рейтинг блогов

Замшелый Раскольников - нужен ли он нам?

топ 100 блогов evaevg17.04.2024 Когда я в прошлый раз писала про литературу в школе, один комментатор написал, что, дескать, программу надо менять, потому что герою надо хотеть подражать, он должен служить примером. А какой пример можно взять с Онегина, Печорина или там Раскольникова? Тоже мне, герои.

А действительно, нужны ли нам такие замшелые герои?
Замшелый Раскольников - нужен ли он нам?
И тут сложно возразить, потому что подражать Онегину, а тем более Раскольникову - это такое... Но значит ли это, что они - не герои, и романы эти надо изъять из школьной программы? А то вдруг кто начнет друзей задирать и на дуэлях убивать ни за что ни про что или бабушек топорами мочить почем зря?

Но я все-таки попробую. Возразить.

Потому что есть герои - в лоб. Они, как правило, встречаются в детской или приключенческой литературе. Жанровой. Например Мальчиш-Кибальчиш Гайдара. Или тот самый д'Артаньян.

А есть литература посложнее. И герой там - сложный. И сложен он прежде всего тем, что он становится героем (или не становится, тут от автора зависит) на глазах читателя. Формируется характер, герой ставится в такие условия, где вынужден делать этический выбор, преодолевать себя, бороться со своими слабостями, приходить к пониманию каких-то важных вещей. Именно это - ключевое в русской литературе. И не только в русской. Классическая литература - она вся именно про это.

Конечно, проще дать детям условного Положительного Героя, сказать, что вот он - Положительный Герой, и предложить им взять его за образец для подражания. Возможно, это даже и сработает. На первых порах. Особенно, если его ярко раскрасить, и подать в остросюжетном соусе. Но литература - она не про тупое подражание. Она должна учить думать. И суть литературы именно в этом - заставить читателя вместе с героем пройти этот путь. Налажать, осмыслить, передумать, покаяться и, возможно, совершить свой подвиг. Ну, или, как вариант, автор может привести героя к краху, чтобы показать полную несостоятельность его мировоззрения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Морское  франко-сиамское сражение на реке Чаопрайя, классический пример того, что в будущем назовут «дипломатией канонерок». Демонстрация того, как военно-морская мощь - даже в виде небольших, небронированных подразделений - может иметь решающее значение для выяснения споров. ...
Ёжики в тумане томате с макаронами и салатом. Фарш из мяса, рис, соль, специи. «Ёжики» обжарить на растительном масле и тушить в томатной пасте с луком и морковью, добавив ...
Как версию можно обсуждать, что из гос.депа местным кадрам была спущена задача создать видимость партизанской войны в крыму за возвращение назад или в зад (в Украину). Мол народ томится под русским игом и желает свободы (такой как в Сирии). А так как все остальные формы протеста запрещены ...
Андрей Лазарчук "Завершена экспертиза по причинам гибели крейсера "Москва". В целом подтвердилась первоначальная информация, полученная ещё во время буксировки корабля в порт. Нет, не было никакого внешнего воздействия - ни мин, ни ракет, ничего. На корабле не была сыграна боевая тревога, ...
Перед Путиным – выбор между правильным и неприемлемым, и он будет искать возможность представить неприемлемое правильным.  Эпидемия на подъеме. Число жертв растет. Никакими двумя майскими  неделями ситуация не разрешится. Чтобы придавить эпидемию, нужно дать  возможность ...