Как Брежнев с Сахаровым встречался, или Кого хотел повесить Брежнев-старший
maysuryan — 26.12.2024Так выглядел Л.И. Брежнев в годы, когда с ним встречался А.Д. Сахаров
8 сентября 1973 года Л.И. Брежнев записал в своём дневнике: «Разговор с [главой правительства СССР] А.Н. Косыгиным о Сахарове – принимать или нет. Ещё раз посоветуюсь в ЦК...» Спустя 3 дня продолжил: «11 сентября. Ещё раз поговорить с Алексеем Николаевичем [Косыгиным] о приёме Сахарова». Академик Андрей Сахаров к этому времени был одним из самых известных деятелей диссидентского движения в СССР – так сказать, самым известным критиком режима справа (если самым известным критиком слева в то время можно считать В.М. Молотова). Александр Бовин вспоминал: «Мы как-то решили попробовать организовать его (Брежнева) встречу с Сахаровым... Брежнев не возражал. Даже проявил интерес. Но решил «посоветоваться» с Сусловым. И Суслов, как мы и боялись, отсоветовал».
Так что же, получается, не состоялась встреча Брежнева с Сахаровым? В 1970-е годы – нет. Но такая встреча произошла раньше, в 1959 году. И вот как её описывал сам Сахаров в своих воспоминаниях:
«Брежнев принял нас в своём новом маленьком кабинете в том же здании, где когда-то я видел Берию. Когда мы вошли, Брежнев воскликнул:
А.Д. Сахаров
– А, бомбовики пришли!
Пока мы рассаживались и «осваивались» с обстановкой, Брежнев рассказывал, что его отец, потомственный рабочий, считал всех, кто создаёт новые орудия уничтожения людей, главными злодеями и говорил, что надо всех этих злых изобретателей вывести на большую гору, чтобы со всех сторон было видно, и повесить для острастки.
– Теперь же я сам, – закончил Брежнев, – занимаюсь этим чёрным делом, так же как и вы, и также с благой целью. Итак, я вас слушаю.
Мы рассказали Брежневу, что нас беспокоит. Он выслушал нас очень внимательно, что-то записывая в блокнот. Потом сказал:
– Я вас вполне понял. Я посоветуюсь с товарищами; вы узнаете, что будет решено.
Он встал со своего места и любезно проводил нас до дверей, пожав каждому руку».
Любопытно упоминание Брежневым в этом разговоре взглядов его отца, которые оказали на Леонида Ильича большое влияние. Похожий разговор с отцом Брежнев приводит в мемуарах, там речь идёт о том, чтобы повесить на Эйфелевой башне (или другой такой же башне, ещё повыше) Гитлера и всех, кто разжигает войны. Генри Киссинджер писал: «Как-то раз Брежнев предался воспоминаниям. Он рассказал о своих юных годах, проведенных на Украине, и об участии отца в Первой мировой войне. Пережив такую бойню, отец понял, что самая благородная цель — мир; он неустанно твердил это. И Брежнев был согласен: мы достигли исторического момента, когда нужно строить памятники не героям войны, не генералам, а борцам за мир». Несомненно, из тех же разговоров с отцом происходит и ещё одна известная фраза Леонида Ильича: «Собрал бы всех националистов и утопил в море». Реконструируя из этих пересказов взгляды Брежнева-старшего, можно описать их примерно так: необходимо собрать в одно место всех националистов, создателей и изобретателей орудий уничтожения людей, всех-всех-всех, получающих различные выгоды от войн, и демонстративно казнить на глазах у всего мира, как «главных злодеев». Повесить всенародно как можно выше, на горе или башне, а может быть, утопить в море. «Чтобы, понимаешь, издалека все видели, что будет с теми, кто затевает войну». (Это цитата Брежнева-старшего из «Воспоминаний» Леонида Ильича).
А могло получиться что-нибудь толковое из встречи Брежнева с Сахаровым в 1973 году или позже? Вопрос, конечно, непростой, но скорее всего — нет. В конце концов, другой Генсек ЦК КПСС — Михаил Горбачёв — с Сахаровым позднее и встречался, и разговаривал.
23 декабря 1986 года по инициативе Горбачёва Сахаров вернулся в Москву из города Горький (ныне Нижний Новгород), где находился в административной ссылке с 1980 года.
23 декабря 1986 года. Москва, Ярославский вокзал. Встреча академика-диссидента
А это он уже избранный народный депутат, и размахивает кулаками против оппонентов на трибуне всесоюзного съезда:
1989. Андрей Сахаров на трибуне съезда народных депутатов СССР. За его спиной — Михаил Горбачёв
Может быть, это и хорошо, что диссидент №1 грозно махал своими кулаками на главной трибуне государства только в 1989 году, на фоне Михаила Сергеевича, а не в 1970-е годы, на фоне Леонида Ильича? :) И многочисленные войны на территории бывшего СССР стали полыхать и разгораться в результате реформ по рецептам Сахарова и его единомышленников с того самого 1989 года, а не на 10 или 15 лет раньше?..
Но вернёмся к беседе Брежнева и Сахарова в 1959-м. Так кого же из них, по итогам их деятельности, всё-таки следовало вывести на большую гору и принародно повесить для острастки, согласно суровым взглядам и заветам Брежнева-старшего? Брежнева? Сахарова? Или, может быть, обоих? По-моему, ответ немного очевиден... Но деликатно промолчу... :)