"Забытые" броненосцы (ч.18)
sergiovillaggio — 02.01.2022 Как и обещал, тема "забытых" броненосцев в новом году будет продолжена и углублена.Сегодня рассмотрим корабль, пропущенный авторами броненосно-линкорной серии "Моделист-конструктора", причем пропущенный явно незаслуженно.
«Нью Айронсайд» («New Ironsides») был спроектирован фирмой «Меррик и сыновья» строился фирмой Чарльза Крампа в Филадельфии по контракту, заключенному 15 октября 1861 г. Корабль сошел на воду 10 мая 1862 г. и вошел в строй 21 августа 1862 г., уже в ходе гражданской войны. Общая стоимость постройки составила 814 867 долларов.
Конструктивно представлял собой батарейный броненосный фрегат с деревянным плоскодонным корпусом и парусным вооружением трехмачтового барка (без бом-брамселей), но во время гржданской войны рангоут был срезан. В подводной части форштевня имелся таранный шпирон, аналогичный итальянским броненосцам «Ре д’Италия», строившимся той же фирмой. Обладал очень маленькой, по европейским меркам, осадкой, которая, однако, оказалась слишком большой во время блокады Чарльстона, заставив «Нью Айронсайд» покинуть эскадру северян. Кроме того, он так и не развил контрактной 9-узловой скорости.
Броня закрывала борт на всю высоту и изготавливалась из одного слоя катаного железа толщиной 4,5 дюйма, уменьшавшейся до 3 дюймов к нижней кромке, расположенной в 4 футах (1,22 м) ниже ватерлинии. Плиты устанавливались с наклоном на 17° внутрь. Часто ошибочно утверждается, что борт бронировался по всей длине, однако на самом деле длина пояса составляла всего 51,8 м, и оконечности оставались незащищенными. На верхней палубе размещалась ходовая рубка, защищенная 4,5-дюймовыми плитами – впоследствии ее переделали, прикрыв четырьмя слоями плит толщиной по 1 дюйму. Общий вес брони составлял 820 т. Во время гражданской войны защита броненосца показала себя очень хорошо.
Корабль оснащался горизонтальной двухцилиндровой паровой машиной, аналогичной устанавливавшимся на паровые корветы типа «Вайоминг» (диаметр цилиндров 1270 мм, ход поршня 762 мм). Она работала на четырехлопасной винт диаметром 3,66 м и шагом 5,18 м. На испытаниях «Нью Айронсайд» развил 7 узлов, но в реальных условиях давал не более шести.
Броненосец вооружался дульнозарядной артиллерией – частично нарезной, частично гладкоствольной. При этом 8-дюймовые 150-фнт нарезные орудия Парротта и 11-дюймовые гладкоствольные пушки размещались в закрытой батарее, имевшей длину 52 м и защищенной спереди и сзади броневыми траверсами, а сверху – 1-дюймовой бронепалубой. Орудийные порты позволяли вести огонь только на борт в узком секторе величиной 4-4,5°. Остальная артиллерия размещалась на верхней палубе. В 1864 году два 5,1-дюймовых гладкоствольных орудия Дальгрена заменили таким же числом 5,3-дюймовых нарезных орудий Парротта.
Броненосец «Нью Айронсайд» в проектном облике
Броненосец «Нью Айронсайд» во время гражданской войны с демонтированным рангоутом
Несмотря на множество отмеченных недостатков, «Нью Айронсайд» принимал активное участие в гражданской войне, неоднократно обстреливая береговые цели. Он оказался лидером по количеству результативно выпущенных снарядов и полученных повреждений и зарекомендовал себя как сильнейший броненосец Союза (впрочем, у конфедератов тоже не было ничего подобного).
Во время блокады Чарльстона весной 1863 г. он большую часть боя простоял над подводной миной, которая не взорвалась только потому, что были повреждены провода, связывающие её с находившимся на берегу источником питания для взрывателя.
5 октября 1863 г. корабль успешно пережил атаку 16-метровой винтовой паровой полуподводной лодки «Давид» под командой лейтенанта Глассела, которая подошла вплотную к «Нью Айронсайду» и взорвала 35-кг шестовую мину в районе машинного отделения. Основная сила взрыва пришлась на броню корабля, вызвав трещину в деревянной обшивке борта высотой 10-12 см и длиной около 12 м. Повреждённый «Давид» на буксире сопровождавшей его шхуны вернулся в Чарльстон, но использоваться уже не мог.
Броненосец «Нью Айронсайд» сгорел 16 декабря 1866 г. во время пожара на верфи ВМС в Филадельфии.
|
</> |