"Забытые" броненосцы (ч.11)

топ 100 блогов sergiovillaggio05.12.2021
Вот мы и добрались до последнего французского броненосца. Чуть было не написал "забытого", но нет - он в броненосно-линкорной серии 1990-х точно упоминался. Тем не менее, решил не проходить мимо него и тут, ибо очень уж интересный корабль.
Как многие наверняка знают, острые на язык британские моряки дали ему кличку "Голодный кот" (Angry Cat). В принципе, на кота с некоторых ракурсов, действительно, похож.

Забытые броненосцы (ч.11)
Броненосец «Анри IV» в типовой "викторианской" окраске

Этот выдающийся корабль лучше всего можно охарактеризовать как эксперимент, призванный проверить ряд идей, выдвинутых его знаменитым создателем – Эмилем Бертэном.

Башенный броненосец береговой обороны «Анри IV» («Henri IV») был заложен в Арсенале Шербура 15 июля 1897 г., впущен на воду 23 августа 1899 г. и вошел в строй в сентябре 1903 г.

Корпус корабля имел высоту надводного борта всего 1,2 м за исключением носовой оконечности, где имелся высокий полубак, плавно переходящий в узкую двухъярусную надстройку. Ее нижний ярус – условно «верхняя палуба» – заканчивался за кормовой башней главного калибра, а верхний – «палуба полубака» – перед ней. Еще выше располагался еще один уровень – «палуба надстройки» или «шлюпочная палуба», начинавшийся перед носовой башней и заканчивавшийся позади грот-мачты. Благодаря этому «Анри IV» сочетал, казалось бы, несовместимые элементы: низкий надводный борт в средней части и неплохую мореходность. Метацентрическая высота достигала 1,8 м. Корабль нес «боевую» фок-мачту и легкую грот-мачту.

Броневой пояс из гарвеевской стали простирался почти на всю длину корпуса, лишь слегка не доходя до ахтерштевня и замыкаясь перед ним 100-мм траверсной переборкой. Он поднимался над ватерлинией на 1,2 м и уходил под воду на 1,3 м. В средней части его толщина достигала 280 мм с утончением до 180 мм к нижней кромке, а в оконечностях – 180 мм с утончением до 75 мм. Над главным располагался верхний пояс, имевший на большей части толщину 100 мм. Он также начинался от форштевня, переходил на нижний уровень надстройки и заканчивался в 9 метрах от ее кормового среза, где замыкался 75-мм траверсной переборкой, образовывавшей заднюю стенку каземата средней артиллерии. Его высота составляла 2 м, но в носу увеличивалась до 4 м.

Забытые броненосцы (ч.11)

Броневая палуба, опиравшаяся на верхнюю кромку главного пояса, в средней части имела толщину 60 мм, но в оконечностях она уменьшалась до 30 мм. Палуба, расположенная уровнем ниже, имела толщину 20 мм у продольной оси корабля, увеличиваясь до 35 мм к бортам, где закруглялась, на доходя примерно 0,9 м до наружной обшивки, и плавно переходила во внутренний настил двойного дна. Тем самым образовывался необычный клетчатый слой между броневыми палубами, а также несколько небольших водонепроницаемых отделений, формирующих некоторое подобие противоторпедной защиты. Данная система базировалась на результатах экспериментов, проведенных в Лориане в 1894 году, и вскоре была воспроизведена на русском броненосце «Цесаревич». Она так и не была по-настоящему проверена в ходе войны, однако можно утверждать, что противоторпедные переборки располагались слишком близко к наружной обшивке, что делало глубину ПТЗ явно недостаточной.

Высота оси цапф 274-мм орудия носовой башни над ватерлинией составляла 9 м, кормовой – 4,2 м. Из семи 138-мм орудий четыре располагались на верхней палубе в каземате, защищенном броней толщиной 115-75 мм и имевшем 160-мм подачные трубы; два – палубой выше, в установках со щитами; еще одно – в башне со 115-мм бронированием, расположенной над кормовой башней главного калибра. Это был первый случай размещения башен одна над другой на боевом корабле, причем в данном случае отзывы об этом были негативными, так как ствол 138-мм орудия оказался слишком коротким и не перекрывал смотровые колпаки 274-мм башни.

«Анри IV» оставался в строю на протяжении Первой мировой войны и оказывал поддержку сухопутным войскам во время Галлиполийской кампании. Исключен из состава флота в 1921 г.

Забытые броненосцы (ч.11)
Тактико-технические характеристики:
водоизмещение: 8807 т;
длина между перпендикулярами 102,1 м, по ватерлинии 108,0 м, наибольшая 111,0 м, ширина 22,2 м, осадка 7,0 м;
3 вертикальных паровых машины тройного расширения, 12 котлов Никлосса;
мощность 11 000 инд. л.с.;
скорость 17 уз;
запас угля: нормальный 725 т, полный 1080 т;
дальность плавания 5000 миль 10-узловым ходом;
бронирование: пояс 280-75 мм, верхний пояс 100-75 мм, башни 300 мм, основания башен 240 мм, средняя артиллерия 115-75 мм, боевая рубка 240 мм;
вооружение: два 274-мм/40 орудия М1893/96, семь 138-мм/45 скорострельных орудия М1893, двенадцать 47-мм и две 37-мм скорострельных пушки Гочкиса, два 450-мм подводных торпедных аппарата;
экипаж: 464 чел.

Забытые броненосцы (ч.11)
Броненосец «Анри IV» на полном ходу. Впечатляют как мощный бурун в носу, так и почти скрытая волной "заниженная" корма.

Забытые броненосцы (ч.11)
Вид на ют «Анри IV» с надстройки еа полном ходу. Если уж квартердек "Могучего Худа" называли "бассейном", то это тогда что?

Забытые броненосцы (ч.11)
Броненосец «Анри IV» во время кампании под Галлиполи, 1915 г. Довольно любопытный ракурс.

Забытые броненосцы (ч.11)
Броненосец «Анри IV» по состоянию на 1904 г. в цвете

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ровно полгода тому назад! т.е. на фотокарточке запечатлен момент субботы 18 июня нынешнего уходящего года ...
    ***АРБУЗЫ НА ЗИМУ***  (20) ***СВЕКОЛЬНИК НА ...
А, и еще. Дискуссии о предельных ценах на российские нефть и газ - две разные вещи. От российской нефти, 2/3 которой покупали ЕС, Англия и США, они сами собираются отказаться вовсе, а цены ограничить для поставок в другие страны. И ежели вдруг кто хочет купить дороже - так он идиот и ...
В то время как среднестатистический адепт Путина продолжает свято верить, что вся военная авиация Украины была успешно уничтожена бравым ополчением из рогаток еще в июне 2014-го, на заводах проходит восстановление и модернизация все новых и новых бортов. Так, Запорожский государст ...
...всякие броненосцы? При том, что карманные линкоры они туда зачем-то пристроили (а потом второй раз - в книжку про крейсеры). А вот я считаю это большим упущением. Мало того, что вся Калевала проехала мимо читателя, так и легендарный "Шлёма-Гольдштейн" уплыл в закат незамеченным. А ведь ...