Забавное.
zina_korzina — 08.01.2010Этот самый доктор Хайдер был удивительной персоной. Его гипер-голодовку в США почти никто не заметил и вообще существует версия, что он не за мир голодал, а просто решил похудеть, а тут подвернулась общественная сверх-задача. Хайдера «сделали» советские СМИ, но, как всегда, они же и задолбали. Голодающий борцун появлялся на экранах ТВ столь часто, что над ним стала ржать вся страна. Потом просочились слухи, что Хайдер голодает...на соках, затем и вовсе стали поговаривать, что он ест по ночам, когда советские политические обозреватели дрыхнут и не могут его засечь с чизбургером. Ну, да ладно, это так, один из штрихов.
...В каждой школе была своя пионерская дружина, выборный Совет дружины и, разумеется, специальная пионерская комната. В этом помещении, хранящем знамёна, горн, барабан и другие атрибуты пионерии, проводились заседания Совета, туда же приглашались и нерадивые пионеры – для воспитательной беседы. В школах обязательно работал старший пионервожатый, как правило, студент вечернего факультета педвуза. От его боевитости и задора зависела пионерская жизнь школы. Если это был интересный, заводной человек, искренне увлечённый своим делом, общественная работа кипела вовсю, и ни у кого не возникал вопрос: «А зачем?»Если же школе «не везло» и на посту старшего пионервожатого оказывался формалист, любитель отчётов и цифр, то и мероприятия, чаще всего, носили характере скучной «обязаловки».
К моменту приёма в пионеры дети уже имели значительный опыт общественной работы – ещё октябрятами они бывали сгруппированы в первичные организации - «звёздочки». У каждой «звёздочки», состоящей, как правило, из пяти человек, был свой командир. Эти маленькие внутриклассные коллективы соревновались между собой в выпуске стенгазет, в спортивных достижениях и в учёбе. В некоторых классах существовал обычай ставить на парту самого результативного командира картонную алую звезду на подставке. Это был некий аналог переходящего красного знамени. Таким образом, вливаясь в ряды пионерии, ребята уже хорошо знали, что такое собрания, рейды, стенгазеты и так далее.
- Рассказ о Ленине в журнале «Мурзилка» - всё гениальное
просто!
Многие помнят такое общеобязательное мероприятие, как смотр строя и песни. Это было военно-патриотическое действо, в ходе которого школьники демонстрировали свою военную выправку и умение петь хором строевые песни. Для этого выбирался род войск, создавалась бутафорская атрибутика (например, бумажные пилотки и погончики), после чего отыскивалась хорошая военная песня. Само это мероприятие было эстетически привлекательным, однако, репетиции отнимали очень много времени и сил. Часто они проводились после уроков, а учителя - перфекционисты могли гонять своих подопечных по 2-3 часа, не разрешая даже сделать небольшой перерыв!
Помимо песни, важна была ещё речёвка.
«Кто шагает дружно в ряд?
Пионерский наш отряд!»
«Миру - мир! Войны не нужно!
Вот девиз отряда «Дружба»!»
- Материалы из журнала «Мурзилка» первой половины 1980-х гг.
Весьма...
В смотре строя и песни побеждала команда, которая не сбилась в построениях, шагала в ногу и вообще «слушалась» своего командира. Очень важна была энергетика песни и то, с каким чувством её выпевали дети. Беспроигрышным вариантом были «Три танкиста». Другим важнейшим общественно-политическим мероприятием были встречи с ветеранами войны и шефство над ними. Во многих школах работали музеи боевой славы, отражавшие историю отдельно взятой дивизии или полка. Каждую неделю в школах проводились политинформации. Это была небольшая лекция о текущем международном положении. Октябрята и младшие пионеры использовали для своих выступлений заметки из «Пионерской правды», взрослые школьники прорабатывали не только «Комсомолку», но и «Правду». Считалось, что ученики должны разбираться в политике, чётко понимать сущность капитализма и уметь на своём уровне противостоять его красочным соблазнам. Дети с самого раннего возраста учились использовать такие речевые обороты, как «гонка вооружений», «звериный оскал капитализма», «мир чистогана и наживы». Опять-таки, если за политинформацию отвечал увлёчённый школьник, у которого был интерес к теме, то эта лекция могла превращаться в мини-спектакль. Если же всё делалось «из-под палки», то и результат был соответствующим.
- Редкая сказочка из журнала «Мурзилка». Не проходите
мимо...
