рейтинг блогов

Все вышли из Сумарокова

топ 100 блогов qebedo19.09.2022 Вот и приговорил я оную толстенную буковину - "Избранные сочинения в стихах" руссиянского пиита XVIII веку Александра Сумарокова, как-никак 848 страниц (про ея приобретение "дистанционно ярмонкой" я писал о прошлом воскресении). Ну как приговорил - жульническим, конечно же, способом, иначе бы так быстро не получилось...

Стихи духовныЯ (изо всяких псалмов) я не читал, ибо "атеиЗДов не вставляе". Эклоги не читал, потому что никогда и нигде ни у кого не читаю эту хрень, ужасный жанр "стенаний псевдопастухов про их картонную любоВ" (исключений покамест было токмо два - у Спенсера и у Бокаже; но у Бокаже я вообще читал всё, что шевелилось, это на 146 % мой поэт). Песни прочитал токмо две, ибо остальные - любовныЯ, а эта часть лирики меня всегда меньше всего вставляла, ибо всегда и у всех поэтомв наиболее пошлая. "Любовную гадательную книжку" не стал читать именно потому ж. Ну и из трех трагедий я честно осилил токмо одну... Ну, где-то пол-книги, или более того (c учетом примУчаний всяких).

Что же было прочитано? Оды (всякие), элегии, эпистолы (послания), "героиды" (две штуки), сатиры, притчи (басни), сказки (обои - тоже басни), хорЫ, "разные стихотворения", сонеты, пародии, "эпиграммы, эпитафии, надписи" и трагедия "Хорев".

Что про них можно сказать? На удивление хорошо зашли - ведь я думал, что будет тяжко, по опыту прошлых попыток читать поэзию XVIII века. Однако ж оказалось, что "изо всех из них" именно Сумароков (кстатЕ, егойная фамилия именно из того самого - СумОроков-Сумраков, от русского имени-прозвища Сумрок, рожденный в темное время суток) писал самым легким (ну, легче других), понятным и "непомпезным" русским языком, стараясь сохранять простую понятную лексику (а не изобретая "высокий штиль", так убивающий в опусах пиитов второй половины XVIII века - например, Михайлы Ломоносова, да и у Гаврилы Державина его отрыжка еще слишком часто чувствуется).

Во-вторых, Сумароков - первый русский поэт, писавший стихи "по мотивам" реформы Василия Тредиаковского, предложившего вместо силлабического (с одинаковым количеством слогов) силлабо-тоническое (чередование одинакового количества ударных и безударных слогов) стихосложение. То есть, всё то складно-бодрое и ритмически-радостное, в чем писались стихи "золотого века" российской поэзии - это первым начал он. Ну, еще и сам Тредиаковский, и Ломоносов, но у первого в стихах получалась "война словес" (он питал слабость к хитромудрёным и "скрежетающим"), а второй см. выше. Так что именно Сумароков создал "лучшее из века XVIII-го" (кстати, все троЯ оне яростно собачились, но, скрипя зубами, признавали дружка дружку "столБами руссиянской пиитики").

"Сам по себе" Сумароков оказался простоват, но веселый, язвительный, когда захочет, склонный почитать мораль, но не впадающий в старческое брюзжание. Особенно хороши, понятное дело, басни и короткие стихи на случай (эпиграммы, эпитафии и надписи). Трагедии, правда, его утомили прямо с самого начала - в "Гамлете" прочел 1,1 действия (из трех), в "Дмитрии Самозванце" - тоже 1,1 действия (из пяти). В первой (ну, помимо того, что от ШеЙкспира остались "роги и ноги") убило то, что после первых же слов сына Гертруда кидается на колени и вопиет о Б-ге и "несть мне прощения, как бы не попасть во адЪ!", а Клавдий во втором действии начинает с того же - падает на колени и вопиёт к Б-гу о прощении... Попробовал вспомнить, где у ШеЙкспира в пьесе про Б-га - не удалось. Во второй пиесе убили реплики Дмитрия в стиле "ЯзЪ злодей, мне плЯвать, напустите на нОрОТ поляков, пусть заткнутЪ им глотки - да, я гнусен, но всё могу, потому что царь!". Видно, короче, что это были фактически первые руссиянские пиесы для игр на тиЯтрах - многое исчо было впереди...

Впрочем, "Хорев" даже удалось дочитать до конца - наименее стрёмная пиеса, довольно немудрящая, но написана гладко, и "карахтеры сблюдены". При дворе князя Кия в Киеве томиться взаперти Оснельда, дщерь Завлоха - князя, изгнанного Кием. Она и младший брат князя Хорев (Щека, для самых любопытных, уже нету в живых - помре; про Лыбедь же ни слова никто не сказал) "внезапно любят дружк дружку", но тут Завлох подступает ко граду с толпищами. Кий, подогретый "бображевателями", сомневается в верности брата, а тот рвется промеж долга побить врага и любви к его дщери. А дщерь рвется промеж дочернЯго долга и любви ко врагу... Короче, много говорят, но не то чтобы очень, штука небольшая.

В общем, оказалось, что руссиянские стихи XVIII века - вполне себе читаемые, ежле оне хорошие. Надо, пожалуй, дочитать Державина и том из БВЛ, которые стоят где-то в шкапу с непрочитанным...

Все вышли из Сумарокова

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вот сейчас скажу, да. Это просто моё многолетнее наблюдение. Никаких выводов, ничего такого. Оно, возможно, ещё и ошибочное (хотя несколько священнослужителей, с которыми я им делился, были с ним скорее согласны).Дело в том, что, как мне кажется, ...
Обожаю отражения. Благодаря лужам, кадр приобретает объём. Отражение может быть разным — небо в лужах, город в окнах витрин или проходящего мимо транспорта и прочее. А ещё, унылая пора не такая вовсе и унылая. Сегодня погода задала вектор на потепление. Синоптики обещают жару до +5) ...
Возражаю Воннегуту. "Четырнадцатый том озаглавлен так: «Может ли разумный человек, учитывая опыт прошедших веков, питать хоть малейшую надежду на светлое будущее человечества?» Прочесть Четырнадцатый том недолго. Он состоит всего из одного слова и точки: «Нет»." ДА, ДА. ДА. Должен ...
Натали Портман с дочкой пару недель назад посетили занятий в бассейне в ЛА. ...
...