ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

топ 100 блогов nikonova_alina05.04.2021 ЭДУАРД ШТЕЙНБЕРГ
Часть 2.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ
Эдуард Штейнберг и Илья Кабаков

Штейнберга считают одним из наиболее ярких представителей второй волны русского авангарда. Вообще, «второй русский авангард» — это не совсем официальный термин, который ввел в оборот поэт и художник Михаил Гробман, который считался идеологом и теоретиком этого неформального художественного течения. Появление второй волны русского авангарда связывают одновременно с проведением VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, который дал молодым (и не очень) художникам-нонконформистам небольшой шанс заглянуть за железный занавес и познакомиться с тем, что происходит в искусстве Запада, и с хрущевской оттепелью, когда художники на короткое время смогли выйти из-под жесткого идеологического контроля официальных государственных структур, и смогли начать самовыражаться, так сказать, по собственному желанию.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ
Эдуард Штейнберг. Без названия. 1970-е

По сути Штейнберг был одиночкой, когда о нем начинают писать, то тут же всплывает термин «внутренняя эмиграция», поскольку художник занимался собственными художественными поисками, переосмысливая творчество Малевича с учётом своих личных религиозно-философских поисков.
Но тем не менее его причисляют все же в так называемой «Группе Сретенского бульвара». Это было неформальное объединение художников, сложившееся в 1960-х годах вокруг талантливого организатора, теоретика искусства и художника Юрия Соболева-Нолева. В группу в том числе входили Илья Кабаков, Юло Соостер, Эрнст Неизвестный, Эрик Булатов, Олег Васильев, Владимир Янкилевский, Виктор Пивоваров, Иван Чуйков. По сути все эти художники, весьма разные по стилю и художественным принципам объединились по, так сказать, «географическому принципу». Поскольку в районе Сретенского бульвара было довольно много студий «неофициальных» художников, и кроме того, художники, несхожие по стилю, были близки между собой по духу. Они постоянно общались, навещая друг друга, обменивались идеями и книгами, устраивали показы, приводили музыкантов, поэтов и критиков. Это был своеобразный мир, не замкнутый, но и не общедоступный, особая среда – интеллектуальная, ищущая, а потому элитарная, и в то же время – теплая, богемная и свободная. Неформальным лидером «сретенцев» считался Илья Кабаков, с которым Штейнберг много лет дружил.
Сам Эдуард, которого все друзья звали просто «Эдик», как раз в это время, с конца 1960-х по начало 1980-х годов переживал наиболее интенсивный период художественных поисков.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ
В мастерской Ильи Кабакова. 1980-е гг.

После довольно короткого периода фигуративногг искусства начала 1960-х годов Штейнберг перешел к высветленным по тону «метафизическим натюрмортам», полуабстракным картинам с фигурами мертвых птиц, камней и раковин. Здесь стало все более заметно беспредметное начало, выражающееся в интенсивном высветлении цвета.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ
Эдуард Штейнберг. Без названия
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ
Эдуард Штейнберг. Без названия. 1970-е

Постепенно он выработал собственную версию геометрической абстракции, в которой хрупкое равновесие геометрических форм выстраивается в своеобразный «абстрактный пейзаж».
Очевидно, что «классический» Штейнберг сложился под решающим воздействием Малевича: сохраняя общее впечатление космического парения легких форм, художник сводил до минимума присущие исконному супрематизму резкие цветовые контрасты, придавая своим образам подобие меланхолического «воспоминания об авангарде». Такого рода картины сложились в огромный многолетний цикл, пластически-элегантный, полный тонкого декоративного чутья. Часто он писал картины с посвящением кому-либо: Кабакову, Ротко.

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ
ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ: ЛИЧНОСТИ

Четыре работы Штейнберга, которые показаны на выставке в музее, как раз и относятся к таким «воспоминаниям об авангарде» конца 1970-х годов. Эта серия была выполнена в 1977-м, все картины носят одинаковое название – «Композиция». У них светлый, почти пастельный фон и гармонично выверенное композиционное решение. Геометрические конструкции создают ощущение хрупкого равновесия, существующего лишь здесь и сейчас. И как это не удивительно, придают полотнам какой-то совершенно импрессионистический эффект.
Казимир Малевич, кумир Штейнберга, считается представителем геометрической абстракции, а противовес лирической Василия Кандинского. И очень любопытно, что в данном случае, Штейнбергу удается сочетать оба классических варианта русского классического абстракционизма.

Продолжение следует…

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чуть больше, чем десять лет тому назад, мы с Альбертом отсняли цикл о церквях Горловки. Сегодня я решила полностью повторить его здесь.  Как странно сегодня все это выглядит! И снималось на пленку. И Яндекс фоток давно уже нет. И некоторые церкви закрыты. И новые построены. И ...
В последнее время я всё чаще слышу о том, что у тех, кто ведёт блоги, возникают конфликты касательно этих самых блогов с окружением в реальной жизни. Близкие и ...
1. Дело Игоря Мазура, задержанного по запросу России в Польше, начинает обрастать очень интересными подробностями. Как оказалось, российская сторона очень хорошо информирована не только о возможных вариантах переговоров и консультаций, которые ведет украинская сторона, но и о ...
...
Последние годы на фарфоровом небосклоне Великобритании появились новые звездные имена. Это радует, поскольку часть старых брендов выкупили иностранные компании и для удешевления продукции перенесли производство в Китай, Индонезию и на Филиппины. Из дизайна этих известных брендов (хотя он ...