Пометки на странице книги
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Описание странствий, пусть самых драматических, это всё-таки не детектив, а потому располагает к неторопливому чтению. А подобное чтение, в свою очередь, имеет свой собственный побочный продукт: осмысление описываемых путешественником картин. При этом, зачастую, возникающие мысли какой-то продуманной глубины не имеют, а представляют собой своеобразные пометки на той или иной прочитанной странице. И не более. Поэтому требовать от них, я имею в виду содержание пометок, чего-то основательно продуманного не надо.
Так получилось, что в первой половине восьмидесятых, благодаря служебным командировкам, мне довелось побывать на территориях Ферганы, Киргизии и южного Казахстана, в тех самых местах, через которые когда-то прошёл Свен Хедин. Поэтому с наибольшим интересом я мог сравнить описанные Свеном Хедином картины с теми, которые я сам лично наблюдал спустя всего лишь восемь десятилетий спустя после его путешествия. От того, что видел, впечатлений я тогда набрался предостаточно. Только два факта о районном центре Джанги-Джольского района Ошской области – селе Караван.
Первое, что сразу бросилось в глаза – это большой одинокий, если не считать линии электропередачи, ведущей к нему, памятник на самой вершине горы в нескольких километрах от села. Естественный вопрос: «Кому поставлен памятник? Почему не в населённом пункте, а в таком необычном месте?» Ответ: «Владимиру Ильичу Ленину. А на вершине горы, чтобы за десятки километров был виден со всех сторон. В том числе и ночью, для этого проложили многокилометровую линию электропередачи, только для освещения памятника». Второе – это огромное здание ресторана из стекла и бетона, по размерам подходящего какому-нибудь большому городу, но не селу. Об остальном я умолчу.
И вот сейчас, читая Свена Хедина, я вдруг осознал, что вообще-то он пишет не о далёком прошлом, а на самом деле о сверстниках моих русских дедов. То есть, получается, это во времена моих Григория Трофимовича и Алексея Степановича те же киргизы не имели ничего, кроме юрты и стада баранов. И вся жизнь их была не что иное, как кочевание от одного пастбища до другого вслед за пасущимися баранами. Баранами, яками и юртами ограничивалась вся тогдашняя киргизская цивилизация. И не только киргизская.
Что в итоге получается? Нынешние среднеазиатские государства с цивилизационной точки зрения есть прямой и непосредственный продукт Союза Советских Социалистических республик. Я имею в виду промышленную и социальную инфраструктуру, всю эту урбанизацию, школы и университеты, и даже появление письменности. Ведь почти всё создавалось на голом, пустом месте. Создавалось Союзом ССР и за счёт СССР.
Сразу хочу сказать, что у меня нет претензий к бывшим союзным республикам и какой-то счёт предъявлять в их адрес я вовсе не намерен. Тем более, не вижу смысла выставлять им какие-то политические требования. Например, по поводу проявляемой русофобии, вплоть до законодательного уровня со всеми этими переименованиями и национальными героями и участием в антироссийских санкциях - явно и скрытно. Они теперь суверенные государства и сами определяют собственную политику, как внутреннюю, так и внешнюю. И если ни одна из бывших союзных республик, я подчёркиваю, ни одна не поддержала Россию сегодня, то это проблема исключительно российская. И только российская.
В школе и университете умные дяди и тёти с учёными степенями рассказывали нам о том, как с нашей помощью многие народы шагнули из отсталого феодализма в передовое общество социализма. А ещё Всесоюзная пионерская организация, ВЛКСМ и КПСС прилагали невероятные усилия по нашему воспитанию в духе пролетарского интернационализма. Похоже, что вполне успешно, если судить по тому, какие невероятно огромные средства Союз ССР безвозвратно вкладывал в страны социалистического лагеря и освобождающиеся от колониальной зависимости страны Африки, Азии и Латинской Америки.
И вот я что подумал, всего на минуту отвлёкшись от чтения книги Свена Хедина: как бы жила Россия, если бы не в 1991 году, а в 1922 году, когда был создан Союз Советских Социалистических республик, отпустила бы все свободолюбивые и национально себя идентифицирующие народы на все четыре стороны, реализовав их право на самоопределение? Какая бы сейчас была у нас инфраструктура? Какими бы были российские города, деревни и сёла?
Вопросы чисто умозрительные и случайно возникшие всего лишь от чтения книги с описанием юрт, яков и баранов, поэтому каких-то логических ответов у меня просто нет. Так, какие-то сугубо интуитивные догадки и предположения, но не более. Не зря говорят умные люди: прошлое не даёт ответа. Поэтому остаётся думать о будущем. Благо, что будущее создаётся сегодня. И очень хочется, чтобы в процессе этого созидания мы снова не наломали дров.
|
</> |