ЯН ВАН ЭЙК. МАДОННА КАНОНИКА ВАН ДЕР ПАЛЕ. Ок.1434-36
nikonova_alina — 19.11.2024Часть 4. Святые: Донатиан
Итак, у левого края картины мы видим святого Доната (Донатиана), а у правого – святого Георгия.
Святой Донат занимает позицию слева от Богоматери, и в соответствии с правилами геральдики, это место считается более значительным, чем у донатора и святого Георгия, расположенных справа. Видимо, это должно было подчеркнуть его особый статус, причем не только как святого, которому посвящен храм, для которого предназначалась картина, но как для покровителя города Брюгге в целом.
Вообще, в раннехристианской истории было не меньше десятка святых по имени Донат или Донатиан, и я сначала думала, что ван Эйк изобразил святого Доната из Ареццо, наиболее почитаемого среди своих тезок, который помимо прочих подвигов победил дракона, отравлявшего в Ареццо колодцы, воскресил одну женщину и вернул зрение другой, а также изгнал беса из сына местного правителя. В конечном итоге во время очередных массовых гонений на христиан префект Ареццо все же арестовал его и обезглавил.
Однако выяснилось, что наш святой Донат – Реймский, и в его биографии имеются не менее занимательные эпизоды, хотя она гораздо менее детализирована, нежели история св.Доната из Ареццо.
Вероятно, этот Донат родился в Риме в первой половине 4 века, затем его отправили в Галлию, нести язычникам свет христианской веры, и он стал преемником Матерниана, епископа города Ремы (то есть современного Реймса). По какой-то причине в 9 веке его мощи были перенесены в Брюгге, и с того времени вокруг них в городе и во Фландриии в целом сложился культ святого. Поэтому вполне закономерно, что самую большую церковь город, которую начали строить примерно в то же время, назвали в честь святого Доната. А после того, как в Брюгге основали епископскую кафедру она стала кафедральным собором.
В искусстве святой обычно изображается в епископской митре, а в руках он может держать колесо с горящими свечами. Этот атрибут напоминает о чудесном спасении святого, которого в детстве какие-то злы люди однажды бросили в реку. Но мимо проходил какой-то благочестивый христианин, и он бросил в воду колесо с зажжёнными церковными свечами. Колесо остановилось там, куда течение унесло ребёнка, и мальчика извлекли из воды целым и невредимым.
По другой, более драматической (и даже трагической) версии этой истории), колесо связано с легендой о мученической смерти епископа Доната Реймского. Якобы однажды он приехал по каким-то делам в Рим, и его недоброжелатели подстерегли его и бросили в Тибр, где он утонул. Друзья епископа пустили по воде колесо со свечами, и оно остановилось в том месте, где покоилось тело утопшего. Еще один вариант этой истории предлагает более благополучную концовку: враги действительно бросили Донатиана в Тибр, но он не утонул, потому что его спас папа римский Дионисий, который бросил в реку колесо от своей повозки, и Донат смог ухватиться за него как за спасательный круг, а потом выбраться на берег.
Мы видим, что Ян ван Эйк вполне скрупулезно соблюдает сложившиеся традиции в изображении святого Донатиана Реймского. У него святой покровитель Брюгге, как положено, изображен в роскошной епископской мантии из сине-золотой парчи, на которой вышиты изображения святых Петра и Павла.
В левой руке он держит украшенный драгоценностями великолепный процессионный крест, который обычно несут во время праздничных крестных ходов. Роль такого крестоносца считается особой честью, вполне достойной епископа. В правой руке святого — то самое колесо с пятью зажжёнными свечами, которое или спасло ему жизнь, или указало на место смерти.
Есть мнение, что епископское облачение и процессионный крест – это подлинные реликвии, хранившиеся в соборе св.Донатиана в Брюгге, которые ван Эйк имел возможность увидеть лично и запечатлеть с натуры. Это вполне допустимо, тем более, что существует как минимум еще одно изображение св.Доната, выполненное неизвестным художником в самом конце 15 века, где он также предстает перед зрителем с процессионным крестом, похожим (хотя и не совсем) на крест, изображенный ван Эйком.
Считается, что св.Донат представляет собой образ Церкви Вероучительной, то есть символизирующей торжество христианства над другими религиями и воплощающей фундаментальную идею спасения, заложенную в христианском учении. Святой Донат таким образом принимает на себя роль одного из главных проводников христианских знаний и ценностей.
Именно поэтому художник изображает его в виде выпрямившейся застывшей фигуры, подобной скульптурам на фасадах готических соборов.
Продолжение следует…