«Все люди, которые сегодня читают фантастику, участвуют в строительстве

топ 100 блогов paul_atrydes14.01.2024 Г. АЛЬТОВ

* * * * *

Мы располагали 2000 экземплярами анкеты. Кроме того, анкета была опубликована в газетах «Молодежь Азербайджана» (Баку), «Молодой дальневосточник» (Хабаровск), «Вперед» (Обнинск). Комиссия собрала 600 заполненных анкет, из которых 390 были заполнены в Баку, а остальные — в Москве, Ленинграде, Свердловске, Хабаровске, Обнинске. Таким образом, опрос проведен среди читателей, живущих в крупных городах. Именно в этих городах расходится основная часть тиража научно-фантастических книг. 62% анкет получены при сплошном опросе: подряд опрашивались все учащиеся старших классов в трех школах, рабочие на одном из участков нефтепромысла «Нефтяные камни» и т. д.

Достаточно ли 600 анкет для анализа читательского мнения?

Клуб любителей фантастики МГУ — с согласия нашей Комиссии отпечатал еще 5000 аналогичных анкет и провел опрос студентов и школьников, причем было собрано и обработано 700 анкет. Результаты опроса отличались от наших (по соответствующим читательским группам) менее чем на 6%. Это позволяет с достаточными основаниями считать, что даже очень большое увеличение масштабов опроса изменило бы лишь детали полученной картины.

Существенные опасения вызывал с самого начала другой вопрос: каковы должны быть объективные критерии для оценки читательских мнений? Действительно, если большинство читателей одобрительно высказывается о какой-то книге, это еще не означает, что книга хороша. Нужен более или менее надежный эталон для суждения об истинности оценок.

В связи с этим мы решили провести «опрос внутри опроса» — выяснить мнение профессиональных литераторов. 40 анкет были заполнены писателями-фантастами, а также критиками, редакторами и журналистами, занимающимися фантастикой. Еще 50 таких анкет собрал Клуб любителей фантастики МГУ. Практически были охвачены почти все литераторы, делающие сегодняшнюю фантастику. Мы получили возможность, анализируя читательское мнение, сопоставить его с мнением квалифицированного коллективного «жюри».

«Все люди, которые сегодня читают фантастику, участвуют в строительстве

По роду занятий опрошенных можно разделить на восемь групп:

«Все люди, которые сегодня читают фантастику, участвуют в строительстве

31% опрошенных составляли женщины, 69% — мужчины.

Мы, конечно, знали, что у фантастики большая читательская аудитория. Но даже при самых смелых прогнозах, никто не предполагал, что из каждых шести опрошенных один предпочитает фантастику другим литературным жанрам (табл. 1).

«Все люди, которые сегодня читают фантастику, участвуют в строительстве

Особенно популярна фантастика среди учащихся 8—9-х классов: фантастикой увлекается почти каждый третий школьник. Свободного времени у школьников мало, поэтому «предпочитать фантастику» на практике означает «преимущественна читать фантастику»: для других жанров остается мало времени.

Фантастика стала одним из основных факторов формирования духовного мира школьника.

Нам кажется, это обстоятельство еще не попало в поле зрения Академии педагогических наук. Нет ни одного исследования, посвященного воздействию фантастики на школьника.

Вообще, увлечение школьников фантастикой носит чисто стихийный характер. В учебные программы фантастика не входит — факт парадоксальный и труднообъяснимый. Более того, нет ни одной книги, которая ввела бы школьника в блистательный мир фантастики, рассказала бы о ее историй, особенностях, научила бы отличать сердцевину от шелухи. Трудно понять и другое: почему тиражи фантастических книг для детей меньше, чем тиражи «взрослой фантастики»?

Проблема «школьник и фантастика» ждет серьезной разработки. Анкета свидетельствует, что такая разработка крайне необходима.

В десятом классе интерес к фантастике спадает. Предстоит выбор профессии, появляются новые интересы. Но, поступив в вуз, техникум или придя на производство, вчерашний школьник снова тянется к фантастике. Каждый восьмой рабочий, каждый седьмой студент, каждый пятый инженер предпочитают фантастику другим жанрам.

