ЯН ВАН ЭЙК. МАДОННА КАНОНИКА ВАН ДЕР ПАЛЕ. Ок.1434-36
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Ян ван Ðйк. Ðадонна каноника ван Ð´ÐµÑ Ðале. ок.1434-36.ФÑагменÑ. Св.ÐеоÑгий Ян ван Ðйк. Ðадонна каноника ван Ð´ÐµÑ Ðале. ок.1434-36.ФÑагменÑ. Св.ÐеоÑгий](/images/main/yan-van-eyk-madonna-kanonika-van-der-pale-ok1434-36-e9d253.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4690905/4690905_original.jpg)
Часть 5. Святые: Георгий
Присутствие на картине ван Эйка святого Георгия на первый взгляд очень просто и логично объясняется тем, что в честь этого одного из самых популярных святых христианского мира был крещен сам каноник ван дер Пале. Но на самом деле это не совсем так, и присутствию святого Георгия художник (возможно с подачи заказчика) придал дополнительный смысл.
![ÐаÑло ÐÑивелли. Св.ÐеоÑгий ÐаÑло ÐÑивелли. Св.ÐеоÑгий](/images/main/yan-van-eyk-madonna-kanonika-van-der-pale-ok1434-36-43668f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4690967/4690967_original.jpg)
Святой Георгий – личность, вероятнее всего, легендарная, чье жизнеописание сложилось из биографий нескольких раннехристианских мучеников, его тезок. По традиции считается, что Георгий родился в 3 веке в Каппадокии в почтенной и уважаемой семье. Его отец Геронтий был сенатором из Севастополя Армянского, имевшим военное звание (либо титул) стратилата, а мать, некая Полихрония, была богатой наследницей, владевшей имениями около города Лидда в Сирии Палестинской. После смерти отца мать перевезла сына в Лидду, где он поступил на военную службу. Георгий отличался умом, мужеством и огромной физической силой, он очень скоро стал тысяченачальником (сотником) и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство.
Георгий отправился ко двору римского императора, надеясь достичь высокого положения. Но когда он приехал в Рим, император Диоклетиан начал гонения на христиан. Тогда Георгий, который к тому времени уже крестился, раздал имущество бедным и прямо перед императором объявил себя христианином. Естественно, такую оказию упустить не могли, Георгия тотчас арестовали и стали пытать.
Основные чудеса святого Георгия были произведены им как раз в процессе мученичества, растянутого на несколько дней, а то и недель. За это время Георгий последовательно исцелился от ран и травм, полученных при избиении кольями, колесовании, падения в яму с негашеной известью, прогулки в металлических сапогах, нагретых докрасна и т.д. и т.п. Ему даже не повредили два напитка, сделанных местным волхвом, от одного их которых Георгий должен был сойти с ума, а от другого – умереть. Попутно он воскресил умершего человека и павшего вола, а также, когда его отвели в храм Аполлона, изгнал из статуи древнегреческого бога беса и заставил его признаться в том, что он – падший ангел. В итоге ему отрубили голову, после чего, как утверждалось в некоторых средневековых житиях, с неба сошел огненный вихрь и испепелил злодея-императора.
![ÐеÑÐ½Ð°Ñ ÐаÑÑоÑелÑ. ЧÑдо Ñв.ÐеоÑгиÑ. 1434-35 ÐеÑÐ½Ð°Ñ ÐаÑÑоÑелÑ. ЧÑдо Ñв.ÐеоÑгиÑ. 1434-35](/images/main/yan-van-eyk-madonna-kanonika-van-der-pale-ok1434-36-20b252.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4691257/4691257_original.jpg)
Но свое самое знаменитое чудо святой Георгий сотворил уже после своей смерти. Согласно преданию, в Берите (современный Бейрут) зверствовал некий змей (или дракон), опустошавшей земли местного царя. Жители откупались от дракона невинными девицами, и когда жребий стать жертвой выпал на царскую дочь (вот это демократия!), явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Разумеется, все местные жители тотчас обратились в христианство. Вероятно, версия с посмертным подвигом святого Георгия многим его биографам казалась чересчур фантастической, поэтому в некоторых жизнеописаниях эту историю относят к тому периоду, когда Георгий еще был жив и служил в армии римского императора.
