Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №6
elika — 15.02.2024
Фильмы стран Варшавского договора регулярно оказывались в центре
внимания советских зрителей. Вот, например, самыми настоящими
хитами были многосерийные «Четыре танкиста и собака» и «Ставка
больше, чем жизнь» из Польши, а ещё «Телефон полиции — 110» из ГДР,
чешский «Тридцать случаев майора Земана». А в кинотеатрах зрителей
покоряли вестерны с Гойко Митичем в роли благородного индейца,
польское историческое кино (трилогия «Потоп», «Крестоносцы»,
«Фараон») и венгерские комедии про майора Кардоша и лейтенанта
полиции по прозвищу Капелька. Все хиты того времени, пожалуй, и не
перечислить, так что мы сегодня поговорим об одном из них —
чудесной киносказке «Три орешка для Золушки».

В СССР была
в ходу совсем иная версия популярной сказки про несчастную сироту,
которая в итоге нашла своего принца и вышла за него замуж. Так,
сюжет советского фильма 1947 года с Яниной Жеймо был основан на
сказке Шарля Перро, где всю подготовительную работу для Золушки
делает добрая фея-крёстная
(о съёмках этой киносказки будет
отдельный выпуск «Зимней лИСтКУССТВенницы»). Впрочем, сказка
Перро была взята за основу и Уолтом Диснеем для его мультфильма
1950 года. А вот чешские кинематографисты пошли по другому
пути.

Дело в том, что в
Чехословакии сказку о Золушке всегда знали по пересказу Божены
Немцовой
(см. портрет слева) — чешской писательницы XIX
века, которая, в свою очередь, переложила для читателей сказку
братьев Гримм. В этой версии обошлось без феи-крёстной, а на помощь
Золушке приходят её умершие родители — на их могиле вырастает
волшебный орешник, три ореха с которого и обеспечивают Золушке
встречу с принцем. Злая мачеха, впрочем, тут тоже присутствует —
равно, как и её дочь, ставшая соперницей Золушки за сердце принца.
В Чехии произведения Немцовой пользовались огромной популярностью,
да и фильмы по ним выходили достаточно часто
(например, в 1971-м
была экранизирована её повесть «Бабушка»).
Сценарий для фильма написал запрещённый в социалистической
Чехословакии автор Франтишек Павличек, его немного переписала
Богумила Зеленкова. и в титрах в итоге указана только она. По
сценарию все события фильма происходили летом, но внезапно
оказалось, что всё оборудование студии «ДЕФА» занято аж до октября.
Поэтому все летние пейзажи заменили на зимние, и это, пожалуй,
только добавило фильму сказочности.
Режиссёру удалось взять в аренду территории и постройки нескольких
европейских замков. Основное количество сцен на природе снимали в
западной части Чехии на границе с Баварией. Дом мачехи
(а,
значит, и Золушки) — в замке Швигов, расположенном в Плзеньском
крае, в Чехии. Это, кстати, один из немногих готических замков,
сохранившихся до наших дней практически без перестроек. А
королевский замок снимали в замке Морицбург, находящемся на
территории современной Германии
(в 1970-х годах это была
территория ГДР). Перед входом в этот замок в ноябре 2011 года
был установлен памятник туфельке, которую потеряла Золушка, убегая
от принца:
Замок Швигов в районе Клатови Пльзенского края Чехии (Дом
мачехи и Золушки) | Замок Морицбург и Памятник
туфельке

Для режиссёра
Вацлава Ворличека это был уже пятый фильм, но со сказками он прежде
дела не имел: снимал пародии на «бондиану» и полицейские комедии.
Исполнители главных ролей тоже были мало кому известны: у 20-летней
актрисы Либуше Шафранковой роль Золушки была одной из первых работ
в кино
(она, кстати, снималась до этого и в вышеупомянутой
«Бабушке»), да и сыгравший принца Павел Травничек только-только
начинал свою карьеру. Но оба молодых актёра не были первым выбором:
например, Шафранкова прошла через весьма серьёзный кастинг, в
котором участвовали 25 претенденток. А вот с музыкой всё сложилось
более, чем удачно — композитором фильма стал набирающий
популярность Карел Свобода, а заглавную песню исполнил популярный
певец Карел Готт!
В то время
(на дворе стоял 1973 год) на чехословацкой студии
«Баррандов» на съёмки односерийного фильма выделялся стандартный
бюджет в 3 миллиона крон. На эти деньги можно было снять картину с
примитивными декорациями и самыми дешёвыми костюмами. Но Ворличек
мечтал о грандиозном фильме, с настоящими замками и красивыми
костюмами. Поэтому он передал сценарий своим коллегам из уже
упомянутой немецкой киностудии «ДЕФА». Немцам идея очень
понравилась, они решили присоединиться к проекту и дали на съёмки
миллион марок, что было уже приличной суммой. Взамен немецкая
сторона поставила условие: часть эпизодов должна будет сниматься на
территории ГДР и в актёрской группе тоже должно быть несколько
немецких киноартистов. Естественно, Ворличек согласился.

