Два Фелипе - 41
qebedo — 17.09.2022
Под стук пращиМладшие школьники, которым объясняют, что такое праща, почти все быстро и без особых проблем угадывают слово, обозначающее стрелков из этого оружия - пращанцы. И тем самым ловко переводят на русский язык термин, обозначающий участников гражданских беспорядков во Франции в конце 1640-х - начале 1650-х годов, которых не такие острые умом историки продолжают называть фрондёрами. Фронда (а по нашему - праща) - слово, которым известный остроумец и писатель Поль Скаррон назвал участников беспорядков, сравнив их с мальчишками, пуляющимися в представителей власти из-за угла, а сами фрондёры это сравнение подхватили, с чего оно и пошло в массы, а потом осталось в истории.

Пьер Бруссель - агент испанодепа и мерзкий либераст
Началось всё с того, что премьер-министр Жюль де МазарЕн был человеком умным, хитрым и деятельным, но также еще и феерически жадным. Сводить бюджет государства, погруженного в длительную войну против величайшей империи мира, само по себе дело нелегкое, да еще если с каждой суммы пилить лично в карман себе и родственникам (а родня у кардинала была многочисленной - сестра и девять ее детей, другая сестра с двумя отпрысками и брат). Отдувался за всё, как водится, народ Франции, которому приподносили в подарок очередные налоги и сборы. Естественно, такая финансовая политика была жутко непопулярна, и многие представители далеко не бедных и влиятельных слоев населения яростно ей противодействовали. Гнездом недовольства стал парижский парламент - вопреки тому, что думают сразу, не представительный орган, а верховный апелляционный суд королевства, у которого была еще и почетная обязанность регистрировать королевские указы - только после этого они вступали в юридическую силу.
В августе 1648 года борзота парламентариев дошла до критической отметки - они отказались регистрировать новые указы о повышении налогов. Особенно зажигательные сечи произносили советник Пьер Бруссель и президент апелляционной палаты Рене Потье де Бланмениль. МазарЕн оказался в тупике - как раздобыть денег и поставить парламент на место

Битва под Лансом - Конде на белом коне (кликабелен)
Такое приятное известие кардинал счел удобным поводом свернуть шею еще и врагу внутреннему - 26 августа королева-регентша подписала указ об аресте Брусселя и Бланмениля, что и было исполнено. Парижане ужаснулись и... бросились на баррикады, которые тут же и настроили из подручных материалов - утверждают, что за одну ночь их появилось 1 260. 27 августа 1648 года так и вошло в историю Франции как День баррикад. Естественно, что за кулисами спонтанной вспышки народного гнева против эксплуатации и угнетения стояли недовольные аристократы - в данном случае парижский коадъютор (заместитель архиепископа) Жан-Франсуа Поль де Гонди. Восставшие требовали освобождения Брусселя и Бланмениля, что королева и вынуждена была сделать 28 августа.
Но затем МазарЕн решил сделать ход лошадью - он сам и вся королевская семья в сентябре тайно покинули Париж и обосновались в пригородном замке Рюэй, объявив столицу гнездом развратного мятежа. В Париж тут же начали слетаться все недовольные правлением МазарЕна аристократы - Гастон д'Орлеан и его дочь Великая Мадемуазель (Анна Мари-Луиза, герцогиня де Монпансье), герцог де Буйон, герцогиня де Шеврёз, Шарль Анри де Гиз-Лотарингский (герцог д'Эльбёф), Мари д'Авогур (герцогиня де Монбазон), Анна Женевьева де Бурбон-Конде (герцогиня ле Лонгвиль и сестра принца), Арман де Бурбон (принц де Конти, младший брат Великого Конде), Франсуа де Ля Рошфуко (князь де Марсийяк) и, конечно же, герцог де Бофор - он нагло сбежал из Венсенна, укрылся в полях и вынырнул, как только в Париже началась буза.

Жан-Франсуа Поль де Гонди
Такое обилие титулов и имен свидетельствовало неоспоримо - руководителя у Фронды нет. МазарЕн начал сводить и разводить их переговорами и политическим торгом, заключил предварительный мир, вернулся с королевой в Париж, но 5 января 1649 года снова его покинул (и опять вместе с монаршьей фамилией) - ибо к столице маршировала армия Конде, победителя при Лансе, который горел желанием защитить королеву-мать и короля-дитя от происков внутреннего врага, а заодно и стать первым человеком во Франции...
Мой ТелеЕлеграмМ - подписуйтесь, лайкайте и каментите.

|
|
</> |
Не меняется яркость экрана на ноутбуке - Гайд от компьютерного мастера
Почему у многих египетских статуй отсутствуют носы
«Часто вспоминаю Пирошку»
Осеннее
«Доктор Ливингстон, полагаю?», или Как убили 10 млн человек
Рассвет на ритуальной платформе.
Нашествие китайской фантастики Лю Цысиня
Продолжаем разговор
Понцирус трифолиата: большие цветы и острые шипы

