Я и Ты

Л. Фейербах на проводе. На цитату навел Давид Жапахов, большое ему спасибо.
"Как много толковали о лживости чувств, как мало о лживости языка, от которого ведь неотделимо мышление. Но как, в конце концов, груб обман чувств, как изыскан обман языка! Как долго водила меня за нос всеобщность разума, всеобщность фихтевского и гегелевского Я, пока, наконец, с помощью моих пяти органов чувств я не понял во спасение своей души, что все затруднения и тайны логоса, в смысле разума, находят разрешение в значении слова!
Вот почему слова Гайма: "критика разума должна превратиться в критику языка" в теоретическом отношении кажутся мне столь близкими". (Л. Фейербах. Изложение, развитие и критика философии Лейбница // Фейербах Л. История философии в 3 т. Т. 2. М.: Изд-во соц.-эк. литературы. 1967. С. 255-256).
Давид к этим словам присовокупляет замечание, что здесь "Фейербах предвосхищает Витгенштейна". Это верно. Разница только в том, что у второго язык обретается неизвестно где, а Фейербах, этот "созерцательный философ", рассуждает "с практической точки зрения" (с. 254) и рассматривает язык как практику человеческого общения. Так, он перед этим развивает ту мысль (борясь с абстракцией "обособленного индивида"), что слово "Я" только тогда содержательно, когда обозначают им чувственную личность. Тут надо вспомнить, что обособленный чувственный индивид остался в философии Локка, которая Фейербаху не интересна вообще. В фейербаховском понимании "чувственность" или потребность, удовлетворяется всегда другим индивидом. Чувственность есть "отношение" по Фейербаху, "социальное отношение", оно есть синоним социальности. Если уж в чем-то попрекать его, то в неразработанности понятийной сетки: в старые понятия, унаследованные от Просвещения ("чувственность" и т.д.) он вкладывает новое содержание. В этом новом толковании старых категорий и состоит новация Фейербаха и она ведет его К Марксу ("führt zu Marx"), а не ОТ него, как представляют эпигоны сталинско-митинского истмата.https://vk.com/wall125080864_75938