рейтинг блогов

Зеленая энергетика, атомные станции и образовательная катастрофа. Часть первая

топ 100 блогов anlazz30.10.2020 Зеленая энергетика, атомные станции и образовательная катастрофа. Часть первая Интересно, но планируемый в Европе переход к т.н. «зеленой энергетике» прекрасно ложится в один очень важный тренд современности. А именно – в тренд падения уровня образования. Напомню, что в течение последних трех – а возможно, и четырех – десятилетий  происходит процесс снижения понимания природы «приходящими в жизнь» поколениями. По крайней мере, в Европе и США. (Ну, и у нас, понятное дело – мы же тоже «почти Европа».)

Причины этого процесса, разумеется, достаточно сложные – в том смысле, что  тут мы можем наблюдать воздействие не одной какой-то причины, а некоей «суперпозиции» многих формально независимых явлений. Например, рассмотренного в прошлом посте нарастания неадекватности иерархических систем – к коим относится и образование. (Это явление давно известно под названием «закона Паркинсона».) Благодаря чему все «реформы образования» закономерно приводят только к его ухудшению. Или, скажем, снижения популярности естественно-научных и технических специальностей и связанных с ними знаний при росте влияния разного рода «искусств управления и манипуляции». («Менеджмента и маркетинга».) В результате чего число грамотных специалистов  уменьшается, а число тех, кто уверен в «умении управлять людьми» - растет. (О том, почему «умение» в кавычках, будет сказано отдельно.) Наконец, все последние десятилетия наблюдается снижение ценности самостоятельного доступа к знаниям – условно сказать, чтения. (Точнее – чтения не для развлечения, а для познания.)

Впрочем, для нас наиболее важно тут то, что указанное положение приводит к очевидному дефициту специалистов, способных к управлению сложными техническими системами, а уж тем более – к их созданию. Те же «спецы», что имеются в наличие, все чаще оказываются не совсем специалистами, а все чаще – людьми, научившимися создавать о себе впечатление специалистов. И единственное их отличие от пресловутых «менеджеров» состоит в умении оперировать «техническими» или «научными» понятиями. Правда, тут сразу стоит сказать, что – в определенной  мере – данная проблема компенсируется возможностью усиления «аппаратного контроля», т.е., передачей части функций по управлению, да и по проектированию техническим системам. Но ведь их – эти системы – так же надо как-то проектировать! (То есть, до пресловутого ИИ еще надо дожить – и, скорее всего, это сделать невозможно.)

* * *

Т.е., круг замкнулся. В результате чего в современном мире все чаще наблюдаются картины, подобные той, что была при аварии на Фукусимской АЭС. Когда на неплохо (в принципе) перенесшей цунами станции персонал методично и уверенно довел ситуацию до расплавления активной зоны реакторов. А ведь нужно было всего-то совершить цепочку нестандартных, но вполне очевидных действий – и все закончилось бы с минимальными потерями. Однако этого не произошло – и «Фукусима» привела не только к разрушению самой станции, но и к загрязнению окружающей территории, приведшей, в свою очередь, к эвакуации населения. Более того – по результату данной аварии было принято решение, вообще, избавиться от атомной энергетики в Японии. (На 2017 год за ней осталось всего 3,7% генерации,  при том, что до 2011 года АЭС давали порядка 30%.

Наверное, тут не надо говорить, что решения подобного рода принимаются не «по желанию левой пятки». В том смысле, что очевидные потери, которые должна была понести Страна Восходящего Солнца, были связаны с очень серьезными проблемами, которые «диагностировала» данная катастрофа. И это проблемы связаны отнюдь не с опасность реакторов, которые спокойно работали себе десятилетиями. (И спокойно переносили все землетрясения и цунами.) А с тем, что фукусимская катастрофа буквальным образом обнажила проблему адекватности имеющихся в стране специалистов. Которые уже в 2011 году оказались далеко не в лучшей форме. А ведь тогда деградация только начала проявляться! (Кстати, на этом фоне можно вспомнить о том, что в 2015 году – как раз после того, как случившееся было осмыслено – министр образования Японии открыто заявил о необходимости переориентации обучения с гуманитарной и техническую составляющую. Правда, судя по всему, сделать это оказалось непросто, а точнее – практически невозможно.)

Но ведь понятно, что одной только Японией дело не ограничивается. И что указанные в начале поста проблемы охватывают практически все государства, за редким исключением. Возможно, в Китае дело обстоит иначе, но там иные проблемы, связанные с нулевой «исходной точкой»: еще в середине ХХ века в стране вообще не было научных и инженерных школ. Ну, и КНДР так же стоит особняком – но поэтому о ней надо говорить отдельно. Все же остальные – включая и европейские страны, и США – прекрасно осознают, что текущий уровень готовности (не столько подготовки, сколько именно готовности) персонала еле-еле соответствует требованиям безопасности при эксплуатации  ядерных реакторов. Если же говорить об их строительстве, то с этим дело обстоит еще хуже. Скажем, французская Areva – построившая в свое время десятки АЭС (в том смысле, что десятки АЭС построили образовавшие ее фирмы) – в последние десять  лет не может достроить один !!! энергоблок на острове Олкилуото в Финляндии. Напомню, что первый энергоблок этой станции был заложен в 1974 году и пущен в 1978, второй, соответственно, в 1975 и 1980. Третий же начал строиться в 2005 году и не достоин до сих пор.

