Я сказал: вы - боги

Поэтому мне, как исследователю, важно понимать, какие формы она приобретает, какие из неё вытекают следствия, как вообще выглядит мир для её адептов.
Об этом мы сегодня и поговорим.
Магическое мышление, как определил Люсьен Леви-Брюль, есть мышление соучастия.
Трудно определить кратко, что такое соучастие. Нам привычнее идея инструментальной причинности: есть ты, есть мир, и ты на него влияешь. Одна деталь толкает другую, и так всё вертится. До чего ты не можешь дотянуться, на то ты и не можешь повлиять.
Соучастие же подразумевает, что ты и мир едины. Твои мысли, слова и поступки – не только твои. В тебе отзывается вся вселенная, а ты, в свою очередь, отзываешься в ней.
Современная эзотерика часто использует для описания соучастия метафору квантовой спутанности. Спутанные частицы остаются единой системой, какое бы расстояние их ни разделяло. Любые изменения в системе мгновенно отражаются на всех этих частицах.
В таком мире естественным образом возникает магическое искусство. Если в состояние соучастия можно войти по собственной воле – полезно уметь делать это, когда нужно, и не делать, когда не нужно. Если ты уже в нём – важно понимать, что в тебе принесено извне, и контролировать, что ты сам несёшь миру.
Это выглядит как воздействие: я что-то сделал, и что-то получилось. Но на самом деле никакого воздействия здесь нет. Нет передачи ни энергии, ни информации, а потому не имеют значения пространство и время. Мой поступок и его «результат» – не два события в причинно-следственной связи, а одно событие, случившееся в невидимом мире всеобщего единства и проявившееся в нескольких местах видимой вселенной.
Религия собственной божественности добавляет к этому одну важную деталь: идею персональной реальности. Мир, в котором ты живёшь, который осознаёшь и испытываешь, зависит от тебя и только от тебя. Никто другой не властен над ним – каждый человек есть бог своего маленького космоса.
Несмотря на такой базовый догмат, эта религия не подразумевает веры ни в Бога, ни даже в магию. У неё есть полностью светские изводы.
Самый простой и «не-мистический» из них – «начни с себя». Он стоит на границе между религией собственной божественности и обыкновенной психологией. Если ты изменишь собственное поведение, мир вокруг тебя тоже начнёт меняться.
Часто цитируют афоризм, приписанный Эйнштейну: «Безумие – всегда делать одно и то же, надеясь при этом на разные результаты»*. Есть и другой, не менее характерный: «Если хочешь получить то, чего раньше не имел – придётся делать то, чего раньше не делал».
* Эйнштейн не только не говорил так, но и не мог. Это противоречит всему подходу естествознания – повторить эксперимент много раз, чтобы проверить, будут ли у него те же результаты или уже другие.
Да и вообще человеку свойственно совершенствоваться при помощи многократного повторения. «Делай снова и снова, пока не получится как надо» – девиз всех профессий, где требуется навык.
В ту же копилку попадает и постоянный совет «выйти из зоны комфорта» и «расстаться с ограничивающими привычками».
В таких советах, конечно же, есть здравое зерно. Выученная беспомощность, патологические привычки и убеждения, подавляющий эффект заниженной самооценки – всё это суровая правда жизни. Пока ты не изменишься сам, твоя жизнь может стать другой только под внешним влиянием – и, как правило, не в лучшую сторону.
Просто лучше понимать, что, начав с себя, ты вовсе не обязательно изменишь мир. Ведь всё остальное останется прежним, в том числе и те обстоятельства, которые совершенно объективно тебя ограничивали.
Другая сторона этого же комплекса – позитивное мышление. Даже если ты не можешь изменить мир, тебе всегда под силу изменить своё отношение к нему. Счастье или несчастье – в твоей голове. Они не зависят от того, что ты делаешь, чем обладаешь и что с тобой происходит. Если ты несчастен – это твой выбор, а не объективное качество твоей жизни.
Персональная реальность таким образом оказывается внутренней. От тебя зависит не то, что происходит, а то, как ты это оцениваешь, интерпретируешь и переживаешь.
