ЯН ВАН ЭЙК. МАДОННА КАНОНИКА ВАН ДЕР ПАЛЕ. Ок.1434-36
nikonova_alina — 18.11.2024
Часть 3. Замысел
Я уже упоминала о том, что Ян ван Эйк был для своего времени и для своей национальной школы великим новатором. И вот в «Мадонне каноника ван дер Пале» это его качество проявилось наиболее ярким и полным образом.
Во-первых, считается, что эта картина, написанная в жанре так называемого «Святого Собеседования» (Sacra conversazione) – один из наиболее ранних образцов использование подобной иконографии в искусстве Нидерландов. Этот тип изображения возник из более пафосного варианта, который назывался Маэста или Маньификат, где Богоматерь с Младенцем, помещенная в центре, была представлена в окружении славящих ее ангелов и святых. Тип «Святое Собеседование» имел несколько другое смысловое наполнение, и представлял собой группу святых, стоящих по сторонам от престола Богоматери, объединённых как бы общим медитативным состоянием или же ведущих телепатическую беседу на богословские темы. В визуальном отношении их священное единство обычно выражалось с помощью цельного пространства, в котором они все находились, не разделенного створками полиптиха или архитектурными элементами, и сияющего золотого либо пейзажного фона, в котором они все находились.
Иконография Святого Собеседования была хорошо известна в Италии, начиная еще с 13 века, а вот в Нидерландах этот тип изображения появился лишь век спустя, и, видимо, как раз Яну ван Эйку.
Вторым новшеством, которое использовал ван Эйк, было то, что фигуру донатора, то есть Йориса ван дер Пале, он во-первых, изобразил того же размера, что и фигуры святых, уравняв, так сказать, их значимость, и во-вторых, то, что он вообще включил его в группу святых, подведя прямо к престолу Богоматери, а не вынес на отдельную боковую створку, как это было принято в то время и даже в более позних рабтах. Для первой половины 15 века это был настоящий революционный прорыв, и, к тому же, надо полагать, такое решение очень польстило заказчику.
Итак, на картине (кстати, второй по размеру среди работ ван Эйка после Гентского алтаря, естественно) мы видим пятерых персонажей: в центре – Богоматерь с Младенцем, слева – святой Донат, справа – коленопреклоненный каноник ван дер Пале и святой Георгий.
Вообще, в Святых Собеседованиях, святых изображали по желанию заказчиков (ну или самого художника), поскольку сюжет не требовал какой-то логики в их присутствии. Поэтому в одном пространстве оказывались персонажи, жившие в разное время и в разных странах.
Вероятнее всего, святой Донат попал на картину ван Эйка по необходимости, так как она изначально предназначалась для собора, посвященного в том числе и этому святому.
А вот святой Георгий был уже личным выбором заказчика. Видимо он и сам был крещен в честь этого святого (имя Йорис или Йос – региональный вариант имени Георгий), и, как утверждают некоторые источники, святой Георгий в принципе был его любимым святым.
Фоном для картины послужил интерьер абстрактного (не реального) романского или готического собора. Персонажи были размещены в алтарной части, так как за ними находится так называемый деамбулаторий, то есть полуциркульного проход за алтарем.
И, наконец, на переднем плане, на ступеньках, ведущих к трону Богоматери, ван Эйк изобразил роскошный восточный (если судить по узорам) ковер, как символ высокого социального статуса, относящийся, вероятно, не только к Мадонне и ее божественному Младенцу, но и к остальным персонажам картину, не исключая и каноника ван дер Пале.
Продолжение следует...
Чем отличается карта рассрочки от дебетовой
Ящур в западноевропейских странах. Биотерроризм? А кто это сделал?
Денга Юрия Дмитриевича продана за 1020 евро
Как развращают женщин
Про Муму, Ивана Сергеича и сюрприз
Фидерная ловля в ноябре: стратегия успеха в холодной воде
Империи мира
Териберка. У "45 причала"
Привет из Фаюма