Устойчивый интерес к фантастике стал характерной особенностью современного читателя.

Что касается читателей, отдающих предпочтение другим жанрам, тут действуют более или менее случайные причины.

У десятиклассников, как уже отмечалось, утрата интереса к фантастике носит временный характер. В других читательских группах отрицательное отношение к фантастике вызвано либо низким литературным уровнем прочитанных книг, либо слабым знакомством с фантастикой вообще (2—4 прочитанные книги). Обе причины в значительной мере взаимосвязаны. Тиражи у «хорошей» фантастики в среднем не выше, чем у «плохой». «Хорошая» фантастика быстро раскупается любителями и оседает в их личных библиотеках. «Стороннему» читателю, пожелавшему ознакомиться с современной фантастикой, попадаются заведомо слабые книги — они всегда лежат на полках магазинов и библиотек.

Сказывается и недостаток умных, ярких книг о современной фантастике. Литературоведение в фантастике явно отстает, и это оборачивается досадными потерями.

Пятнадцать-двадцать лет назад в литературоведении сложилось мнение, что главная задача фантастики — популяризация научно-технических знаний среди детей. Действительно, в ту пору большинство писателей-фантастов (В. Немцов, Н. Томан, В. Охотников, В. Сапарин и др.) ограничивались популяризацией идей с «переднего края» науки и техники. Такая практика шла вразрез с традициями мировой и советской литературы. За бортом фантастики оказывались Г. Уэллс, К. Чапек, А. Толстой, А. Беляев...

Современная фантастика (советская и переводная) многообразна. Она включает, по меньшей мере, полтора десятка «поджанров». «Магический кристалл» фантастики позволяет рассматривать и социальные проблемы современности, и «вечные» проблемы философии, и «драму идей» в науке, и модели будущего. Однако литературоведение по инерции все еще стремится выделить «главное» в фантастике, отделить это «главное» от «второстепенного», а порой и вообще отказать «второстепенному» в праве, на существование. Так возникают жесткие формулы: «Фантастика — литература крылатой мечты», «Фантастика — новая техническая идея в добротном литературном изложении», «Фантастика — литературный прием».

Ответы читателей на второй вопрос анкеты («Что Вы прежде всего ищете в фантастике?») показывают, насколько далеки эти формулы от читательских интересов (табл. 2). Подавляющее большинство читателей (97%) отметило одновременно несколько из перечисленных пунктов.

«Все люди, которые сегодня читают фантастику, участвуют в строительстве

Мы выделили в таблице «главные» интересы, это можно сделать весьма и весьма условно.

Возьмем, например, читательскую группу рабочих. Для них на первом месте — острый сюжет. Но только в 5 анкетах из 108 острый сюжет — единственное, что привлекает в фантастике. В 42 анкетах он выделен наряду с другими пунктами. А в 61 анкете вообще отмечены другие пункты.

Фантастику нельзя свести ни к особого рода приключенческой литературе, ни к «занимательной науке», ни к «окну в будущее», ни к чисто литературному приему. Живая фантастика не умещается в прокрустово ложе жестких формул.

Существует мнение, что популярность фантастики носит временный характер и вызвана успехами науки и техники, в частности успехами космонавтики. Бесспорно, современная научно-техническая революция стимулировала развитие фантастики. Но процесс этот необратим. В быстро меняющемся мире мышление человека должно обладать возможно меньшей инерцией, быть гибким, готовым к восприятию самых неожиданных ситуаций. Показывая логику раскрытия тайны, вводя мир парадоксов, знакомя с возможными и невозможными моделями будущего, фантастика учит самостоятельно думать. Это и обеспечивает ей непреходящую популярность.

Читатели любят фантастику. Но они хорошо видят и ее недостатки.

Чего же, по мнению читателей, недостает современной советской фантастике?

Тут тоже нет однозначного ответа. Но четыре из восьми читательские группы прежде всего указали на недостаток новых фантастических идей. В трех других группах (рабочие, служащие, студенты гуманитарных вузов) этот пункт стоит на втором месте — из десяти возможных. Не согласны с общим мнением, пожалуй, только сами литераторы...

