Все ли премии вручаются обоснованно?

Насколько объективно происходит выбор победителей? На этот счет есть два мнения: мнение победителей и мнение побежденных. Поскольку мы с вами не относимся ни к одной из категорий, нам остается лишь удовольствие созерцать праздник научной мысли со стороны.
Любое распределение благ - как материальных, так и нематериальных - обычно сопровождается интригами и скандалами. Не миновал неприятностей и Нобелевский процесс определения победителей. Драматические события, пронизанные обидами и возмущениями, сопровождают его на протяжении более ста лет, причем споры и недовольства возникают по разным номинациям, но мне кажется, что лидирует «Премия мира» - как наиболее тесно связанная с политикой.
В начале прошлого века на Нобелевский комитет очень обиделся Лев Толстой, номинировавшийся на премию несколько лет подряд, но так и не получивший ее. Поняв, что надеяться на победу не приходится, писатель перестал добиваться международного признания, утешив себя общественной поддержкой и тезисом о зле, которое приносят деньги.
К слову, Нобелевский комитет очень тактично и бережно относится к проигравшим кандидатам: их списки комитет по литературе держит в секрете в течение 50 лет! Если сам аутсайдер не станет громко кричать о своем поражении, полвека о нем никто и не узнает. Например, Максиму Горькому, как и Толстому, не дали премию (в 1918 году), но он предпочел не популяризировать свою неудачу. А Иван Бунин упорно номинировался на премию в течение нескольких лет и добился-таки своего в 1933 году (правда, тогда он уже был жителем Франции). Конечно, это не означает, что премию можно получить благодаря особой настойчивости: писатель Дмитрий Мережковский номинировался десять раз (!) - и когда жил в России, и когда эмигрировал из нее - но, несмотря на упорство, так не стал лауреатом.
Надо заметить, что представителей России научное и культурное признание обходило стороной не чаще, чем представителей других стран, но ведь свое - оно ближе к телу... Причем присуждение премий не тому, кто ее достоин (и кого планировали наградить), а «нужному лицу» иногда создавало известное внутреннее напряжение. Так, в 1965 году Нобелевскую премию по литературе вручили Михаилу Шолохову, а не Константину Паустовскому, которого собирались награждать. За семь лет до этого, в 1958 году, Шолохова уже обошел Пастернак, из-за чего создатель «Тихого Дона» сильно разгневался. Переживать повторный провал Шолохову не хотелось! Выбрав победителя, шведский комитет выслал Паустовскому поздравительную бандероль с подарочным изданием его «Повести о жизни» и надписью «Лауреату Нобелевской премии», но после требований советского руководства наградить не романтика, а того, кто воспевает социалистическую действительность, бандероль пришлось дополнять извинениями...
Всегда ли международное признание приносило счастье его обладателям? Думаю, что да, поскольку человек, настойчиво идущий к своей цели, обычно надеется на признание. Создавало ли оно неудобства и угрозу? Тоже - да. Случалось, что триумфаторы подвергались гонениями и травле на своих родинах. В качестве примеров можно вспомнить выступавшего против войн Карла Осиецкого - Нобелевского лауреата 1936 года, уничтоженного Гитлером спустя два года, и Бориса Пастернака, которого советское руководство вынудило отказаться от премии в 1958 году.
Любое конкурсное соперничество независимо от своего масштаба сопряжено с интригами, с ошибками и с курьезными ситуациями. Жюри часто обвиняют в предвзятости, а их выбор считают спорным. Среди победителей, как правило, нет тех, кто считает свой триумф сомнительным, зато среди отвергнутых претендентов много тех, кто считает отказ в признании заслуг необоснованным. Таковы законы жанра, и тому, кто не готов с ними смириться, лучше не участвовать в соревнованиях и не смотреть за их ходом. Поздравляю победителей и сочувствую побежденным!
|
</> |