Есть ли конец у дружбы?
olga_srb — 05.10.2017 Считается, что с возрастом человеку становится сложнее найти друзей, и во второй половине жизни он, как правило, общается либо с соучастниками своей юности, либо с теми, с кем связан объективными обстоятельствами – сидит в одном кабинете или живет в одном доме. Интенсивные поиски единомышленников, которым можно доверить свои секретики, считаются свойственными подростковому и юношескому возрасту, а всем, кого социум относит к «взрослым», такие поиски предписано прекратить.Чем больше я размышляю на тему дружбы, тем больше убеждаюсь в том, что с возрастом способность к неформальным и открытым отношениям, свободным от корысти и зависимости, повышается. Многие молодые люди нуждаются в друзьях, чтобы обрести уверенность в себе – в окружении себе подобных они чувствуют себя безопаснее. Такие поиски и такую дружбу нельзя считать бескорыстной, поскольку заводится она ради приобретения определенной выгоды – поддержки, опоры, защиты. Содержанием подростковой дружбы является информационный и эмоциональный обмен; содержанием дружбы в зрелом возрасте – духовное общение. К середине жизни большинство нормальных людей могут быть счастливы наедине с собой, и искать друга ради восполнения внутренних пустот этим людям не нужно. Друг появляется почти случайно, находясь по сходству базовых ценностей, а не поверхностных интересов.
Взрослый человек обычно без труда различает «друзей» и «приятелей»/«приятельниц». С последними он охотно проводит досуг, обменивается впечатлениями, сверяет текущие жизненные планы. Взрослый понимает, что симпатия, совпадение политических интересов, территориальная близость или схожесть функционирования – это еще не дружба. Отношения с другом – иные. С ним не нужно много говорить – достаточно быть созвучным в главном.
Подростки очень боятся предательства, и на вопрос «что ты никогда не простишь другу», практически каждый из них ответит, что не простит предательства. А взрослый? Взрослый осознает, что духовная близость – одновременно является очень прочным и очень хрупким явлением. Вот вчера, сегодня и завтра она есть, и она – настоящая, искренняя, крепкая. А послезавтра? Могут резко измениться обстоятельства, может произойти такой поворот судьбы, что возникнет непонимание, а вслед за ним – ощущение утраты взаимного притяжения. Будет ли взрослый обвинять друга в предательстве? Пусть не вслух, а мысленно? Думаю, что нет, потому что кроме умения устанавливать и поддерживать близкие отношения с возрастом мы обретаем умение прощать…
На мой взгляд, у дружбы нет конца. Дружба – это внутренняя потребность и внутреннее состояние, которое человек либо испытывает, либо – нет. Во втором случае у дружбы нет конца, так как нет и начала, а вот в первом… Если у человека есть потребность делиться своим интеллектуальным и духовным багажом, он всегда будет пребывать в состоянии дружбы; и если ему повстречается человек с такими же способностями, эта дружба будет длиться столько, сколько позволят обстоятельства. Если же некто вступает в дружеские отношения с эгоистическими мотивами, ему будут суждены непродолжительные созависимые отношения, но когда они завершатся, говорить об окончании дружбы будет неправомерно, так как ее никогда и не было…
У меня мало друзей. Если сказать точнее – очень мало. И в жизни своих немногочисленных друзей я возникла во взрослом возрасте. Я уверена, что будь мы одноклассниками или одногруппниками, между нами не возникло бы столь глубокого интереса и понимания. Только сейчас, когда каждый из нас достиг определенного уровня личностного развития, мы стали соответствовать друг другу. Сколько продлится наша дружба, я не знаю, но даже если она неожиданно завершится сегодняшним вечером, я буду счастлива, что мои друзья подарили мне столько чудесных мгновений. И если мой друг свершит нечто, что будет воспринято мной как полное несоответствие моим представлениям, я не обвиню его в предательстве. Каждый имеет право на собственные решения, и если мы считаем кого-то другом, то не можем не уважать его свободу.
|
</> |