"Забытые" броненосцы (ч.12)

Как образно высказался один американский исследователь, «греческие усилия по созданию современного военно-морского флота во второй половине XIX века были сродни спазмам, когда вспышки активности сменялись годами застоя. Один такой спазм имел место в середине 1860-х годов, и его порождением стали два небольших броненосца – «Василефс Георгиос» и «Василисса Ольга». Они сделали греков счастливыми на два следующих десятилетия, пока очередной спазм кораблестроения не принес тройку броненосцев типа «Спеце».
Итак, "Король Георг" греческий...

Корабль строился из железа по бракетной системе набора, состоявшей из шпангоутов и горизонтальных балок. Корпус имел двойное дно, однако его высота была столь мала, что человек не мог проникнуть в это пространство. Это вызывало определенные проблемы при эксплуатации. Часть отсеков двойного дна при необходимости могла заполняться водой, чтобы уменьшить высоту поражаемого надводного борта.
Двухвальная силовая установка произведена той же фирмой, что строила корпус. Проектная мощность 2400 индикаторных сил должны была обеспечить 14-узловую скорость полного хода, однако на деле корабль развивал лишь 12 уз. Более того: в справочнике Пайзиса-Параделлиса утверждается, что в реальных условиях службы «Василефс Георгиос» никогда не выжимал более 9 узлов из-за плохого качества изготовления механизмов! Запас угля обеспечивал дальность плавания 1300 миль на 12 узлах – иными словами, броненосец мог идти полным ходом четыре с половиной дня.
Корабль имел одну дымовую трубу, размещавшуюся позади каземата, и две мачты с парусным вооружением шхуны.
Броневая защита включала бортовой пояс по всей длине корпуса. Он начинался в 3 футах ниже ватерлинии и поднимался до верхней палубы. Его толщина в средней части составляла 7 дюймов, уменьшаясь в оконечностях до 6, а затем – до 4,5 дюймов. Горизонтальная защита отсутствовала. Общий вес брони достигал 330 т.

Два 9-дюймовых 300-фнт нарезных дульнозарядных орудия Армстронга размещались в центральной батарее (правильнее было бы назвать ее казематом), причем каждое из них могло разворачиваться для стрельбы через одну из двух амбразур: одна позволяла вести огонь почти строго в нос, вторая – в корму, но там оставался небольшой непростреливаемый сектор. На палубе имелись рельсы, по которым орудия перемещались между данными позициями и наводились по горизонтали. Надводный борт в нос от носовой амбразуры был срезан, чтобы обеспечить возможность ведения погонного огня, в результате чего ширина палубы в носовой части составляла всего 6,1 м. Аналогичным образом, обшивка в корму от кормовой амбразуры была смещена внутрь корпуса. Благодаря этому сектор стрельбы через каждый орудийный порт составлял около 100°. Сами порты находились на высоте 2,1 м над ватерлинией.
Как пишет Пайзис-Параделлис, «вооружение корабля было чрезмерным для его размеров, и это поражало впечатление людей, которые приписывали ему необычайную силу».
В 1880-е гг. броненосец был перевооружен, получив два 210-мм 10-тонных нарезных казнозарядных орудия Круппа и шесть пушек меньшего калибра. В 1897 г. последние были заменены на одно 150-мм орудие, девять скорострелок и один торпедный аппарат.
Под командованием капитана 2 ранга Павла Каракацаниса корабль участвовал в греко-турецкой войне 1897 г., в ходе которой действовал против укреплений в Превезе на побережье Эпира.
В начале ХХ века (согласно справочнику Пайзиса-Параделлиса – «накануне Балканских войн») «Василефс Георгиос» был разоружен, но использовался в качестве несамоходной учебной базы для курсантов вплоть до сдачи на слом в 1915 г.

Тактико-технические характеристики:

Поперечное сечение из журнала "Engineering" от 22 мая 1868 г.
И, возможно, самое вкусное - фото "Василефса Георгиоса" в поздние годы службы из справочника Пайзиса-Параделлиса. Качество, увы, только такое..

|
</> |