Загадка "Флоры"
vikond65 — 22.11.2018На сегодняшний день, согласно ряду российских источников, приходится годовщина едва ли не самой странной и противоречивой победы в истории российского флота. Согласно этим источникам, в ночь с 21 на 22 ноября 1853 года (с 9 на 10 ноября по старому стилю) парусный фрегат "Флора", вооруженный 44-мя 24-фунтовыми пушками, в бою у Пицундского мыса успешно отбился от трех турецких пароходофрегатов, на которых стояло в общем счете 62 орудия, в том числе 10 тяжелых 60-фунтовых бомбических пушек. Правда, по другим данным, этот бой произошел в ночь с 6 на 7 ноября, по третьим - днем 6 ноября, а по четвертым - днем 9 ноября.
Однако все российские авторы сходятся в том, что неравный бой продолжался более четырех часов, в течение которых "Флора" выпустила по врагу 437 ядер, тяжело повредив флагманский пароход "Таиф" под командованием вице-адмирала Мустафы-паши. Не сумев справиться с отважным фрегатом, турки позорно бежали, утащив обездвиженный "Таиф" на буксире, а "Флора" за все это время получила всего лишь два попадания и не потеряла ни одного человека в команде.
Столь выдающийся результат получился, несмотря на то, что русский фрегат был почти обездвижен безветрием и мог двигаться со скоростью не более двух узлов, а турки со своими паровыми машинами имели скорость до 8-9 узлов и могли свободно маневрировать. За этот героический бой командир "Флоры" капитан-лейтенант Скоробогатов был повышен в чине и награжден орденом Святого Георгия. Также ордена получили девять офицеров и шесть матросов.
Между тем, в турецких документах нет вообще никаких упоминаний об этом бое! А якобы тяжело поврежденный "Таиф" уже 30 ноября принял участие в Синопском сражении, прорвавшись сквозь строй линкоров адмирала Нахимова и уйдя от преследования трех пароходофрегатов адмирала Корнилова. Более того, турецкий историк Кандан Бадем в своей книге Ottoman Crimean War приводит письмо командующего турецким флотом великому визирю, в котором тот обвиняет Мустафа-пашу в том, что он, сославшись на плохую погоду, не дошел со своими пароходофрегатами до Сухума, где Мустафа, согласно приказу, должен был высадить десант.
Мустафа-паша двигался с юго-запада, а Пицунда находится в 55 километрах к северо-западу от Сухума. И если турки до Сухума не дошли, то как они могли оказаться у Пицунды? А если турок там не было, то с кем воевала "Флора"? Историк флота Борис Соломонов в разговоре со мной высказал на сей счет предположение, что команда фрегата в ночной темноте могла ошибочно принять за турок небольшую русскую эскадру вице-адмирала Серебрякова, которая шла мимо Пицунды к пограничному береговому редуту Святого Николая, захваченному турками в октябре.
Серебряков получил приказ бомбардировать редут, но неизвестно - был ли извещен командир "Флоры" о его миссии. Если - нет, то ошибка вполне возможна. И Скоробогатов вполне мог быть уверен, что он в ночной темноте стреляет по туркам, а те ведут ответный огонь. Правда, судя по отсутствию потерь и повреждений в отряде Серебрякова, "Флора", к счастью, ни в кого не попала. Впрочем, это всего лишь гипотеза, а о том, что произошло на самом деле, мы, скорее всего, уже никогда не узнаем.
На заставке - картина А.П. Боголюбова "Бой фрегата "Флора" с тремя турецкими пароходофрегатами 9 ноября 1853 года", нарисованная "по горячим следам" в 1854 году.
Еще одна картина того же автора и с тем же сюжетом, написанная в 1857 году.
и наконец, - третья картина Боголюбова на ту же тему, нарисованная в том же 1857 году, но на ней бой происходит ночью.
|
</> |