Панк рок, навсегда изменивший мир музыки. 70-е годы.


Искать корни панка, можно трудолюбиво роясь в старых группах и терпеливо перебирая давно забытые названия. С одной стороны здесь необходимо упомянуть американцев MC5, The Stooges или New York Dolls. С другой стороны, несомненно, корни панка лежат и в английских командах вроде The Troggs или The Kinks. Да и паб-рок тоже не стоит сбрасывать со счетов. Не бывает так, что без фундамента может возникнуть нечто самобытное и имеющее влияние на весь мир. И на тот же паб-рок в данном контексте стоит обратить внимание.
К середине 70-х годов рок музыканты были подобны небожителям. Они ездили в дорогих машинах, выступали на стадионах и записывали песни, где гитарное соло могло длиться семь минут. Впрочем, это всё было бы терпимо, но самое важное заключается в том, что звёзды полностью утратили связь со своей аудиторией.
Изначально рок-н-ролл был наследником блюза и джаза, а там концерты проходили всё-таки перед небольшой аудиторией. Человек общался с публикой, мог прикурить у кого-то из слушателей, да и вообще атмосфера была иной.
Начиная с конца 60-х годов, рок-н-рол поставили на поток и все эти вчерашние рассуждения хиппи отлично продавались. Появились музыкальные журналы, атрибутика и даже специализированные магазины. Только небольшие пабы-то никуда не делись. Так же как никуда не делись люди, для которых вроде как должна была звучать музыка. И тут стоит обратить внимание на такого человека как Ian Dury.
2

Конечно же он не получил такой известности как другие музыканты, но если вы интересуетесь роком как минимум один из его тезисов слышали. Даже не говорите мне, что никогда не сталкивались с фразой «Sex & Drugs & Rock & Roll». Так вот это название песни группы The Blockheads, где и пел Ian Dury.
3

Оттуда же из пабов вышла группа The Stranglers. Они может и не получили той известности как другие группы волны 70-х годов, да и в целом стояли особняком, но я вот считаю их альбом «No More Heroes» прекрасным образцом того каким может быть панк. И да, там есть клавиши, что для панка вообще нехарактерно.
4

В целом же и сами The Stranglers не были типичными панками. И вот тут возникает разумный вопрос.
5

А кто собственно-то и были этими самыми панками и что вообще такое типичный панк? В этом плане мне понравилось, как в одном из интервью Johnny Rotten сказал, что себя панком не считает и никогда не считал. Если речь идёт об индивидуальности, то хорошо, он согласен. Но если в зале стоят ряды как с конвейера ребят в косухах и булавках, то нет, ему с ними не по пути. Изначальная идея и заключалась в том, что бы быть отдельно от масс и индустрии. И уж тем более ни у кого денег на какие-то косухи или кожаные штаны не было. Отсюда и появилась мода на самодельные шмотки.
Однако вернёмся к середине 70-х годов. Если вести речь о паб-роке, то само собой надо вспомнить группу The 101ers. Именно там начинал играть Joe Strummer. Он в свою очередь потом организовал группу The Clash.
То есть паб-рок, несомненно, повлиял на панков.
6

Лично я никогда не любил The Clash, но нельзя не отдать должное их упорству и влиянию. В коммерческом плане они были вполне себе успешной группой, и тут опять же возникает вопрос. А как это так панки совмещаются с коммерцией? На него когда-то хорошо ответил сам Joe Strummer. Каждое поколение ищет способ, как победить скуку. Вот эти способы как раз хорошо продаются.
7

Правда, я тут забежал вперед. Изначально речь, ни о какой коммерции уж точно не шла. Как раз наоборот панки исходили из того, что изначальный рок-н-рол стал вдруг оторван от своей публики, и его требовалось вернуть обратно. Только как я и сказал на пустом месте ничего не бывает и корни того же английского панка стоит искать например в группе Dr. Feelgood.
На первый взгляд может показаться, что панки отрицали всю предыдущую музыку, но это в корне не так. К примеру, в конце 70-х годов с Dr. Feelgood играл такой человек как Henry McCullough. А что мы знаем об этом мужчине? Ну, к примеру, он играл ещё в 60-е с таким джентльменом как Joe Cocker. Гастролировал он и с группой Wings. Думаю, кто такой Paul McCartney вы прекрасно знаете. Ну и из курьёзов отмечу, что голос этого гитариста есть в песне «Money» коллектива Pink Floyd.
Опять же влияние основателя по имени Syd Barrett на первых панков сложно переоценить.
На снимке же Dr. Feelgood, которые конечно не панк, а паб-рок, но именно на их концертах и записях росли те люди, которые через пару лет будут носить булавки и играть примитивную музыку.
8