* * *

То есть, и французы (!) оказываются уже на пороге утери «атомных технологий». Точнее – на пороге утери возможностей их использования, поскольку понятно, что сами технологии никуда не делись: папки с чертежами и технологическими картами как лежали, так и продолжают лежать в архивах. А вот людей, способных привести нарисованное и написанное в жизнь, судя по всему, не осталось. Поэтому неудивительно, что и Франция собралась строить «светлое безатомное будущее». В том смысле, что к 2035 году она собралась закрыть четверть существующих реакторов – которые дают аж 71% (!) от всей французской генерации. (С последующим снижением далее.) Разумеется, подобное решение оказывается еще более болезненным – и потому, что заменить подобный дефицит физически нечем. (У Японии есть угольная энергетика, у Франции ее нет.) И потому, что дешевый атом сейчас фактически спонсирует дорогую «зеленую» энергию. И после его исчезновения может возникнуть серьезный проблемы.

Поэтому французскому руководству в данном вопросе приходится лавировать – например, заявлять о возможности строительства новых реакторов. (Хотя физически подобные действия с каждым годом становятся все менее вероятными – см. описанную выше историю с «Олкилуото-3».) Но для других европейских государств – таких, как та же Германии, Австрии или Швейцарии – вопрос о необходимости закрытия АЭС оказывается решенным однозначно. В том смысле, что они собираются это сделать полностью, не связывая это ни с какими условиями.

Разумеется, официальная аргументация тут, разумеется, «экологическая» - однако понятно, что она не имеет отношения к реальности. Поскольку «лица, принимающие решения»  в действительности все же имеют – точнее, должны иметь – представления, отличные от представлений обывателя, запуганного радиофобией. И поэтому должны прекрасно понимать, что как раз в «экологическом плане» АЭС являются чуть ли не идеальными источниками энергии. (При грамотной эксплуатации, конечно – поскольку при неграмотной может случится то, что случилось с Фукусимой.) А тот факт, что «антиатомное движение» охватывает множество стран, прекрасно показывает, что его нельзя свести исключительно к вопросу конъюнктуры – т.е., к тому, что какая-то одна «экономическая группа» побеждает другую. (Вопрос «мирового заговора», по понятным причина, рассматривать нет смысла.) А вот указанный выше вопрос деградации персонала выглядит тут вполне рационально. В том смысле, что понятно: населению о данном процессе говорить незачем, однако это не мешает учитывать подобный аспект в государственном управлении.

* * *

Причем, поскольку речь тут идет о системном явлении, то это проявляется не только в отношении к атомной энергии. Поскольку понятно, что «атом» в данном случае оказывается на первом месте – поскольку «продукт современного образования» за пультом АЭС действительно может быть уподоблен знаменитой «обезьяне с гранатой» - однако только им дело не исчерпывается. Поскольку оказывается, что практически вся современная «энергетическая инфраструктура» оказывается под угрозой «обобезьянивания». (И не только энергетическая – о чем будет сказано отдельно.) И на этом фоне пресловутая «зеленая возня» вдруг начинает выглядеть вполне рациональной. Не только в том плане, что она позволит – в случае удачи – дать новые заказы задыхающейся западной промышленности. Но и потому, что она может действительно решить указанную выше проблему. Правда, решить не так, как это объясняют обывателю – поскольку последний тут назначен исключительно на роль жертвы – но сути это не меняет.

Однако об этом будет сказано уже в следующей части…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
maysuryan пишет: Если взять выдержки из речей, интервью и выступлений Владимира Путина за постсоветский период, то из них предстанет вполне ясная, цельная картина его взглядов на историю России и СССР после революции. Но что это за картина? Судите сами. «БОЛЬШЕВИКИ НАДУЛИ ...
   Мои товарищи знают, что как только вышла книга «Миф о Большом терроре», на моих страницах в соц.сетях появились оппоненты, которые задавали вопрос: вот ты утверждаешь, что трупов нет, а как же тогда Холокост, ведь там тоже трупов нет? Холокоста тоже не было? ...
. . Признаться, я очень удивился, узнав, что Робин Уильямс покончил с собой . Ведь именно он сыграл главную роль в прекрасном фильме , проповедующем запредельную пагубность такого деяния для бессмертной души, исключающей всякую возможность ее дальнейшего спасения. Правда, ...
Занятие армией Российской Федерации Авдеевки, несомненно, событие знаковое. Там находился один из самых укрепленных рубежей ВСУ на Донбассе, часто артобстрелы велись именно из этого населенного пункта. И теперь напрашивается логичный вопрос: уменьшит ли сдача Украиной Авдеевки ...
Хочу развить тему, начатую у френдессы natali_ya Почем нынче комменты "...по ходу дела узнала про сообщество платных комментариев. Вот пример заявки в платном сообществе: «20 комментов по 5 ЖЖ Разный айпи По теме, комменты первого уровня Спасибо!» " "комментариев по 20 в день ...