
Жизнь во сне


Люди часто любят превозносить одни занятия над другими.
Мол, читать книжки это полезно, а играть в игры – вредно.
Ходить в театры высокий стиль, в кинотеатр низкий.
Ударяться в религию плохо, а в научную карьеру хорошо.
В секс – безнравственно, в искусство – нравственно.
Лежать на диване порицаемо, а бегать по парку одобряемо.
Ну, или наоборот.
Хотя на самом деле, зачастую все это имеет одинаковые корни. Искусство или секс, книги, фильмы, творчество, гонки, комиксы, коллекционирование, карьера, политика, религия, спорт, собирательство и огородничество, ролевые игры, мода, квардоберство, хоббихорсинг временами (если не в большинстве случаев) имеет один и тот же мотив. Бегство от действительности.
Зачастую все это является формой эскапизма, когда человек использует данные формы активности в качестве компенсации неразрешённых личных или социальных, общественных или политических проблем. Более того, скажу страшную и крамольную вещь – даже госслужба и служба в армии и геройские поступки могут стать формой эскапизма. А что уж говорить про дауншифтинг, и уход в тайгу.
Про увлечение магией и оккультизмом я даже не упоминаю.
Однако, само по себе бегство от действительности не несет ничего плохого. В жизни много тяжелых и неприятных моментов, и несет в себе много боли и разочарований, вызовов с которыми не может справиться большинство людей. В данном случае эскапизм будет являться функцией утешающей, дающей удовлетворение, может стать способом облегчения жизненной ноши, вспомогательной конструкцией. В частности, положительную роль эскапизма отмечали такие великие люди как Зигмунд Фрейд, Рональд Толкиен, Теодор Фонтане.
Если не будет эскапизма – то будет наркота и алкоголь, насилие и убийства. Ведь эскапизм – это обезболивающее. Найз, нурофен, пентальгин. Хорошие лекарства, только вот злоупотреблять ими опасно.
Однако общественное отношение зачастую к разным формам эскапизма разное. Дело в том, что оно зависит от задач и вызовов, стоящих перед государством, обществом. Формирование того или иного поведения и отношения к жизни будет для одного общества благом, а для другого – вредным явлением. В данном случае оценка явления будет сугубо меркантильна, что в целом нормально.
Впрочем, для индивидуума, мне кажется, важны иные оценки. Насколько та или иная форма эскапизма улучшает качество жизни? Истинную удовлетворенность ей? Ее продолжительность? И только не надо про «саморазвитие». Саморазвитие ради саморазвития это пустышка. Проблема в том, что с оценкой качества жизни и ее удовлетворенностью могут возникнуть проблемы – их оценки окажутся субъективными.
Я еще отмечу, что часто эскапизм путают с творческим эпатажем, и с фантазией, которая способствует творческому преобразованию мира.
Выскажу также мнение, которое наверняка не найдет поддержки среди ученых, социологов и психологов. Эскапизм иногда не столько бегство от жизни сколько форма жизни. Она особо не отличается от нее.
А вы что думаете об эскапизме?
|
</> |