«Все люди, которые сегодня читают фантастику, участвуют в строительстве

В современной фантастике возникли своего рода раковые опухоли несколько типовых тем, обросших бесчисленными вариациями. Прежде всего, это тема космических пришельцев, давно утратившая свою первоначальную привлекательность. Обилие и однотипность «пришельческой» фантастики способны озадачить самого неразборчивого читателя. Пришельцы попадают в Лемурию (В. Глухов «Последний лемур»), в Атлантиду (А. Бердник «Подвиг Вайвасваты»), в Древний Египет (Н. Шульц «Тайна древнего манускрипта»), к североамериканским индейцам (М. и Л. Немченко «Летящие к братьям»), к южноамериканским индейцам (К. Пефедьев «Могила Таме-Тунга»)... Одно только перечисление «пришельческих» произведений заняло бы несколько страниц. Меняются декорации, меняются двигатели у «пришельческих» кораблей, но неизменно разыгрывается стандартный спектакль: падают на колени изумленные земляне, пришельцы снисходительно демонстрируют свои технические достижения и улетают, поскольку земляне еще не готовы к контактам...

Другая типовая тема — приключения при поездках на машине времени. Поехал человек в прошлое или будущее, встретился сам с собой, испугался, убежал (К. Фиалковский «Сквозь пятое измерение»). Поехал, встретился, но не убежал, а напротив,— немного погулял со своим вторым «я» (М. Емцев, Е. Парнов «Снежок»). Встретились сто сорок семь «я» (С. Лем «147 вихрей»)... Вероятно, скоро появится произведение, рассказывающее о встрече двух тысяч «я»... За исключением количества «я» ничего не меняется: сначала встретившиеся недоумевают, затем приступают к выяснению, в чем дело, потом затевают спор — кто главнее, и все заканчивается дракой.

Очередные пришельцы, машины времени, низведенные до уровня трамваев, встречи с динозаврами и мамонтами, недоразумения с биотоками, бунты глуповатых роботов — эти стандартные темы в стандартном исполнении составляют значительную часть современной фантастики(1).
_________________
«Все люди, которые сегодня читают фантастику, участвуют в строительстве

«Все люди, которые сегодня читают фантастику, участвуют в строительстве

Как уже упоминалось, в список включена несуществующая книга несуществующего автора «Долгие сумерки Марса» М. Яковлева. Ее «читали» 10% опрошенных. Это характеризует уровень информационного шума и дает возможность судить о точности вычисленных значений КЧВ. Если ту или иную книгу читало менее 10% опрошенных, величина КЧВ носит случайный характер; в таблице в таких местах поставлен прочерк. Вообще, следует учитывать относительность оценок. Память читателей, увы, не безупречна. Впрочем, для анализа не так уж важно, равен ли КЧВ какой-то книге точно 73 или точно 79. Достаточно знать, что КЧВ составляет 70—80.

Мнение читателей в принципе совпадает с литераторскими оценками. Нет хороших книг, упущенных читателями или несправедливо ими оцененных. У фантастики не только большая, но и весьма квалифицированная читательская аудитория.

Писатели В. Немцов и Ю. Котляр, ссылаясь на мнение читателей, неоднократно выступали с тезисом о необходимости "Доступной» фантастики. При этом под «доступностью» подразумевалась простота, достигаемая отказом от рассмотрения сложных проблем. Анкетный опрос показывает всю несостоятельность такого подхода. Читатели особенно высоко ценят произведения, относящиеся к наиболее сложным поджанрам — к фантастике социальной, психологической, философской. И наоборот, произведения добротные, но не вызывающие серьезных размышлений, оцениваются весьма сдержанно (Ф. Карсак «Робинзоны космоса»), А к «упрощенным» произведениям отношение резко отрицательное (В. Немцов «Последний полустанок»). Не помогают ни бойкий сюжет (А. Казанцева «Льды возвращаются»), ни грим мелодраматичности (Л. Обухова «Лилит»), ни мнимая значительность (М. Емцев, Е. Парнов «Душа мира»). Такие книги оставляют у читателей слабое впечатление.

