
Общественный строй, делающий прогресс злом для общества - должен исчезнуть. Или


[цитирую фрагмент] Лидеры частного сектора в области технологий обещают нам светлое будущее с уменьшением стресса на работе, меньшим количеством скучных собраний, увеличением свободного времени и, возможно, даже универсальным базовым доходом. Но стоит ли им верить? Многие люди могут просто потерять то, что считали хорошей работой, и искать работу за более низкую зарплату. Ведь алгоритмы уже берут на себя задачи, которые обычно выполняли люди.
В своем эпохальном труде 1817 года «О принципах политической экономии и налогообложения» Рикардо положительно отнесся к машинам, которые уже трансформировали прядение хлопка. Следуя общепринятому мнению того времени, он заявил в Палате общин, что «машинами не уменьшается спрос на труд».
С начала 1770-х годов автоматизация прядения снизила цену на хлопок и увеличила спрос на дополнительную задачу — ткачество хлопковой пряжи в готовую ткань. И поскольку практически весь процесс ткачества выполнялся вручную до 1810-х годов, этот взрывной спрос помог превратить ручное ткачество хлопка в высокооплачиваемую ремесленную работу, занявшую несколько сотен тысяч британских мужчин (включая многих уволенных доиндустриальных прядильщиков). Этот ранний положительный опыт с автоматизацией, вероятно, сформировал первоначально оптимистичное видение Рикардо.
Но развитие крупномасштабных машин не остановилось на прядении. Вскоре паровые ткацкие станки начали использоваться на фабриках по производству хлопчатобумажной ткани. Больше «ручные ткачи» не могли зарабатывать хорошие деньги, работая пять дней в неделю в собственных домах. Вместо этого им приходилось бороться за пропитание своих семей, работая гораздо больше часов под строгим надзором на фабриках.
Тревога в обществе росла, на Севере Англии прогремели протесты, Рикардо передумали. В третьем издании своей влиятельной книги, опубликованной в 1821 году, он добавил новую главу «О машинах», где попал в точку: «Если бы машины могли делать всю работу, которую сейчас делает труд, спрос на труд бы не существовал». Та же самая проблема актуальна и сегодня. Захват алгоритмами задач, которые раньше выполняли работники, не принесет радости уволенным работникам, даже если они не смогут найти новые хорошо оплачиваемые задачи.
Большинство ремесленников-ткачей в 1810-х и 1820-х годах не пошли работать на новые ткацкие фабрики, потому что механизированные станки не нуждались в большом количестве работников. В то время как автоматизация прядения создала возможности для многих людей работать в качестве ткачей, автоматизация ткачества не создала компенсирующего спроса на труд в других секторах. Британская экономика в целом не создала достаточно других новых высокооплачиваемых рабочих мест, по крайней мере, до тех пор, пока не началось строительство железных дорог в 1830-х годах. Многие были вынуждены остаться в профессии, даже если заработки упали более чем в два раза.
Еще одна ключевая проблема, хотя Рикардо сам ей не уделил должного внимания, заключалась в том, что работая в жестких фабричных условиях, подчиняясь работодателю, ткачи становились маленькими шестеренками в «сатанинских мельницах» начала 1800-х годов. И такая перспектива их не прельщала. Многие ремесленные ткачи работали как независимые предприниматели, покупая хлопковую пряжу и затем продавая свои тканые изделия на рынке. Очевидно, они не были в восторге от перехода к более длинному рабочему дню, увеличению контроля, уменьшению автономии и снижению заработков (по крайней мере, по сравнению с расцветом ручного ткачества). В показаниях, собранных различными Королевскими комиссиями, ткачи горько высказывались о своем отказе принимать такие условия работы или о том, какой стала их жизнь, когда они были вынуждены (из-за отсутствия других вариантов) выбирать такую работу.***[конец цитирования]
...Такие дела...
------------------------------
*) Ранее по теме в этом журнале
Три фазы капитализма: романтизм, скептицизм, катастрофизм – в трех цитатах.
https://alex-rozoff.livejournal.com/788885.html
Роботизация наоборот: люди-рабы за паек выполняют тяжелый труд под контролем роботов.
https://alex-rozoff.livejournal.com/273194.html
Отрицательное социальное время - 2: голливудские мечты элитки и графики Римского клуба
https://alex-rozoff.livejournal.com/582969.html
Дележка шкуры убитого капитализма, или: при каком, все-таки, строе живет т.н. цивилизованный мир?
https://alex-rozoff.livejournal.com/795538.html
Потребительской дизайн социального строя. Параэкономика - тень, в которой живет смысл
https://alex-rozoff.livejournal.com/694213.html
Парантропология о которую споткнулись социализм и капитализм: похуманизм и зомбизнес
https://alex-rozoff.livejournal.com/695715.html
Мурати отожгла. Некоторые виды творчества пойдут в *опу, поскольку не должны были приходить оттуда
https://alex-rozoff.livejournal.com/796058.html
3-я попытка свидания элитки с роботами: топ-менеджеры БигТех - бытовые дебилы и все опять идет криво
https://alex-rozoff.livejournal.com/796294.html
**) Ранее по теме в других источниках
18 ноября 2011 Жалкие остатки Почему Великобритания больше не производит товары?
https://lenta.ru/articles/2011/11/18/industrydeath/
zydfhm 2020 The Real Trouble With Silicon Valley
The toxicity of the web is peanuts compared with Big Tech’s failure to remake the physical world.
By Derek Thompson
https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2020/01/wheres-my-flying-car/603025/
Тени гигантов: почему компании Кремниевой долины неспособны изменить мир
https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5e1867509a79471959227806?from=copy
***) Маленькие шестеренки: как ИИ усилит контроль над людьми и покончит с тайнами
28 апреля 2024 Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон
https://kz.kursiv.media/2024-04-28/prsy-richardo-znal-istoriya-uzhe-predskazala-nam-budushhee-ii/
|
</> |
