Я сказал: вы - боги

топ 100 блогов anairos02.07.2020 Религия собственной божественности – может, и не самая большая по числу осознанных приверженцев, но уж точно одна из самых влиятельных в развитых странах Запада. Её идеи распространены повсюду, их разделяют даже те, кто считает себя вовсе не религиозным.

Поэтому мне, как исследователю, важно понимать, какие формы она приобретает, какие из неё вытекают следствия, как вообще выглядит мир для её адептов.

Об этом мы сегодня и поговорим.


Магическое мышление, как определил Люсьен Леви-Брюль, есть мышление соучастия.

Трудно определить кратко, что такое соучастие. Нам привычнее идея инструментальной причинности: есть ты, есть мир, и ты на него влияешь. Одна деталь толкает другую, и так всё вертится. До чего ты не можешь дотянуться, на то ты и не можешь повлиять.

Соучастие же подразумевает, что ты и мир едины. Твои мысли, слова и поступки – не только твои. В тебе отзывается вся вселенная, а ты, в свою очередь, отзываешься в ней.

Современная эзотерика часто использует для описания соучастия метафору квантовой спутанности. Спутанные частицы остаются единой системой, какое бы расстояние их ни разделяло. Любые изменения в системе мгновенно отражаются на всех этих частицах.

В таком мире естественным образом возникает магическое искусство. Если в состояние соучастия можно войти по собственной воле – полезно уметь делать это, когда нужно, и не делать, когда не нужно. Если ты уже в нём – важно понимать, что в тебе принесено извне, и контролировать, что ты сам несёшь миру.

Это выглядит как воздействие: я что-то сделал, и что-то получилось. Но на самом деле никакого воздействия здесь нет. Нет передачи ни энергии, ни информации, а потому не имеют значения пространство и время. Мой поступок и его «результат» – не два события в причинно-следственной связи, а одно событие, случившееся в невидимом мире всеобщего единства и проявившееся в нескольких местах видимой вселенной.

Религия собственной божественности добавляет к этому одну важную деталь: идею персональной реальности. Мир, в котором ты живёшь, который осознаёшь и испытываешь, зависит от тебя и только от тебя. Никто другой не властен над ним – каждый человек есть бог своего маленького космоса.


Несмотря на такой базовый догмат, эта религия не подразумевает веры ни в Бога, ни даже в магию. У неё есть полностью светские изводы.

Самый простой и «не-мистический» из них – «начни с себя». Он стоит на границе между религией собственной божественности и обыкновенной психологией. Если ты изменишь собственное поведение, мир вокруг тебя тоже начнёт меняться.

Часто цитируют афоризм, приписанный Эйнштейну: «Безумие – всегда делать одно и то же, надеясь при этом на разные результаты»*. Есть и другой, не менее характерный: «Если хочешь получить то, чего раньше не имел – придётся делать то, чего раньше не делал».

* Эйнштейн не только не говорил так, но и не мог. Это противоречит всему подходу естествознания – повторить эксперимент много раз, чтобы проверить, будут ли у него те же результаты или уже другие.

Да и вообще человеку свойственно совершенствоваться при помощи многократного повторения. «Делай снова и снова, пока не получится как надо» – девиз всех профессий, где требуется навык.


В ту же копилку попадает и постоянный совет «выйти из зоны комфорта» и «расстаться с ограничивающими привычками».

В таких советах, конечно же, есть здравое зерно. Выученная беспомощность, патологические привычки и убеждения, подавляющий эффект заниженной самооценки – всё это суровая правда жизни. Пока ты не изменишься сам, твоя жизнь может стать другой только под внешним влиянием – и, как правило, не в лучшую сторону.

Просто лучше понимать, что, начав с себя, ты вовсе не обязательно изменишь мир. Ведь всё остальное останется прежним, в том числе и те обстоятельства, которые совершенно объективно тебя ограничивали.


Другая сторона этого же комплекса – позитивное мышление. Даже если ты не можешь изменить мир, тебе всегда под силу изменить своё отношение к нему. Счастье или несчастье – в твоей голове. Они не зависят от того, что ты делаешь, чем обладаешь и что с тобой происходит. Если ты несчастен – это твой выбор, а не объективное качество твоей жизни.

Персональная реальность таким образом оказывается внутренней. От тебя зависит не то, что происходит, а то, как ты это оцениваешь, интерпретируешь и переживаешь.

Одно из лучших воплощений этой религии в массовом искусстве – киноклассика «День сурка». Главный герой тысячи раз проживает один и тот же день. Всё вокруг него остаётся прежним – жители городка, их поступки, даже случайные события. Меняется только он сам. От его воли и восприятия зависит, каким для него становится этот закольцованный день.

Герою удаётся вырваться из петли времени, только когда он полностью перерождается и проживает День сурка так, чтобы он стал лучшим днём его жизни.


Следующая ступень – научные или псевдонаучные обоснования.