Одно из лучших воплощений этой религии в массовом искусстве – киноклассика «День сурка». Главный герой тысячи раз проживает один и тот же день. Всё вокруг него остаётся прежним – жители городка, их поступки, даже случайные события. Меняется только он сам. От его воли и восприятия зависит, каким для него становится этот закольцованный день.
Герою удаётся вырваться из петли времени, только когда он полностью перерождается и проживает День сурка так, чтобы он стал лучшим днём его жизни.
Следующая ступень – научные или псевдонаучные обоснования.
Одним гуру на помощь приходит квантовая физика, как её понимает средний человек с улицы. Наблюдение меняет наблюдаемую систему. Частицы могут быть спутанными, и их взаимодействие не требует передачи энергии. Вселенная стоит на соотношениях неопределённостей и имеет вероятностную природу.
Другие пользуются парапсихологическим словарём и прямо говорят о власти разума над материей. Хотя не все обладают достаточной психической силой, чтобы творить зрелищные чудеса, все мы в той или иной степени псайкеры и все можем воплощать в жизнь свои ожидания и страхи.
Наконец, мы приходим к законченной метафизике собственной божественности – назовём её для краткости автотеизмом. Она причудливо соединяет рационализм и магизм, заимствуя термины откуда придётся.
В отличие от светских, секулярных вариантов, автотеизм отрицает внешнюю реальность – или по крайней мере внешнюю причинность. Мир, в котором ты живёшь – полностью отражение твоего внутреннего мира. Если он и не создан прямо тобой, то по крайней мере создан для одного тебя, для твоего удовольствия и к твоим услугам. Ты не видишь ничего, что не было бы порождением твоих верований и ожиданий.
В отличие от магических верований, он отрицает непредсказуемость. Если маг бросает слова в невидимый мир и ждёт, как они там отзовутся, автотеист считает, что между его мыслями и реакцией мира существует постоянная проверяемая связь.
Такой радикальный солипсизм, конечно, приводит к своеобразной картине мира.
Я уже говорил раньше, что мифы о творении и конце света, в сущности, говорят нам о нашем рождении и смерти. Они рассказывают человеку, как он появился на свет, каково ему будет умирать и что случится после. Нет другого способа поведать тайну этих двух моментов – единственного опыта, общего для всех людей без исключения, и в то же время единственного, которого никто не может помнить.
Но для адепта автотеизма миф о сотворении мира выглядит иначе. Читая его, он ставит себя не на место творимой реальности, а на место Бога-Творца. Поэтому и история конца света не рассказывает ему о смерти – он вообще отказывается верить, что однажды умрёт. В его мифологии рождение и смерть – просто изменение уровня сознания, ничем существенным не отличающееся от того, которого он достигает в медитации или под кайфом.
Традиционные религии много говорят о страдании. Христианство освящает его – тот, кто переносит страдания, не теряя упования на Бога, очищает свою душу и накапливает духовные заслуги. Буддизм строит практику на осознании, что страдание есть неотъемлемая часть жизни, и избавиться от него можно, только полностью уйдя из обусловленного существования.
Но автотеизм – религия предельно оптимистичная. Мир прекрасен. Никакого страдания в нём не существует – или, по крайней мере, правильные настройки сознания могут его отключить. Для преображения мира не требуется усилий – нужен только сознательный выбор, то есть воля.
Здесь, однако, расходятся три дороги – есть три варианта учения о страданиях. Первый гласит: если человек в своей реальности страдает – это его выбор. На каком-то уровне он сам этого хотел и сам реализовал это в своей жизни.
Другой, наоборот, подчёркивает, что реальность создаётся коллективно, совместными усилиями всех людей и всех вообще живых существ. Поэтому нам так важно менять общую атмосферу на планете, чтобы мир мог по-настоящему стать лучше. Как это согласуется с тем, что твою реальность определяешь только ты – спросите что-нибудь полегче.
Наконец, последователь третьего варианта вынужден признать, что источником всего зла во вселенной является он сам. Ведь если окружающие его люди – проекции его внутреннего мира, то и их несчастья – тоже проекция его внутренних неурядиц.
Всю жизнь он должен теперь контролировать свои мысли и чувства, иначе негатив продолжит вытекать наружу и отравлять реальность страданиями.
|
</> |