В нетерпеливом стремлении видеть фантастику сильной, яркой, умной критика подчас забегает вперед, принимая кажущееся за действительность, и щедро, слишком щедро разбрасывает восторженные оценки. «Эта взволнованная, на одном дыхании рассказанная история чем-то напоминает исповедь». Так писал рецензент о повести М. Емцева, Е. Парнова «Душа мира». По факты свидетельствуют о том, что «взволнованная» история не волнует читателей. «Душа мира» принята читателями весьма прохладно.

Маленькая рецензия о научно-фантастических повестях Г. Гора(2) вместила множество восторженных оценок: «Повести Г. Гора открывают перспективу радости... Гор возродил в фантастике жанр философской повести... покоряется не фабулой, а поэзией мысли... Глубоко проникновенны и интересны суждения автора...».
___________________
Из письма Бориса брату, 16 февраля 1967, Л.— М.

Я провел в школе вундеркиндов анкету альтовскую. Материал получился маленький — всего сорок одна анкета, но небезлюбопытный. Например, выяснилось, что с иностранной ф-кой ребята знакомы в общем лучше, чем с советской, за исключением Ефремова, которого читали 88 процентов опрошенных. А вот нас: 73 %, Варшавского: 63; Мартынова: 46; Немцова: 44. В то время как Лема: 85; Азимова: 76; Брэдбери: 71. Таких авторов как Альтов, Журавлева, Емцев-Парнов и т. д. читали единицы. Потом я вычислил «коэффициент популярности»: отношение числа прочитавших данного автора с особой любовью к общему числу ПРОЧИТАВШИХ. Оказалось, порядок такой: Брэдбери — 72 %; Лем — 71 %; Стругацкие — 67 %; Азимов — 64 %; Варшавский — 58%; Ефремов — 42 %; Мартынов — 33; ....... Немцов — 17 и Казанцев — 8!!! Интересно, правда? Но, повторяю, материал невелик, а кроме того — это все-таки вундеркинды, ученики 9–10 классов математической спецшколы. Любопытно, что нет ни одного автора, которого кто-нибудь бы не вычеркнул (в знак, как ты помнишь, особой неприязни). Но, скажем, нас, Лема, Брэдбери вычеркнули по единожды, Варшавского дважды, а вот, скажем, Ефремова вычеркнули 26 % читавших; Мартынова и Немцова — 50; Казанцева — 44 %. Активно вычеркивают Гора, Альтова, Журавлеву, но их читало слишком мало народу, чтобы стоило считать проценты.

Стругацкие. Материалы к исследованию: письма, рабочие дневники. 1967–1971 гг. Волгоград, 2013.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В статье Touch wood: luck, protection, power or pleasure? A wooden phallus from Vindolanda Roman fort описывается деревянный пенис второго века AD обнаруженный в Англии. Авторы отмечают, что неизвестно как он использовался, потому-что неизвестно, как бы он истирался во время различных ...
Знаете, чем хорош нынешний отрезок времени, который мы проживаем сейчас с моими соседями? Мы много общаемся. В последний раз такое было в моем детстве, когда все только вселились в наш дом и вместе тягали мебель на этажи, благоустраивали детскую площадку и двор. Детвора была дружная, все ...
Вот, например, некий «мотивирующий» текстик: Про страх. Он есть только в начале и при первых шагах. Нужно просто начать делать и через несколько недель не вспомнишь чего ж ты так боялся.. И будешь задавать вопрос, а почему я не сделал этого раньше. Страх приводит к бездействию… ...
Ахатины ждут хозяев: 1 дляzhiznadka.4 шт. для al_pas 2gbasari2012 и 1 для leeeto feyaaa - ау!!! ну куда ...
Я являюсь счастливым владельцем матрешки 2008 года, хетчбек, что я могу сказать До этого был хюндай гетц, из серии это моя табакерка шуршит. Потом внезапно была мазда три, и еще мазда 3 потому что талант не пропьешь. Так вот к этой машине вообще нет претензий. Она ездит! конечно до ...