"Забытые" броненосцы (ч.35)

топ 100 блогов sergiovillaggio07.09.2022 Мы снова в столице, а значит, дабы соблюсти традицию, следует вспомнить о ком-нибудь из "забытых" броненосцев.

Впрочем, если рассматриваемый сегодня корабль и пропустили в броненосно-линкорной серии "Моделиста" начала 1990-х, то винить в этом ее авторов и создателей все же не стоит. Ибо его классификация весьма и весьма неоднозначна. Французы вроде бы считали его броненосцем 2-го класса. С другой стороны, в литературе его регулярно называют броненосным крейсером, и даже "Конвэй" относит его и ряд следующих серий к "броненосным крейсерским кораблям".

В общем, разбирайтесь сами, товарищи!

Забытые броненосцы (ч.35)

В начале 1860-х годов, когда полноценный броненосный флот находился в процессе создания, французы обратили внимание на строительство относительно небольших броненосных кораблей, пригодных для службы на заморских станциях. К ним предъявлялись два основных требования:
1) такие корабли должны быть достаточно мощными, чтобы бросить вызов любому иностранному кораблю, который может появиться на заморских станциях;
2) такие корабли должны быть достаточно небольшими, чтобы их можно было нормально обслуживать и снабжать с учетом ограниченных ресурсов заморских баз.

Первым броненосным кораблём, спроектированным с учетом данных требований, стал «Белликёз» – небольшой батарейный броненосец, классифицировавшийся как броненосный корвет. Этот, по сути, броненосный крейсер и последовавшие за ним корабли типа «Альма», созданные на его основе, являлись существенно уменьшенными версиями полноценных броненосцев того времени. В известном справочнике «Conway’s» они классифицируются как броненосные крейсерские корабли (Armoured Cruising Ships).

Спроектированный Дюпуи де Ломом «Белликёз» («Belliqueuse») был начат постройкой в Арсенале Тулона 9 июня 1863 г., официально заложен в сентябре 1863 г., спущен на воду 6 сентября 1865 г. и закончен постройкой в декабре 1865 г.

Он имел деревянный корпус, в носовой части которого, в 3 метрах ниже ватерлинии, размещался бронзовый таран. Корабль нес парусное вооружение барка с площадью парусов 1450 кв. м, впоследствии увеличенной до 1767 кв. м.

Бронирование: полный пояс по ватерлинии из кованного железа толщиной 150 мм, верхняя кромка которого находилась на уровне батарейной палубы, а нижняя опускалась на 1,5 м ниже ватерлинии. Батарея прикрывалась 120-мм броневыми плитами лишь с бортов, оставаясь уязвимой для продольного огня, что являлось серьезным недостатком проекта. Палубная броня отсутствовала.

Вооружение при вступлении в строй состояло из четырех 19-см и шести 16-см орудий модели Мle.1864, которые располагались в батарее, располагавшейся в 1,8 м над водой, за исключением двух 16-см, стоявших на верхней палубе. В 1876 году орудия в батарее были заменены более современными, модели Мle.1870, того же калибра, а на верхней палубе вместо прежних установлено пять 14-см орудий Мle.1870 и четыре 37-мм револьверных пушки. Вся артиллерия – нарезная казнозарядная. 19-см орудия модели Мle.1870 имели длину ствола 19,8 клб., весили 7,9 т, вес бронебойного снаряда составлял 75 кг, начальная скорость – 448 м/с.

Одна горизонтальная паровая машина простого расширения проектной мощностью 1200 индикаторных сил должна была обеспечить кораблю 11-узловую скорость полного хода. На испытаниях «Белликёз» показал 11,78 уз (по другим данным – 11,83 уз) при мощности 1227 инд. л.с. Пар вырабатывали четыре овальных котла. Запас угля составлял 250 т, чего хватало, чтобы пройти 1410 миль экономическим ходом.

«Белликёз» оказался удачным мореходным кораблем и сразу по завершении испытаний совершил кругосветное плавание, став первым французским броненосцем, обошедшим мыс Горн. Его вывели из состава флота 15 ноября 1884 г., разоружили 3 мая 1886 г. и использовали как корабль-цель при артиллерийских стрельбах. Окончательно он был сдан на слом в 1888 году.

Забытые броненосцы (ч.35)

Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: 3717 т;
длина между перпендикулярами 68,05 м, наибольшая 70,0 м, ширина 14,01 м, осадка 6,97 м.
1 горизонтальная паровая машина, 4 овальных котла;
мощность 1200 инд. л.с.;
скорость 11 уз;
запас угля 250 т;
дальность плавания 1410 миль;
бронирование: пояс 150 мм, батарея 120 мм;
вооружение: четыре 194-мм орудия Мle.1864, шесть 164-мм орудий Мle.1864;
экипаж 300 чел.
Забытые броненосцы (ч.35)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И трудился больше века... Вчера ушёл из жизни старейший мужчина Венесуэлы Хуан Висенте Перес Мора - отец 11 детей, из которых сегодня живы шестеро, у долгожителя также остался 41 внук, 18 правнуков и 12 праправнуков. А начинал свой трудовой путь будущий фермер в пятилетнем возрасте, ...
...
Была у меня мечта, перейти на пенсию и купить домик на берегу Северского Донца, где-нибудь в Татьяновке, Богородичном или Святогорске недалеко от Лавры. Пусть дети жили бы в Донецке, где работы больше и есть где культурно провести досуг. Но все случилось иначе: дети уехали, я остался, а ...
К Ливии подходит боевая группа кораблей ВМС США во главе с авианосцем Enterprise. Совершенно очеквидно, что американцы плывут сюда чтобы "катализировать" процесс передачи власти. Спешу успокоить боевых хомячков - оккупации Ливии не будет. Будет ...
...