Собственно вот этот фундамент в виде записей и самое главное концертов и отличает нас от запада. Нашим рокерам 80-х было не на чем расти в плане живых выступлений. Единственное исключение — это советские ВИА, которые здорово и невольно смахивают на гаражный рок, но русский рок занял вздорную позицию и никогда не признавал влияния ВИА. Как по мне зря.
На западе же люди спокойно рассказывали о том, что росли, в том числе и вот на этой троице. David Bowie, Iggy Pop, Lou Reed. Опять же если говорить о влиянии на становление чьих-то неокрепших мозгов, то тут такого человека как David Bowie обойти вниманием не получится.
9

Если же рыть ещё глубже, то стоит обратить внимание на группу The Deviants. Принято говорить о том, что корни панка лежат в Америке, но строго говоря, нет. В Англии хватало своих интересных деятелей.
10

Записав несколько альбомов, вокалист группы Mick Farren занимался в дальнейшем литературой и журналистикой. Ну и да, ещё он писал тексты для группы Motörhead. А ещё выдавал программные статьи о застое в музыке и предпосылках появления панка.
11

На осколках его группы появился коллектив Pink Fairies. Который тоже вспоминают добрым словом многие из тех, кто стал панками. Здесь кстати тоже интересные пересечения. Кто-то из музыкантов Pink Fairies работал с таким человеком как Brian Eno, а кто-то с Hawkwind и даже The Pretty Things. К слову эта группа записала первую рок-оперу в истории рок-музыки. Тоже между нами говоря, интересная тема.
12

Ну и справедливости ради надо сказать об американской сцене. Тут само собой будет группа New York Dolls. Как раз у них был менеджером Malcolm McLaren, который в дальнейшем и соберет Sex Pistols.
13

Ну, или можно выложить вот такой кадр. Кто у нас тут? А у нас тут Joan Jett из Runaways. Так же Deborah Harry из Blondie, David Johansen из New York Dolls, и Joey Ramone из Ramones. С одной стороны в дальнейшем отсюда разве что Ramones воспринимались как панк, но с другой-то стороны именно вот эти люди и были панками.
14

В данном случае нельзя сказать, кто был первым. То ли англичане совместившие паб-рок с неумением играть, то ли американцы, выкинувшие психоделические запилы и решившие, что рок должен быть простым и быстрым. Важнейшим посылом было в обоих случаях то, что рок должен быть близок к публике. И те же Ramones с этим справлялись. При том, что многие из английских панков их считали мультяшной группой из комиксов.
15

Сейчас встретить детишек в футболке Ramones не проблема, но в 70-е годы влияние группы The Heartbreakers было сравнимо с ними. Ныне эта группа почти забыта. А ведь там какое-то время пел Richard Hell который считается одним из столпов панка.
16

Так же стоит упомянуть о коллективе под вывеской Dead Boys. В своё время они считались весьма шумными ребятами. Другой вопрос, что они, так же как и Television оказались почти полностью забыты.
17

Или вот возьмём такую группу как The Dictators. Я тут сталкивался как-то с мнением, что панк не оказал влияния на мировую сцену. Гитарист из этого коллектива Ross Friedman в дальнейшем играл в группе Manowar. Mark Mendoza, отвечавший за бас в группе Twisted Sister. Ну, это к вопросу о влиянии.
18

Наверняка вы слышали историю о том, что John Lydon носил футболку с надписью «Я ненавижу Pink Floyd». Тем и интереснее такой момент, что на втором альбоме группы The Damned продюсером был Nick Mason. Это барабанщик Pink Floyd. При этом сами музыканты хотели заполучить к себе в продюсеры основателя группы. Того самого Syd Barrett, но ему уж точно к тому времени музыка была неинтересна.
Ну и отмечу, что с музыкантами на одну сцену выходил Lemmy из Motörhead. Они вместе дали несколько концертов. Опять же и в тур они ездили вместе с группой T. Rex. Вроде бы и панк, но пересечение с другими жанрами сами видите, здесь огромны.
19

Крайне интересна группа The Ruts. Их вокалист Malcolm Owen успел записаться лишь на первых двух альбомах и умер от передозировки. Как раз к началу 80-х понеслась череда смертей, распады групп и в принципе закат первой волны панка.
Только в данном случае стоит упомянуть плотное сотрудничество группы с таким человеком как Gary Barnacle. Он играл на саксофоне с Tina Turner, Kim Wilde, Phil Collins. А ещё была работа с Jamiroquai, James Brown, Status Quo, Björk и многими другими. Да-да, панк может быть и с саксофоном.
20

Интересное пересечение с массовой культурой было и у группы The Buzzcocks. Их первые записи фиксировал Martin Hannett. В дальнейшем он будет работать над звуком у таких групп как Joy Division, INXS, U2, The Stone Roses.
Сама же группа The Buzzcocks серьёзно повлияла на независимую сцену и культуру DIY. Вот оттуда как раз и росли ноги у всех этих самиздатовских журналов и концертов проводимых без гигантских лейблов.
21

