"Я бы просто пошел к роднику" (с)
sapojnik — 24.06.2019 Урбанисты звереют.«Добро пожаловать в мой город — или, лучше сказать, в наш город. Мне ничего не принадлежит. У меня нет своей машины. Нет своего дома. Я не владею одеждой и бытовой техникой. <�…> Все, что раньше считалось продуктом, теперь стало услугой. Транспорт, жилье, еда и все, что необходимо в повседневной жизни, достается нам бесплатно, так что особого смысла владеть чем-то попросту нет. <�…> Личный автомобиль превратился в бессмыслицу, потому что мы всегда можем вызвать беспилотник или летающую машину для более длительных путешествий, и они приедут через несколько минут. <�…> В нашем городе не принято платить арендную плату, потому что пространство используется всякий раз, когда "хозяина" нет дома. Например, когда я ухожу, в моей гостиной проходят деловые встречи. <�…> Порой меня раздражает, что мы лишены приватности. Отслеживается каждый мой шаг. Я знаю, что где-то записывается все, что я делаю, о чем думаю и о чем мечтаю. Надеюсь, никто не станет использовать эти данные против меня».
Что это?! Это - выступление бывшего министра экологии Дании Иды Аукен на позапрошлогоднем форуме в Давосе. То есть - не маргинальный бред какого-то там объевшегося наркотой фрика, а самый что ни на есть мейнстрим. Заметьте - это говорит европейка в Европе, то есть - у нас на Севере. Про то, что "европоцентризм" уходит в историю и что есть "азиатские тигры", можно не говорить и не надеяться - мы знаем, что в Азии всё то, о чем толкует безумная датская "экологиня", реализовано уже сейчас. Собственно, там по другому никогда и не было, там всегда был муравейник.
А теперь он будет и в Европе. ВСЁ, бежать некуда. Ловушка захлопнулась.
Как дальше пишет наш самый видный урбанист Григорий Ревзин - в статье с совершенно немыслимым названием "Как частное станет общим" (откуда и верхняя цитата): "Социальные сети сегодня — это массовый практикум по освоению новой этики, который выбраковывает тех, кто оказывается к ней невосприимчив.
В известном смысле privacy являлось цивилизационным завоеванием. В деревне или в малом городе его не было по определению. Там все знакомы и все всегда знают, куда, во сколько, с кем и зачем вы пошли. Если вы получили письмо и никому его не прочли, то там, вероятно, написано что-то дурное... Сеть возвращает нам эту этику под именем «новой прозрачности». В этом видятся перспективы и некий новый свет. И он, несомненно, есть.
Возьмите проблему транспорта. 95% автомобилей в городе работают от силы 10% времени суток. Остальное время они стоят припаркованные около жилья или офиса. Некоторые не двигаются с места неделями. В ближайшие три-пять лет с распространением сетей 5G массовый беспилотный транспорт станет реальностью. Легко можно представить себе, что частные автомобили вообще изгоняются из города, все они начинают работать по принципу такси, и мы можем сократить количество машин в четыре раза... То есть все ваши поездки в любое время должны быть открыты. Добровольная открытость плюс контроль — но взамен мы сэкономим много ресурсов.
Или возьмем электричество. Мы тратим чудовищное количество энергии зазря. Мы забываем выключать компьютеры, телевизоры, кондиционеры, вентиляторы, свет и т. д. Просто забываем, а в результате крадем ресурсы, которые пригодились бы нашим потомкам. Но если все приборы включаются, скажем, только через смартфон, то он знает, что, раз вы вышли из сортира, свет там можно погасить. Раньше это делали соседи по общей квартире, а теперь смартфон.
Вообще, если все про всех знать, то можно сэкономить кучу ресурсов".
https://www.kommersant.ru/doc/3997939
Тут смешнее всего то, что буквально ровно вот это, вся эта "экономия" была предсказана в "Маленьком принце" Сент-Экзюпери:
"- Добрый день, - сказал Маленький принц.
- Добрый день, - ответил торговец.
Он торговал самоновейшими пилюлями, которые утоляют жажду. Проглотишь такую пилюлю - и потом целую неделю не хочется пить.
- Для чего ты их продаешь? - спросил Маленький принц.
- От них большая экономия времени, - ответил торговец. - По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.
- А что делать в эти пятьдесят три минуты?
- Да что хочешь.
"Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, - подумал Маленький принц, - я бы просто-напросто пошел к роднику..."
Вопрос-то, пожалуй, только один у нас всех: как с этим бороться? Картины будущего человечества, этого РОЯ с "новой прозрачностью", где всё про всех известно и "нет ничего своего", давно уже настолько отвратны, что никаких антиутопий не надо. Страх перед будущим, перед всем этим урбанизмом, давно уже эксплуатируется лучшими художниками и мыслителями - собственно, весь сериал "Черное зеркало" выстроен именно на разнообразных проявлениях этой "фобии будущего". Интересно, было ли раньше в истории человечества время, когда бы будущее до такой степени ПУГАЛО примерно всех, кто еще способен задумываться о таких "несъедобных" вещах?
Мой любимый современный фантаст Вадим Панов дошел до того, что в последней своей книжке наваял историю о ТЕРРОРИСТЕ, который живет в том самом недалеком "будущем" со всеми указанными прелестями - и не находит ничего лучшего, кроме плана уничтожить одномоментно примерно 90% человечества (специально разработанным супервирусом). Сюжет стандартный, новое в книге то, что вся она пронизана горячим пониманием и СОЧУВСТВИЕМ этому террористу, а автор, описывая гибель миллиардов человек, не в силах скрыть своего одобрения происходящему. Такой вот фантбоевичок в духе "Господь, ЖГИ!"
Очень неприятно, в сущности. Человечество приходит, после очередного витка, к идее самого кондового и мерзкого коммунизма, как его описывали сумасшедшие футуристы 19 века Сен-Симон и Оуэн, не говоря уж о Томасе Море. Причем - на безальтернативной основе. Киплинг обещал, что Запад и Восток не сойдутся - увы: сошлись. На идее цифрового коммунизма и Всемирного Большого Брата. Ни частной собственности, ни прав, ни свобод.
За что боролись? Бес его знает.
|
</> |