Встречайте: первая и единственная в мире теория стоимости
new_rabochy — 19.04.2023 В мире нет теорий стоимости. Есть лишь теории value, где по распространенной ошибке value переводится как стоимость. На самом деле value - это ценность. И вот у меня появилось настроение теорию стоимости создать. Хотя ранее я говорил, что теория стоимости не нужна, но так и быть, пусть появится.Как когда-то Адам Смит выделил два значения у слова value, имеет смысл начать с двух значений слова стоимость. Слово стоимость по отношению к предмету означает затраты на его приобретение иногда покупателя, а иногда продавца и/или изготовителя. В первом случае стоимость может использоваться как синоним цены. Во втором случае стоимость также называют себестоимостью. Если продавец предмет производит, то себестоимость для него - это стоимость производства данного предмета. Так называемой "потребительной стоимости" не существует. Носителю русского языка должно быть очевидно, что эти слова не сочетаются в русском, и что это корявый перевод иностранных терминов.
Себестоимость схожих по потребительским качествам товаров у разных производителей может сильно менятся в зависимости от используемой технологии производства и т.д. Но продаются они обычно по схожей цене, т.к. покупателю обычно нет дела до затрат продавца, да и во многих случаях он просто не располагает такой информацией. Например, себестоимость угля, добываемого шахтным способом, обычно существенно выше, чем открытым. Но если качество угля одинаковое, то и цена на такой уголь будет одинаковой или почти одинаковой у всех угледобывающих предприятий, независимо от используемого способа добычи.
Формально цена в свободной рыночной экономике может назначаться продавцом произвольно. Но продавать товары по слишком низкой цене продавцу нет смысла, а продавать по слишком высокой цене не получится, потому что покупатели найдут на замену другой товар у другого продавца. Поэтому на практике товары продают по ценам, которые стремятся к некоторому уровню, называемому рыночной ценой или рыночной стоимостью. Также этот уровень можно назвать меновой ценностью. Этот уровень определяется спросом и предложением, как описал Альфред Маршалл. Графическое отображение этого процесса получило название "Крест Маршалла".
Иногда задаётся вопрос "Кто создаёт стоимость?" Это некорректный вопрос. Сперва следует уточнить, о какой стоимости речь. Стоимость производства формируется как сумма соответствующих затрат в зависимости от используемой технологии производства. Если слово стоимость в сделке используется как синоним цены, то такую стоимость назначают (а не создают) как и цену в одностороннем порядке или в ходе переговоров между продавцом и покупателем. Рыночная стоимость формируется под воздействием спроса и предложения, как описано выше. Можно сказать, рыночная стоимость создаётся спросом в условиях ограниченного предложения. Но в целом глагол "создавать" здесь не очень уместен. Создается продукт на продажу, а не стоимость. Рыночная стоимость - характеристика произведенного предмета, а не предмет создания.
Для производства неких продуктов в общем случае нужны труд, исходное сырье, комплектующие и другие средства производства. Для привлечения в производство всего вышеперечисленного необходимо вознаграждение за всё вышеперечисленное по каждому пункту, т.к. без вознаграждения у людей обычно нет желания ни работать, ни предоставлять сырьё, ни инвестировать в средства производства. Необходимым вознаграждением за труд обычно является заработная плата. Необходимым вознаграждением за капитал является процент на капитал за некоторый период времени. Текущий уровень заработной платы и процента на капитал в рыночной экономике определяется рынком аналогично ценам на любые товары - в соответствии со спросом и предложением. Соответственно, затраты на исходное сырье, труд и процент с капитала производители закладывают в цену (стоимость) для покупателя. Если продажа некоторых товаров по такой цене невозможна, то их производство сокращается вплоть до полного прекращения.
|
</> |