"Забытые" броненосцы (ч.15)
sergiovillaggio — 16.12.2021
В комментариях к одной из записей данного цикла попросили осветить
японский корвет "Рюдзё". Задачка наповерку оказалась нетривиальной
- слишком противоречивые сведения об этом корабле сообщают разные
источники публикации. Попытался скомпоновать нечто
усредненное, но за стопроцентрую достоверность не ручаюсь.
Броненосный корвет "Рюдзё" вскоре по завершении постройки (еще
как "Ихосё-Мару"), предположительно, накануне ухода из Британии в
1869 г.
Броненосный корвет с композитным корпусом. Построен на верфи
«А. Холл» в Абердине по частной инициативе, предположительно – с
целью продажи Конфедеративным Штатам Америки. Спущен на воду в 1864
г. В силу финансовой несостоятельности Конфедерации выставлен на
продажу, однако только в начале 1869 г. приобретен принцем Кумамото
и введен в строй 27 апреля 1869 г. под названием
«Ихосё-Мару». Принимал участие в боевых действиях против
сегуната во время войны Босин. В январе 1870 г. прибыл в Нагасаки,
где перекуплен принцем Хиго и в конце года вошел в состав
Императорского флота под названием «Рюдзё» (龍驤).
Первоначальное вооружение состояло из двух 166-мм (100-фнт) и
восьми 140-мм (64-фнт) казнозарядных орудий. Вся артиллерия –
системы Круппа на станках с передним штыром; размещалась на верхней
палубе. Позже добавлены две 57-мм пушки.
Участвовал в провальной японской экспедиции на Тайвань в 1874 г.,
обеспечивая высадку японских войск, а по возвращении – в подавлении
мятежа в княжестве Сага, однако в реальных боях побывать не
сумел.
В 1885 г вооружен шестью 140-мм и двумя 75-мм орудиями Круппа.
Полное водоизмещение к тому времени увеличилось до 2301 т, осадка –
до 5,8 м, экипаж – 319 чел.
Исключен из состава действующего флота в 1893 г. В 1894 г.
переоборудован в учебный корабль (перевооружен – установлены 150-мм
и 47-мм скорострельные орудия) и служил в этом качестве до 1906 г.,
сдан на слом в 1908 г.
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение 1439 т;
длина между перпендикулярами 64,27 м, ширина 10,9 м, осадка
5,3 м;
1 паровая машина системы «компаунд», 4 коробчатых котла;
мощность 800 инд. л.с.;
скорость 8 уз;
запас угля 350 т;
дальность плавания 2500 миль на скорости 6,5 уз;
бронирование: пояс 114-89 мм, верхний пояс 98 мм, батарея 114
мм;
вооружение: два 165-мм и восемь 140-мм казнозарядных
орудий;
экипаж 275 чел.
Схема общего вида корабля и схема бронирования - увы, не могу
сказать, откуда прилетело ко мне.

"Рюдзё", предположительно, во время какого-то ремонта (Hakodate
City Central Library Digital Archives)