
Размышления о Шамане и его русской сущности.


Такое явление как Шаман состоялось. Возможно, его забудут через пять лет, возможно и нет, но на сегодняшний день это первая звезда за долгое время, которая так резко взлетела и дошла до больших площадок. Стадионы он, конечно, собирал в крупных городах, но говорить о том, что это всенародный любимец не приходится. Хотя определенное влияние на аудиторию тут отрицать глупо. И надо отдать должное чутью, как самого Ярослава, так и его продюсеров. Он попал в аудиторию и смог удовлетворить общественный запрос. Только вот с нюансами. Мы же помним его главный хит «Я русский» и это точно не такая же песня как, к примеру «Хотят ли русские войны» или «Пусть всегда будет солнце». Здесь выступает в первую очередь некая агрессия. Так что давайте пристально рассмотрим певца и его блокбастеры.
Что любит декларировать Ярослав? «Всему миру назло», «Меня не сломать», «Я иду до конца». Слушая такие высказывания, понимаешь, что автор берёт на себя некие обязательства. И уж тем более раз он заявляет о том, что он русский то здесь должна присутствовать вот эта самая русская сущность. То есть продукт, а Ярослав, несомненно, продукт продюсеров и в этом нет ничего плохого, должен соответствовать тому, что сейчас и ассоциируется с русскими. Ну, или хотя бы позиционируется как обязательные черты присущие русским. Но что мы видим в итоге? А это крайне интересный вопрос.
2

Что мы имеем с точки зрения музыки и подачи? Да банальный хард-н-хеви из 80-х годов. Scorpions, Judas Priest, Iron Maiden, естественно Van Halen и Cinderella, не без Motley Crue, а местами даже Gorki Park. И вот это крайне занятный момент. Ведь Парк Горького был музыкой не для наших масс. Это была музыка на экспорт.
Рискну предположить, что точно так же задумывался и Шаман. Если бы была ориентация на внутренний рынок, то сразу бы изменили причёску и название. Ну, зачем в России латиница? Проект ведь сейчас ассоциируется с неким турбо патриотизмом, но, по-моему, это просто совпадение. Поэтому Ярослава пришлось в итоге стричь. Не любят у нас косички, потому что они чужды нашей культуре.
3

Был ли в данном случае шанс выстрелить на западе? Об этом мы теперь можем только гадать, потому что 2022 год изменил всё, но я склонен полагать, что нет. И дело не в существовании оригиналов, о которых я сказал выше. На западе так же наблюдается ренессанс подобной музыки. Greta Van Fleet, Powerwolf и прочие Art of Anarchy на это намекают. Вот только есть большая разница между группами вдохновляющимися оригиналами и пародией. Шаман это именно пародия и на западе такое не прокатило бы.
4

Собственно можно обратить внимание и на аппарат с инструментами. Вы думаете, что там есть что-то русское? Не смешите меня. Ребята играют на традиционных гибсонах и ибанезах. Басы тоже по классике жанра - фендер или ямаха. Барабаны, как я понял, тама; железо к ним без сомнений Zildjian. Практически всё это даже не европейские марки, а американские. Исключение - ямаха из Японии.
И вот тут хочется спросить, куда же делись наши колонки Эстрада? Где микрофоны МД? Ну и, в конце концов, никто не отменял такие инструменты как Аэлита или Тоника. А так же пульты Электроника и примочки Лель. Какая-то странная получается Русь-матушка, не правда ли?
5

Если же отбросить смех, а вместе с ним все эти свердловско-кавказские гитары и энгельсовские барабаны, то своих Кулибиных у нас хватало. Да, поточного производства хороших гитар не было, но на заказ ведь делали люди и педали и инструменты. То есть вот же прямо в 2022 году можно было начать продвигать российского изготовителя. И заодно рассказывать, что перед нами есть человек, поющий о том, что он русский и музыканты у него работают на нашей аппаратуре. А ещё песни поют самобытные. Но то всё теории, на практике же вышло иначе.
6

Получилось-то ведь, что человек кричащий о том, что он русский и пойдёт до конца не служил в армии. Он же бросил жену с ребенком, впрочем, и вторую свою любовь тоже. Я не буду тут рыться в чужой личной жизни, но как-то не похоже вот это вот на скрепы. Ну и имидж взял и полностью скопировал с западных образцов. Скопировал оттуда и музыку. Об инструментах я тоже указал. И в сухом остатке мы ведь не имеем в данном случае ничего русского. Перед нами то ли насмешка, то ли какая-то пародия. Русской сущности тут я не вижу.
Можно сколько угодно ругать шоу-бизнес 90-х годов, но условная Комбинация или Иванушки хотя бы имели корни в русской самобытности. Здесь перед нами калька. Пусть за образец и взяты качественные коллективы, но взята лишь оболочка и форма. Содержания же здесь нет. Хотя, наверное, и быть не может. Ну, какое ещё содержание у пародии?
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.
|
</> |