Слушая сейчас таких ребят как The Jam в жизни не скажешь, что это был панк, но как раз в связке с уже упомянутыми группами они регулярно и играли. Более того по энергетике как позже вспоминали очевидцы это был несомненный панк. Ну и продюсером у них был Chris Parry, который через пару лет откроет миру The Cure.
22

Лично я всегда воспринимал такого человека как Billy Idol неким коммерческим проектом, но и его группа Generation X изначально вышла из всё того же панка.
23

Вообще перечислять все эти коллективы 70-х годов можно до бесконечности. Вот, к примеру, Adam and the Ants. Ещё одна влиятельная группа в наших широтах не очень-то известная.
24

Или можно упомнить такую банду как The Vibrators. Очевидно, что название не располагало к ротациям на радио, но провокация всегда присутствовал у панков. Другой вопрос, что впоследствии гитарист группы John Ellis играл с таким человеком как Peter Gabriel и музыкантами из команды Van der Graaf Generator. Тут уже к вопросу о том умели ли панки играть или нет. По-разному, по-разному там всё было.
25

Несомненно, именно панк рок послужил толчком к тому, что стали появляться женские группы. До 70-х годов женщины были на сцене, но далеко не в таком количестве. И здесь можно привести в пример девушек из группы The Slits.
Сразу надо отметить забавный момент. Певица Ari Up была дочерью такой тёти как Nora Forster. А она в свою очередь была промоутером у Jimi Hendrix и Yes. Ещё интереснее, что в итоге она вышла замуж за такого дядьку как John Lydon и он был отчимом у Ari Up даром, что он старше её всего-то на 6 лет. Но сердцу не прикажешь.
26

Была ещё такая команда как X-Ray Spex. Её певица в свою очередь оказала существенное влияние на движение феминисток и тут вообще можно зарыться во всех этих Riot grrrl и Bikini Kill.
27

В плане женщин на сцене ещё я бы отметил команду The Adverts. Как по мне Gaye Advert весьма симпатичная дама. А в каких журналах она снималась, закачаешься, но не будем об этом. Тем более она после распада группы музыкой больше и не занималась.
28

Если надо рассказывать о том, кто такие The Cure и Siouxsie and the Banshees, то, наверное, этот случай, когда рассказывать вообще ничего не надо. Они оказали колоссальное влияние на весь этот готик-рок, но сами никогда в этом не признавались. Однако вышли-то они именно из панка.
29

Собственно, что в итоге-то? А в итоге панк дал ростки огромному количеству направлений. Тут можно выделить Public Image Limited, которые занимались экспериментальной музыкой и вот они лично мне интересны. John Lydon неоспоримый гений.
30

Из панк сцены вышла группа и Sham 69. Вот только в какой-то момент их стали строго ассоциировать с футбольной и правой темой. Футбол имел место быть, правые взгляды нет. Зато Skrewdriver играли как раз для бритых, но опять же и они тоже выходцы из панка. На фото же Sham 69, не перепутайте.
31

При этом панк повлиял и на группу The Police. Только John Lydon в жизни не согласиться, что Sting имеет отношение к панку. Впрочем, и себя он к панкам тоже никогда не причислял.
32

А дальше можно вообще свернуть к таким группам как The Dickies. Однако это скорее уже переход в 80-е годы, так что тут логично будет сделать отдельный пост.
33

Подводя итог под 70-ми годами можно с уверенностью сказать, что панк это не какие-то ребята из помойки не умеющие играть. Нет, они были разными и в первую очередь панк выступал за индивидуальность. Мне понравилось высказывание о том, что покупка в магазине одинаковых тряпок для тысяч человек это не панк. Это точно такая же индустрия, как и то с чем панк пытался бороться.
Вот только система прожевала и переварила эту идею. Более того пустила на конвейер и до сих пор футболки с этим пареньком можно встретить на улицах наших городов. Хотя в целом Sid был обычным модником и фанатом David Bowie. Просто один был гением и прожил длинную жизнь, а Sid невольно оказался заложником собственного порочного образа, который и прибрал его в 21 год.
34

Говоря же о влиянии, то очевидно, что как сам панк вырос на определенном фундаменте, так точно так же он сам послужил в итоге фундаментом для последующих групп. И Metallica, и Slayer, и Nirvana и Queens of the Stone Age все они наследники панк рока.
Так же как Joy Division, Killing Joke, Sonic Youth, Rage Against the Machine и Red Hot Chili Peppers. С панка начинали Beastie Boys в итоге ставшие реперами. С панка начинал Nick Cave спевший в итоге Kylie Minogue. Перечислять параллели и влияние можно до бесконечности, но, пожалуй, в контексте 70-х годов достаточно.
Так что на сегодня у меня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.