За белыми грибами
alexa_bell — 30.12.2022Среди моих знакомых есть одна, которая в оправдание любого из своих поступков неизменно повторяет: «Вот такой у меня характер!». Наверное, и всё моё поведение тоже определяется характером, только я не использую его в качестве алиби. Например, задумав и начав какое-то дело, могу, не закончив, найти другое занятие. Или просто объявить, что у меня сегодня выходной, поэтому пойду в лес за грибами. Если, конечно, в лесу есть грибы. А чтобы в лесу были грибы, требуются дождь и тепло. Не жара, а именно тепло. Влажное, такое парное тепло, когда идёшь, а от земли струится запах зелёной травы, перепревшей листвы и ещё чего-то такого, что не поддаётся однозначному определению.
Чем ещё привлекают грибы? Как говорил Владимир Солоухин, грибы ищешь, и как радуешься, увидев после долгого поиска ядрёный коричневый боровик. К сожалению, такие боровики вокруг моей деревни не растут, но если я пошёл за грибами, мне доставят удовольствие любые грибы, лишь бы они были. Однако мне снова не везло и не везло, будто кто-то специально решил лишить меня задуманного удовольствия. Третье лето подряд деревня и её окрестности страдают от жестокой засухи. Минувшим летом она высушила всё. В апреле и мае вообще не было дождей. Единожды постриженный газон перед домом так и пожелтел, превратившись просто в площадку высохшей земли. Все обещания синоптиков по поводу дождя не сбывались. Неоднократно гремел гром, сверкали молнии, но огромная чёрная туча, словно специально издеваясь, проходила справа от деревни, другая - слева, изливая свои запасы где-то в стороне.
И только в самом конце июня на иссушенную полуденным зноем землю наконец-то пролился дождь. Настоящий дождь, без обмана. Как оказалось, ему суждено было стать единственным за всё лето. Никаких дождей до первого снега больше не было. И задолго до осени в огороде, в это трудно поверить, но напрочь засох топинамбур, который, как я наивно полагал, вообще не реагирует на недостаток влаги. Но это случилось позже, а пока на усадьбе и вокруг неё шумел долгожданный дождь, скатываясь струями по оконному стеклу. Не сказать, чтобы он так уж сильно промочил землю, тем не менее ошмётки грязи летели из-под колёс УАЗа, когда ранним утром переулком промчался в лес Юра Андреев.
Кто такой Юра Андреев? Местный житель. Но он не просто местный житель. Перефразируя известную фразу, о нём можно сказать: «Юра Андреев – это грибы, а грибы – это Юра Андреев». О том, что в окрестностях деревни действительно появились грибы, безошибочно можно определить по его поведению, если, конечно, встать пораньше утром. Если на рассвете куда-то за околицу, подпрыгивая на колдобинах, промчался УАЗ Юры Андреева, можно смело сказать самому себе: «Вот теперь точно есть грибы». Не ошибёшься! Если грибы для Юры промысел, то для меня всего лишь повод не спеша побродить по лесу и, при удаче побаловаться жареными на сметане грибами. Наверное, трудно найти человека, равнодушного к такому кулинарному изыску.
И как бы я или кто-то другой не спешили, в какой бы укромный и отдалённый угол леса не завернули, вас обязательно встретят следы побывавшего накануне здесь УАЗа. Юра Андреев вездесущ и неутомим, если речь идёт о грибах. Но я тоже не лыком шит, а потому, не желая бить ноги дальним и напрасным походом, чтобы лицезреть оставленные Юрой или кем-то ещё срезанные ножки грибов, тихо и мирно, вооружившись небольшим ведёрком, оно всегда кажется полнее, чем большое, зашагал в близ лежащий, прямо за деревенскими огородами, лес. У девяносто девяти процентов грибников есть чёткая установка – чем дальше от деревни, тем больше грибов. Вот и сейчас, не успел я выйти за деревню, как меня настиг грохот мотоциклетного двигателя.
Мимо, чадя дымом, промчался на «Урале» Ваня с мамой. До Юры Андреева им, конечно, далеко, но и в отстающих не будут. Влетев на свежевспаханную противопожарную полосу, мотоцикл пошёл юзом и забуксовал. Мама, худенькая женщина ростиком метр с кепкой, выпрыгнула из коляски и, упёршись в неё сзади, решила помочь тяжёлому мотоциклу преодолеть неожиданное препятствие. Мотоцикл, в свою очередь, словно был живым, явно обиделся и выбросив из-под заднего колеса шлейф грязи, вырвался на дорогу. Ванина мама запрыгнула в коляску, Ваня дал по газам и грохочущий мотоцикл исчез за ближайшим поворотом дороги. Той самой дороги, по которой часа за три до них проехал Юра Андреев. Я же, оглядевшись по сторонам, свернул в неказистый ближайший лесок.
