Кручу-верчу, летать хочу


Сегодня у вертолетчиков, к которым я отношусь с уважением, знаменательная дата: 13 ноября 1907 года владелец велосипедной мастерской француз Поль Корню совершил первый в мире официально задокументированный полет на геликоптере, который он сам спроектировал и собственноручно построил.

Как видно на снимках, вертолет Корню имел продольную схему с двумя двухлопастными винтами изменяемого шага диаметром по шесть метров каждый. На каркасе из тонкостенных стальных труб, укрепленных расчалками, стоял восьмицилиндровый V-образный двигатель "Антуанетт" водяного охлаждения мощностью в 25 лошадиных сил и велосипедное сиденье пилота.
От двигателя к винтам с большими спицованными втулками, напоминавшими огромные велосипедные колеса (основная специальность Корню давала себя знать) шли длинные ременные передачи. Специальные шкивы регулировали натяжение ремней. Винты имели профилированные деревянные каркасы и полотняную обшивку. Собственный вес аппарата без пилота и топлива составлял 203 кг, с полной нагрузкой - около 270.
На испытаниях геликоптер поднялся в воздух и провисел примерно полминуты на высоте около метра, однако, заставить его взлететь повыше, совершать развороты и перемещаться в заданном направлении пилот так и не смог. Поперечные рулевые поверхности, установленные спереди и сзади аппарата, которые могли отклоняться в вертикальной плоскости, оказались неэффективными.
Так и не найдя способ сделать вертолет управляемым, Корню забросил свое изобретение и вернулся к прежним занятиям. До механизма управления циклическим шагом лопастей он не додумался.


Поль Корню в кабине своего вертолета.


Оригинал аппарата Корню не сохранился. На снимках - современная реплика, построенная во Франции в 2008 году и ее мотор (вроде бы, подлинный). Испытания показали, что отрываться от земли аппарат действительно мог, но управлять им в полете было невозможно.
|
</> |