Итак, следуя уже сложившейся к тому времени традиции, ван Эйк представляет святого Георгия юношей (ему было около 25 лет, когда он погиб) в богато украшенных доспехах, что подчеркивает его статус воина, также, как и меч, висящий у него на поясе. Георгий выглядит на удивление расслабленным и беспечным, небрежным жестом правой руки он приподнимает шлем (будто это обычная шляпа), как бы приветствуя присутствующих, а левую руку вытягивает вперед, чтобы представить каноника ван дер Пале Богоматери и Младенцу. Сгибом локтя этой же руки он придерживает белый флаг с красным крестом, символизирующий его непосредственное практическое участие в битве с дьяволом (ну или с демоническим змеем). На груди Георгия — надпись Adonai (это одно из имен Бога в Ветхом Завете), а за плечами — изогнутый щит.
Исследователи отмечают странный контраст между юным лицом Георгия (словно ему «едва исполнилось 10 лет») и почёркнуто старым и «тяжеловесным» лицом каноника. Кажется даже, что Георгий держится очень неуверенно, неловко и смущенно, находясь как бы в непривычной для себя обстановке, слишком торжественной и пафосной, что характеризует его как человека застенчивого и нерешительного. Иногда выражение его лица описывают как «пустую улыбку», что уже вызывает определенные сомнения в умственной полноценности святого. Любопытно также, что Георгий — это единственный персонаж с открытыми ногами.
![Ян ван Ðйк. Ðадонна каноника ван Ð´ÐµÑ Ðале. ок.1434-36.ФÑагменÑ. Св.ÐеоÑгий: оÑÑажение в ÑиÑе Ян ван Ðйк. Ðадонна каноника ван Ð´ÐµÑ Ðале. ок.1434-36.ФÑагменÑ. Св.ÐеоÑгий: оÑÑажение в ÑиÑе](/images/main/yan-van-eyk-madonna-kanonika-van-der-pale-ok1434-36-376657.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4691904/4691904_800.png)
![Ян ван Ðйк. ÐоÑÑÑÐµÑ ÑеÑÑ ÐÑнолÑÑини. 1434. ФÑагменÑ. ÐÑÑажение в зеÑкале Ян ван Ðйк. ÐоÑÑÑÐµÑ ÑеÑÑ ÐÑнолÑÑини. 1434. ФÑагменÑ. ÐÑÑажение в зеÑкале](/images/main/yan-van-eyk-madonna-kanonika-van-der-pale-ok1434-36-729ed9.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4692064/4692064_original.jpg)
![Ян ван Ðйк. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¼ÑжÑÐ¸Ð½Ñ Ð² кÑаÑном ÑÑÑбане (ÐвÑопоÑÑÑеÑ?) Ян ван Ðйк. ÐоÑÑÑÐµÑ Ð¼ÑжÑÐ¸Ð½Ñ Ð² кÑаÑном ÑÑÑбане (ÐвÑопоÑÑÑеÑ?)](/images/main/yan-van-eyk-madonna-kanonika-van-der-pale-ok1434-36-0c11ab.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/nikonova_alina/77369836/4692440/4692440_760.jpg)
Любопытно, что в этой работе, написанной сразу же после портрета четы Арнольфини, ван Эйк снова использует фокус с зеркалом. На боковой части отполированном до зеркального блеска щите святого рыцаря можно разглядеть автопортрет художника, стоящего за мольбертом, причем он изобразил себя в том самом красном тюрбане причудливой формы, который присутствует на предполагаемом автопортрете ван Эйка. А в отражении шлема Георгия можно различить образ Богоматери с Младенцем.
Святой Георгий был самым тесным образом связан с храмом святого Донатиана в Брюгге, поскольку там, начиная с середины 10 века хранилась его кость руки. Иногда утверждает, что и сам собор был построен как грандиозная дарохранительница для этой величайшей христианской святыни. Ну и помимо этого, Георгий символизирует на картине Церковь Воинствующую, которая не только огнем и мечом вкладывает христианские ценности в головы и души язычников и неверных, но и ведет вечный бой с дьяволом и его приспешниками.
Продолжение следует…