В СССР аполитичность всегда подвергалась осуждению. Недостаточно было считаться лояльным, следовало быть активным. Причём даже ребёнок не имел права заявлять, что политика ему неинтересна. Так, развлекательно-развивающий журнал «Мурзилка» всегда предварялся вполне взрослой передовицей» «В 1980-м кончается наша десятая, юбилейная пятилетка. Что успели мы за эти пять трудовых, напряжённых лет? Открыли глубоко в недрах новые озёра нефти и по-хозяйски обжили межпланетные пространства…» В этой же статье говорится о том, что весь мир с трепетом будет отмечать 110-летие со дня рождения В.И.Ленина. Или вот – открытое письмо неких школьников…президенту США Р.Рейгану: «Мы, советские девочки и мальчики, обращаемся к Вам с посланием через журнал «Мурзилка» и заявляем свой протест против войны. <…> Мы просим отменить Вашу саму плохую в мире политику!» Сейчас это вызывает иронию, смешанную с умилением, а тогда это было вполне нормально – организованно протестовать всем классом против ядерной бомбы.
- Слева - то самое письмо Р.Рейгану...
В большинстве школ бытовала и такая форма общественной работы, как «штабы» (иногда они назвались секции или секторы). Смысл «штабов» состоял в том, чтобы всех пионеров и комсомольцев сгруппировать по интересам или по характеру выполняемой общественной работы. Так, в школах были учкомы, КИДы (Клуб Интернациональной Дружбы), культмассовый, спортивный, трудовой секторы и так далее. Примерно это выглядело следующим образом. Учкомы, работавшие под руководством завучей, вели учёт двоечников и прорабатывали их на своих заседаниях, могли также «прикрепить» отличника к отстающему ученику и так далее. Клуб Интернациональной Дружбы (своеобразный «международный отдел») ведал, к примеру, перепиской с ребятами из соцстран, проводил те самые акции протеста против американской военщины или израильских агрессоров.
КИДовцы могли наладить контакт с бывшими воинами-«афганцами» и пригласить их на свои мероприятия. Часто КИД заведовал также проведением политинформаций. Культмассовый сектор занимался устроением дискотек и утренников. Спортивный «штаб» помогал учителям физкультуры устраивать кроссы и походы. Трудовые сектора заведовали сборами макулатуры и проведением субботников. Разумеется, в каждой школе была своя специфика. Где-то был силён КИД, где-то «спортсмены», где-то вообще никаких секторов не наблюдалось. Вернее, они существовали только в виде отчётных «фантомов». Кстати, в некоторых школах и сейчас делаются попытки возродить «секции-штабы».
Разумеется, в каждом классе был политический руководитель – председатель совета отряда у пионеров или комсорг у комсомольцев, а также – староста, отвечавшая за дисциплину, за сбор денег на разные мелкие нужды и так далее. Часто старосты входили в учкомы. В некоторых школах старостам поручалось вести так называемую «рапортичку» или – «дисциплинарный журнал». Это был обычный школьный дневник, в который следовало вписывать отсутствующих и нарушителей порядка. Причём, отсутствующих отмечала староста, а вот имена хулиганов записывали учителя. Они же проставляли общую оценку поведения класса на уроке. Важным событием в жизни школы были сборы макулатуры. Детям объясняли, что из ненужных бумаг после их переработки можно будет сделать книги, тетради и новые газеты. Классы соревновались друг с другом, а рекордсменов награждали грамотами и ценными подарками. Но не все родители с энтузиазмом относились к этим сборам. Дело в том, что взрослые люди предпочитали отнести бумагу на другой сборный пункт и получить талончик на право покупки дефицитного Дюма или Пикуля. Да. Тогда многие книги «просто так» в магазинах не лежали…
- Это не мой дневник - это рапортичка!
Очень часты были субботники по расчистке территории, посадке деревьев или генеральной уборке школы и класса. Всё это не воспрещалось, хотя администрация, по сути, использовала бесплатный и притом – детский труд. Мероприятие оформлялось, как «практика» (если всё это устраивалось в конце учебного года), как «трудовой десант» или ещё что-нибудь в том же роде. Общеобязательным был субботник, приуроченный ко дню рождения В.И.Ленина.
Очень важным документом, удостоверявшим окончание школы, помимо аттестата, была характеристика. Она могла быть формально-гладкой, а могла содержать много нелестного. Учителя часто запугивали выпускников «плохими характеристиками», к примеру, могла испортить жизнь фраза: «Был пассивен, не принимал участия в жизни школы и класса». Или: «Не имеет чёткой гражданской позиции». Считалось, что выпускник средней школы просто обязан её иметь!
- Вообще же, общественная работа, если она была поставлена хорошо, никогда не напрягала!