Зимняя лИСтКУССТВенница. Выпуск №5
elika — 13.02.2024 «Трёх толстяков» изначально собиралась экранизировать Тамара Лисициан, но в итоге постановку сделал Алексей Баталов. Он мечтал поставить «Трёх толстяков» уже давно, правда, сперва собирался дать героям Олеши вторую жизнь на театральных подмостках — во МХАТе, где служил. Но тогда ему не удалось осуществить задуманное «по идеологическим причинам», ведь, по словам самого Баталова, этот роман является «карикатурой на революцию», а образы трёх толстяков списаны с «буржуев из Кремля»…Фильм, правда, получился абсолютно детским. В нём есть и добро, и зло, и чувство порядочности, товарищества. В конце добро и правда торжествуют, девочка и принц спасены. А для детей ведь важно видеть, что, несмотря на все трудности, на видимую слабость, добро всё-таки празднует победу.
Алексей Баталов:
«Делать фильмы для ребят – большая ответственность. С большой радостью, долго и старательно знаменитую книжку Юрия Олеши (которого я знал с детства – он приходил в дом к моим родителям) переводил на язык кино. Это внутреннее очень дорогая для меня работа».
Алексей Баталов выступил не только в качестве режиссёра картины, не только принял участие в написании сценария, но и исполнил одну из главных ролей. И чтобы сыграть Тибула, актёру пришлось... научиться ходить по канату. Причиной тому стало несовершенство техники комбинированных съёмок для цветных фильмов того времени. После просмотра отснятого материала, где на общих планах в роли идущего по проволоке Тибула снялся дублёр, Баталов решил сам выполнить этот сложный и опасный номер:
«К монтажу подготовили кадры с нами, это был позор! Кирпичные лица, синие ноги. А ведь это центральная сцена, весь сюжет на ней завязан. Я был очень молод и пошёл на риск. В здравом уме такого, конечно, сделать было нельзя. Больше года я учился ходить по проволоке. И научился! В кадре, где я выхожу с чердака на канат над площадью видно, что страховки нет».
← Овладеть мастерством канатоходца актёру помогала его супруга — артистка цирка Гитана Леонтенко. Она же тренировала и обучала акробатическим трюкам Лину Бракните. Кроме Алексея Баталова, в фильме занята целая плеяда блестящих актёров: Валентин Никулин, Рина Зелёная, Роман Филиппов, Евгений Моргунов, Алексей Смирнов, Виктор Сергачёв, Георгий Штиль и другие.
И, конечно, нельзя не отметить замечательную работу юных исполнителей ролей Суок и наследника Тутти — Лины Бракните и Петра Артемьева. Повзрослев, они, к сожалению, не стали профессиональными актёрами. Литовской девочке Лине Бракните тоже пришлось изрядно попотеть, осваивая цирковую акробатику и жонглирование. Благо, как уже было сказано, рядом всегда была наставница – жена Баталова и по совместительству цирковая актриса.
Однако, на цирковой подготовке трудности не закончились. Так как муляж куклы вышел не очень похожим на актрису, то в большинстве сцен Лине пришлось играть и за куклу тоже. Самым тяжёлым было сохранять немигающий взгляд, для чего бедной девочке наклеивали на веки специальную плёнку. А ещё ей пришлось повозиться с… тигром! Ведь, если в книге хищника вёл оружейник Просперо, то в фильме эту неблагодарную роль отвели Суок, поскольку девочка с тигром на поводке, конечно, смотрелась очень эффектно.
Лина Бракните:
«В эпизоде, когда я, спасая заключённых из клеток в зверинце, сталкиваюсь с тигром, я повернулась к тигру спиной. Меня не предупредили, что этого делать нельзя. И вдруг чувствую – на плечи легли огромные тяжёлые лапы. От страха я не поняла, как взлетела наверх по решётке. Полчаса отходила. Но пришлось снова входить в клетку, снимать ещё дубли.
А когда я по сюжету играла девочку, то косметики было не так много, а вот для куклы делали особый грим. Мне даже глаза наклеивали на особой пленке — кукла ведь не могла моргать, и Алексей Баталов думал, что я долго не смогу продержаться. Муляж куклы, конечно, был, но мою копию использовали только для трюковых сцен».
В общем, сначала актрисе наклеивали глаза, а потом стали обходиться просто накладными ресницами. В парике в жару тоже было тяжело ходить: он приклеивался к волосам, и его в некоторых местах «снимали» при помощи бритвы. И единственное, с чем не до конца справилась юная актриса, была озвучка, поэтому в некоторых моментах Суок говорит голосом… Алисы Фрейндлих :)
Ну, а в то время, пока Баталов и Бракните изводили себя тренировками, актёры, исполнявшие роли Трёх Толстяков, то есть Сергей Кулагин, Евгений Моргунов и Борис Христофоров, решали другую проблему: ещё до начала съёмок режиссёр велел им придерживаться «антидиеты», чтобы прибавить в объёме и в весе. И, увы, несмотря на все старания, актёрам не удалось достичь требуемых параметров, поэтому для них были пошиты костюмы со специальными «утолщающими» накладками.
Повесть Юрия Олеши была экранизирована в Советском Союзе ещё дважды, и обе ленты были анимационными: в 1963 году, за три года до картины Баталова вышел мультфильм «Три толстяка», а в 1980 году по мотивам произведения была поставлена музыкальная картина «Разлучённые».
Кстати, киносказку «Три толстяка» снимали в Петергофе на территории Конюшенного корпуса. Правда, для фильма здание несколько «декорировали», в частности, прикрепили к нему временный балкон :)
Это был пятый выпуск моей "Зимней лИСтКУССТВенницы".
Подробнее про рубрику "лИСтКУССТвенница" читайте здесь.
|
</> |