Его и лесом-то назвать нельзя. Одним словом, лесок, метров пятнадцать шириной, а может даже меньше, и метров тридцать, не более, длиной. Берёзки да несколько осин. Травы почти нет. Зато есть грибы. И не просто грибы, а самые настоящие белые грибы. Конечно, это не тёмно-коричневые боровики сосновых лесов, но тоже белые грибы. Честно говоря, я никогда не встречал их в таком количестве. Обычно в этих местах белые грибы попадаются в порядке исключения среди массы, например, подберёзовиков. Но в этот раз я ни одного подберёзовика не встретил. Были только и исключительно одни белые.
Чем белый гриб хорош? Я не в смысле кулинарии, а по собиранию. Его искать не надо. Он запросто может поспорить с мухомором, который почти никогда не прячется и своей красной шляпой выставляет себя напоказ. Вот и белый гриб в светлом берёзовом лесу, украшенный жёлто-коричневым головным убором, виден за несколько метров. Можно просто спокойно встать и осмотреться вокруг. Бьюсь об заклад, что в радиусе, как минимум, пяти метров все белые, если есть таковые, будут, как на ладони. И не надо заглядывать под каждый кустик или ворошить прошлогоднюю листву, пытаясь под ней отыскать спрятавшиеся грибы. Белый гриб – это вам не вечно прячущийся в земле груздь. Зачастую груздь, особенно сухой, бывает настолько грязен, что даже не знаешь, радоваться ли подобной находке.
upload photo
Совсем другое дело белый гриб. В справочнике, который стоит на моей книжной полке, я прочитал: «Белый гриб – один из самых благородных, полезных и вкусных, его мякоть не меняет оттенок на срезе, не темнеет при сушке. Относится к отряду Болетовых (класс Агарикомицеты) и роду боровиков, имеет толстую белую ножку и мясистую шляпку, цвет которой может быть светло-желтым или тёмно-бурым в зависимости от вида. Виды белых грибов отличаются не только внешне, но и особенностями симбиоза с корнями высших растений. Они встречаются на грунтах с различным составом и в регионах с разными климатическими условиями». Ещё там было написано, что белые грибы бывают: 1) сетчатые; 2) тёмно-бронзовые; 3) берёзовые; 4) сосновые; 5) еловые; 6) королевские или царские; 7) полубелые. По-моему, странная классификация. Одни выделяются по цвету, другие по месту произрастания. Наука, называется. Полез во всёзнающую Википедию. Оказывается, тёмно-бронзовый – это грабовый белый гриб, а сетчатый по преимуществу буковый. Зато народных, то есть, местных названий не меньше двух десятков, начиная от ярославского бебика (!) и заканчивая саратовским ковылом. Есть ли в моей деревне у белого гриба местное название, я не знаю, надо будет не забыть и у Юры Андреева поинтересоваться. Он за белыми грибами в прошлом году за сто километров в соседний район, богатый сосновыми борами, гонял.
Я же своё ведёрко неспешно за полчаса набрал. Кстати, никаких других грибов, кроме белых, не нашёл. Как тут снова ни вспомнить Владимира Солоухина и его «Третью охоту»? – «Но вообще-то были бы грибы. Невесело в самую лучшую погоду идти пустому… Казалось бы, есть в жизни проблемы поважнее, есть и удачи крупнее, нежели два-три десятка грибов, есть и огорчения острее, нежели пустая корзинка, но если бы кто знал, как неловко идти через всё село, неся пустой кузовок! Стараешься поскорее, незаметно прошмыгнуть до дома…». Меня же радовало всё: и цветы, и стрекозы, и бабочки. Я даже не замечал надоедливых комаров, к тому же из-за длительной засухи их этим летом было сравнительно мало. А грибы? Вот они в ведёрке, пусть и неполном, зато какие! Настоящие белые.
Когда уже подходил к деревне, шагая напрямик через поляну цветущего разнотравья, по дороге, елозя грязью, проехал возвращающийся из леса Юра Андреев на своём верном УАЗе. За ним, едва поспевая, тащилась ещё более грязная белая «Нива». Грибы – они такие, легко не даются. Как сказал один из героев всё того же Владимира Солоухина: «Он ведь, гриб, что? Для него законы не писаны. Бывает, и дождь, и тепло, и все условия, а его нет. Он ведь областному начальству не подчиняется».
Вокруг же моей деревни грибы в лесу продержались чуть больше недели. Наступившая жара снова высушила всё и, никаких грибов больше не было. Я успел ещё один раз навестить тот же самый лесок и набрать снова немного белых. Когда в третий раз пошёл наторенным путём, то ничего не нашёл. Только пожухлая трава шуршала под ногами и сухие упавшие ветки хрустко ломались подо мной. И ничто не указывало на то, что ещё несколько дней назад здесь стояли, словно на выставке, крепкие красавцы, бахвалясь своими красивыми жёлто-коричневыми шляпами известного бренда «Белый гриб».
|
</> |