Как вы теперь уже
знаете, по просьбе немецкой стороны сроки съёмок перенесли. В
результате, само собой, появились новые сложности: ведь все
приготовления были сделаны под летнюю натуру, а работать пришлось
зимой. Кстати, именно из-за этого переноса в картине и появилась
Либуше Шафранкова: актриса, которую выбрали изначально, отказалась
от роли из-за беременности. Съёмки длились три месяца, и вначале
снега было немного, а вот под конец съёмочного процесса его выпало
столько, что финальные кадры, где принц и Золушка так красиво
скачут по заснеженному полю, не смогли снять с первого раза: актёр
Павел Травничек неудачно свернул и... вместе с лошадью буквально
утонул в снегу.

О, а вот ещё о
лошадях! Чтобы не заморачиваться с перевозками и ветконтролем, в
Чехословакии и в ГДР съёмочной группе предоставляли «комплект»
похожих лошадей. «Принц» с «друзьями» совсем не умели ездить
верхом, их пришлось срочно обучать этому искусству. А вот Либуше
Шафранкова, напротив, была прекрасной наездницей и отлично
держалась в седле. Заменили её каскадером только в одной сцене, где
она верхом на лошади перепрыгивает через поваленное дерево.
Понадобился каскадёр и для актрисы Даниэлы Главачевой,
исполнительницы роли Доры, сводной сестры Золушки. Дело в том, что
на момент съёмок актриса была заметно беременна. И чтобы скрыть её
положение, ей подбирали костюмы специального покроя, а в полный
рост старались её не снимать. В сцене же, где сани с Дорой падают в
прорубь, вообще снималась каскадёр. Съёмки были закончены в декабре
1973-го, а в начале 1974-го Даниэла благополучно родила дочку.

Для фильма были
пошито несколько десятков костюмов. Эскизы одежды создавал модельер
Теодор Пиштек — тот самый, что спустя 12 лет, т.е. в 1985 году,
получит «Оскара» за костюмы к фильму «Амадей». За основу он брал
одежду эпохи Возрождения и одежду, изображённую на зимних картинах
Брейгеля. Сейчас эти костюмы бережно хранятся на студии
«Баррандов», их показывают на экскурсиях, иногда их вывозят в
вышеупомянутый замок Морицбург для выставок, посвящённых фильму.
Все, кроме одного — платья Золушки. Потому что оригинальное платье
было буквально разорвано на кусочки фанатами фильма во время самой
первой выставки. Его пришлось заменить на новое. А вот туфель для
Золушки изготовили три пары: одни для просто ходьбы и танцев,
вторые для того, чтобы сбежать по лестнице, и третьи для верховой
езды. Различались они высотой каблука.

«Три орешка для
Золушки» стала самой популярной киносказкой в социалистической
Европе. Картину показали в СССР, потом в Чехословакии, Польше и ГДР
— и везде её ждал тёплый приём. Потом настал черед западных стран:
«Три орешка» увидели Франция, Норвегия, Швеция, ФРГ. Уже в новом
веке фильм выпускали на видеокассетах и DVD, он шёл в повторном
прокате, но самым удивительным стало то, что в какой-то момент «Три
орешка для Золушки» стали прочно ассоциироваться с Рождеством и
Новым годом сразу в нескольких странах — например, в Германии и
Скандинавии. На родине, в Чехии, «Три орешка» тоже ценят, но ещё
несколько лет назад он уступал по популярности на новогодние
праздники... нашему советскому «Морозко» :)
На судьбе создателей успех картины тоже отразился самым
положительным образом. Либуше Шафранкова, как уже говорилось, стала
настоящей кинозвездой и активно снималась до самых последних дней,
хотя и не любила вспоминать о «Трех орешках». Павел Травничек тоже
снимался ещё лет пятнадцать, даже сыграл сразу двух принцев
(причём в паре с Шафранковой!) в сказке «Третий Принц», но
потом организовал собственное актёрское агентство и отошёл от
активной работы в кино.

Режиссёр Вацлав
Ворличек после этой картины переквалифицировался в киносказочника,
снял фильмы «Принц и Вечерняя Звезда»
(и там тоже играла
Шафранкова), а также «Арабеллу» и её продолжения. Режиссёр
скончался в 2019-м. А через два года после этого печального события
в Норвегии решили снять свои собственные «Три орешка для Золушки»
со звездой местной эстрады в главной роли. Травничека, кстати, туда
тоже приглашали, но он запросил слишком большой гонорар за своё
появление на экране.
«Три орешка для Золушки» до сих пор каждый год показывают в дни
празднования Рождества. И даже сейчас, спустя полвека, этот фильм
любят и смотрят. И пусть, как говорится, принцев на всех не
хватило, но мы всё равно счастливы, потому что в нашем детстве была
мечта, которую подарили нам создатели этого чудесного фильма...
Это был шестой выпуск
моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.