«Прожектор Доктора Геббельса. Кинематограф Третьего Рейха».
zina_korzina — 07.01.2010- Обложка книги и странички из немецкого журнала
'Filmwelt'.
Слева - фильм об Александре II и княжне Долгорукой. Справа - о Чайковском.
На мой взгляд, подобные книги очень нужны - они...отпугивают придурков от темы нацизма. Потому что придурок, склонный к преклонению перед «чёрными мундирами сверчеловеков», честно уверен, что в Третьем Рейхе было ещё два жанра (кроме пропагандистского кино и комедий с Марикой Рёкк) - антисемитский боевик и арийское порно. Поэтому чаще надо показывать, какая лютеранская скукотища царила на студии UFA. Самое смешное, в Третьем Рейхе не было снято ни одного фильма про SS. В общем, чем больше у населения знаний о Рейхе, тем меньше восторженных ПТУ-шников-гитлеролюбов, смакующих подвиги Ильзе Кох. Однако предоставим слово автору... Разумеется, я выбрала из книги те фрагменты, которые интересны мне лично, но там много чего ещё, помимо любимого мною Фридриха Великого...
«Из всех исторических персонажей, которые оказались включенными в состав национал-социалистического мифа, на первом месте располагался Фридрих II Прусский (1712—1786). Он был любимым героем для сценаристов Третьего рейха. Гитлер продемонстрировал публике своё особое отношение к Фридриху Великому еще на страницах «Майн кампф».
- Кадры из фильмов. Предоставлены автором книги.
В 1933 году, буквально через пару дней после того, как Гитлер пришел к власти, состоялась премьера фильма Карла Фрёйлиха «Лейтенский хорал». В фильме Фридрих Великий предстает перед зрителем гением, чьи масштабы едва ли могут быть понятны современникам. Он отказывается прислушиваться к советам бывалых генералов, идет в битву и одерживает верх. Один из современников писал: «Несмотря на то, что события, показанные в фильме, происходили более 175 лет назад, они нисколько не утратили свою актуальность. Человек, который заботится обо всех, который не позволяет себе отдохнуть, подбодряет колеблющихся, направляет вперед самых мужественных, — в наше время, когда крепнет вера в фюрера, это самая востребованная тема». К тому моменту в роли Фридриха Великого режиссеры могли видеть только Отто Гебюра, который в каждом фильме показывал «нового» монарха: то приветливого, то непреклонного, то фамильярного, то нелюдимого.
- Иллюстрации А.Менцеля из книги о Фридрихе Великом.
Фильм «Старый и молодой король» имел подзаголовок: «Юность Фридриха Великого». <...> Фильм заканчивается тем, что камера берет крупным планом лицо молодого короля Фридриха. Перед зрителем он предстает неким подобием нового Зигфрида, с волевым выражением лица, с ясным, целеустремленным взглядом. Это тип мужчины, для которого жизненные блага не столь важны, а его противники — изнеженные французы, являются толпой «дегенератов». Уже после войны немецкая кинокритика писала, что фильм «о двух королях» был полностью проникнут национал-социалистической идеологией. В частности, писалось: «Авторитет популярного в Германии короля Фридриха использовался, чтобы унижать стран-соседей. Об их хитрости: «ночной воздух отдает коварством, если он прибыл со стороны Франции». Французские романы: «Чтение для проституток». Англия: «Она теряет время, лишь громогласно потрясая воздух».
- Кадры из фильмов. Предоставлены автором книги.
Из всех фильмов Файта Харлана «Великий король» является, пожалуй, самым анекдотичным, хотя режиссер планировал сделать картину символичной. Харлан вспоминал: «Я пробовал придать образу короля черты действительного исторического персонажа. Я отказался от героической позы. Я хотел увидеть рассерженное лицо мужчины после проигранной битвы, в которой он планировал одержать победу». В пользу режиссера может говорить тот факт, что, действительно, в фильме перед зрителем предстает победоносный монарх на склоне лет. Кроме этого, из фильма оказалось изъято несколько исторических сцен. Например, вырезанным оказался эпизод, когда Фридрих Великий вытирает грязные от нюхательного табака пальцы о свой мундир, на котором висел орден «Черного орла». Кроме этого, были заново озвучены все сцены, в которых Фридрих говорил либо на французском языке, либо на берлинском диалекте. Геббельс полагал, что король должен был говорить на классическом немецком языке...
- Нужна или не нужна нам культура (или её подобие), которая
была в Третьем Рейхе? Это спорный вопрос, поэтому было бы интересно
узнать Ваше мнение.
Нужно ли изучать культуру Третьего Рейха?
результаты этого опроса
сделайте свое голосование!
www.memos.ru : www.memos.ru