Одним гуру на помощь приходит квантовая физика, как её понимает средний человек с улицы. Наблюдение меняет наблюдаемую систему. Частицы могут быть спутанными, и их взаимодействие не требует передачи энергии. Вселенная стоит на соотношениях неопределённостей и имеет вероятностную природу.

Другие пользуются парапсихологическим словарём и прямо говорят о власти разума над материей. Хотя не все обладают достаточной психической силой, чтобы творить зрелищные чудеса, все мы в той или иной степени псайкеры и все можем воплощать в жизнь свои ожидания и страхи.


Наконец, мы приходим к законченной метафизике собственной божественности – назовём её для краткости автотеизмом. Она причудливо соединяет рационализм и магизм, заимствуя термины откуда придётся.

В отличие от светских, секулярных вариантов, автотеизм отрицает внешнюю реальность – или по крайней мере внешнюю причинность. Мир, в котором ты живёшь – полностью отражение твоего внутреннего мира. Если он и не создан прямо тобой, то по крайней мере создан для одного тебя, для твоего удовольствия и к твоим услугам. Ты не видишь ничего, что не было бы порождением твоих верований и ожиданий.

В отличие от магических верований, он отрицает непредсказуемость. Если маг бросает слова в невидимый мир и ждёт, как они там отзовутся, автотеист считает, что между его мыслями и реакцией мира существует постоянная проверяемая связь.

Такой радикальный солипсизм, конечно, приводит к своеобразной картине мира.

Я уже говорил раньше, что мифы о творении и конце света, в сущности, говорят нам о нашем рождении и смерти. Они рассказывают человеку, как он появился на свет, каково ему будет умирать и что случится после. Нет другого способа поведать тайну этих двух моментов – единственного опыта, общего для всех людей без исключения, и в то же время единственного, которого никто не может помнить.

Но для адепта автотеизма миф о сотворении мира выглядит иначе. Читая его, он ставит себя не на место творимой реальности, а на место Бога-Творца. Поэтому и история конца света не рассказывает ему о смерти – он вообще отказывается верить, что однажды умрёт. В его мифологии рождение и смерть – просто изменение уровня сознания, ничем существенным не отличающееся от того, которого он достигает в медитации или под кайфом.


Традиционные религии много говорят о страдании. Христианство освящает его – тот, кто переносит страдания, не теряя упования на Бога, очищает свою душу и накапливает духовные заслуги. Буддизм строит практику на осознании, что страдание есть неотъемлемая часть жизни, и избавиться от него можно, только полностью уйдя из обусловленного существования.

Но автотеизм – религия предельно оптимистичная. Мир прекрасен. Никакого страдания в нём не существует – или, по крайней мере, правильные настройки сознания могут его отключить. Для преображения мира не требуется усилий – нужен только сознательный выбор, то есть воля.

Здесь, однако, расходятся три дороги – есть три варианта учения о страданиях. Первый гласит: если человек в своей реальности страдает – это его выбор. На каком-то уровне он сам этого хотел и сам реализовал это в своей жизни.

Другой, наоборот, подчёркивает, что реальность создаётся коллективно, совместными усилиями всех людей и всех вообще живых существ. Поэтому нам так важно менять общую атмосферу на планете, чтобы мир мог по-настоящему стать лучше. Как это согласуется с тем, что твою реальность определяешь только ты – спросите что-нибудь полегче.

Наконец, последователь третьего варианта вынужден признать, что источником всего зла во вселенной является он сам. Ведь если окружающие его люди – проекции его внутреннего мира, то и их несчастья – тоже проекция его внутренних неурядиц.

Всю жизнь он должен теперь контролировать свои мысли и чувства, иначе негатив продолжит вытекать наружу и отравлять реальность страданиями.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Психологические консультации через интернет - это просто! Вы общаетесь с квалифицированным и опытным психологом не выходя из дома, по видеосвязи - Телеграму или Скайпу. Люди обращаются ко мне, чтобы понять самих себя и свое поведение, разобраться в том, что мешает им жить. Я не ставлю ...
Хлое месяц! Хлоя тут в позе какого-нибудь святого Франциска. В одном носке! Я спохватилась и надела шорты. Грустная девочка: Бонус: Как видите, получилось несколько высокохудожественных фотоснимков. На этой фотографии запечатлен ...
Разваливать советское образование надо вместе с богом.Типа кто вы такие, чтоб меня судить. Чё то мне кажется, что с таким минобразом ОПК таки факультативами не ...
Мамин сожитель забрасывает Наташу сообщениями: «Ты взрослая баба, родила, справляйся сама, нечего дергать мать, из-за тебя рушатся наши отношения!» — Этот Георгий появился у мамы, когда мне было уже за двадцать! – рассказывает двадцатишестилетняя Наталья. – Я в универе училась… Мама ...
Может быть это мое субъективное ощущение, у меня с запахами всегда было не очень, а за стенкой от моего кабинета, извините, совсем другая жизнь и целыми днями шварму готовят и продают, так что обоняние, мягко говоря, не выдающееся. Но сегодня мне почудилось А. в первый раз за много времен ...