
Как в СССР вернулась ёлка, или История одной карикатуры

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец... В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!.. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах».
Художник-карикатурист Борис Ефимов сразу же откликнулся на статью Постышева весёлым шаржем, где тот предстал в облике Деда Мороза:

Борис Ефимов (1900—2008). Дружеский шарж на Павла Постышева. 1935
Вообще, биография Павла Постышева в конце 1930-х годов — история скорее грустная. В годы «ежовщины» старый большевик Постышев свято поверил в то, что кругом полным-полно «врагов», которых надо искоренять. Чем и занялся с большим усердием. И — сильно перегнул палку. В итоге на январском пленуме ЦК 1938 года выступил с речью в таком духе, и со всех сторон посыпались скептические реплики:
«Постышев: …Руководство там [в Куйбышевской области] и партийное, и советское было враждебное, начиная от областного руководства и кончая районным.
Микоян: Всё?
Постышев: …Что тут удивляться? …Я подсчитал и выходит, что 12 лет сидели враги. ‹…› 60 председателей райисполкомов — все враги. Подавляющее большинство вторых секретарей, я уже не говорю о первых, — враги, и не просто враги, но там много сидело шпионов: поляки, латыши, подбирали всякую махровую сволочь…
Булганин: Честные люди хоть были там?.. Получается, что нет ни одного честного человека.
Молотов: Не преувеличиваете ли вы, тов. Постышев?
Берия: Неужели все члены пленумов райкомов оказались врагами?..
Каганович: Нельзя обосновывать тем, что все были мошенники».

Лев Котляров (1925—2007). Павел Постышев. Открытка из серии «Герои гражданской войны». 1964

Михаил Омельченко (1921—1998). Портрет П.П. Постышева. 1981
Закончилось это для Постышева плохо: за такое чрезмерное усердие он сам был арестован и в феврале 1939 года расстрелян в московской Бутырской тюрьме.
Но в декабре 1935-го о таком ещё и речи не было: возвращалась рождественская ёлка!
Никита Хрущёв вспоминал об этом: «Однажды позвонил мне Сталин и говорит: «Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город»... Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали... Постышев поднял тогда вопрос: «Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?». Сталин поддержал его: «Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим». Так это и произошло. Постышев выступил в «Правде», другие газеты подхватили идею».

Павел Постышев (1887—1939)

Анна Кривцова (1925—2010). Пластина. Портрет П.П. Постышева. 1981. Палех

Портрет Павла Постышева. Гравировка на зубе кашалота. 1970-е
А ещё советские сатирики шутили, что теперь вместо букв «ИХ» («Иисус Христос») ёлку следует украшать буквами «ПП», то есть «Павел Постышев».
Сын Постышева Леонид (1920—2008) в мемуарах приводил такое любопытное соображение своего отца относительно ёлки: борясь с ней, как с «поповским предрассудком», хорошего, весёлого праздника для детей взамен рождественской ёлки так и не придумали. «Попы были умнее: они, несмотря на то, что ёлка — обряд языческий, не стали с ним бороться, а использовали в своих интересах».
Вернувшийся незадолго до возрождения ёлки в СССР Николай Устрялов (бывший деятель кадетской партии, потом участник правительства адмирала Колчака, а в 20-е годы — лидер сменовеховцев) писал 31 декабря 1935 года про случившуюся «бытовую радость» — возвращение ёлки. «Разрешена и даже рекомендована ёлка, и везде, повсюду — ёлочный энтузиазм, ёлочная вакханалия. В срочном, срочнейшем порядке мастерятся украшения, в «Детском мире» за ними густые очереди, в магазинных витринах сверкают отлично убранные ёлки, повсюду весёлые разговоры на соответствующие темы — прекрасно!»
Характерно, что восторги сменовеховца Устрялова по поводу ёлки зеркально отразил «Бюллетень оппозиции» его давнего непримиримого противника и оппонента Льва Троцкого. Лев Давидович в 1936 году решительно осудил «возрождение рождественской ёлки» в СССР, считая, что оно, среди прочих признаков, ярко показывает, «насколько глубоко успел прогнить правящий слой Советского Союза».
А белая эмиграция, как и следовало ожидать, глумилась и над возвращением ёлки, и вообще.

Михаил Дризо, МАД (1887—1953). Издание «Иллюстрированная Россия» (Париж). «Новая радость. — После ёлок, наш дорогой вождь Сталин приготовил для вас другую радость: новый расстрел троцкистских изменников-псов...» 1937
Если же посмотреть на те события с исторического расстояния... то внезапно выяснится, что и возвращение ёлки, и уход со сцены таких старых революционеров, как Постышев, были частями единого процесса — некоторого отката к дореволюционным традициям в культуре и политике. Просто ёлка была для многих приятной, праздничной и радостной частью этого процесса, ну, а аресты старых большевиков, таких, как Постышев — его теневой стороной.

Новые советские игрушки на новогодней ёлке
|
</> |
