. Это Фестиваль проходов в Орешково, который состоялся 22 августа 2020 года. Идея витала давно, весь мир проводит такие fly-in, но нормально реализовать удалось в этих сложных условиях в Орешково. ...
Отъездил я тут надысь 10 контрольных заездов на Т-44, чиста посмотреть - а какие там изменения в балансе настали с новым патчем? В последнее время, несмотря на редкость заездов на 8-х уровнях (с самого релиза в ангаре стоят Т-44 и Пантера-2, ранее бывшая просто пантерой) отметил, что ...
  (+ 19 фото) ...