Время анализа. Красный, коричневый и белый

Приложим эту схему к недавнему бурному обсуждению в моем ЖЖ проблемы трудовой миграции и мигрантов – надо их привлекать в РФ, не надо, если надо, то откуда и в каком количестве, и т.д. Всякая абстрактная политологическая схема хороша, если ее удаётся использовать в качестве описательного инструмента; а если она помогает и как инструмент предсказания – ну, это вообще блеск!
Итак, тема «Мигранты». На первый взгляд, она должна «по праву» принадлежать русским нацистам; это их как бы вотчина, их хлеб, и при обсуждении «борьбы с мигрантами» две другие общественные силы – либералы и коммунисты – должны скромно стоять в сторонке. На деле, однако, солировать нацистам не удается, и по данному вопросу, оказывается, есть что предложить обывателю у представителей всех дискурсов. Обозначим вкратце:
Нацисты: всех инородцев с русской земли вон, ни пяди таджикам и узбекам, работать на любых, самых черных работах должны только русские, причем за «достойные деньги».
Коммунисты: мигрантов привлекают на работы в Россию жадные богачи и буржуи, они не хотят нанимать коренных жителей (читай – тебя, дорогой Обыватель), потому что гонятся за сверхприбылями, надо заставить богатеев платить «достойные зарплаты», поставить всю систему трудового найма под жесткий контроль - и тогда проблема мигрантов решится сама собой.
Либералы: проклятые чиновники совсем обнаглели, они бесконтрольны и придумывают идиотские законы вместо хороших; надо заставить чиновников прекратить импорт рабочей силы из республик Средней Азии и ввести визовый режим; чем меньше будет в России дешевых мигрантов, тем быстрее пойдет модернизация, автоматизация и вообще прогресс.
Голос либералов, конечно, менее слышен, однако заметен: подобные тезисы вовсю озвучивают в ЖЖ такие «статусные либералы», как Олег Козырев, а в СМИ – Юлия Латынина. Вообще, в либеральной публицистике в последнее время все более заметен разворот к теме миграции; отвечая страхам обывателя, обеспокоенного тем, что «нацмены» якобы скоро выкинут его на обочину жизни, либералы твердо говорят ему – «Да! Мы заставим чиновников ограничить миграцию и поставить заслоны на границе во имя прогресса и демократии в России!». Юлия Латынина – автор сего идеологического обоснования: мол, без мигрантов в стране усилится прогресс (так как придется вводить автоматы вместо дешевого ручного труда), а также расцветет демократия (так как без мигрантов резко повысится культурный и научный уровень населения России, и население станет более осмысленно голосовать).
Кстати, как бы нам обозначить либеральный дискурс в плане цвета? Коммунисты и вообще леваки – понятно, красный (в случае леваков – розовый), нацики – коричневый, а либералы? Предлагаю белый; оно уже и так фактически закрепилось, см. «белоленточники».
А теперь посмотрим на динамику обсуждений темы мигрантов. Начинается всё, как правило, вполне «коричнево»: прибегают нацисты, начинают рассуждать на тему «засилья черных», «как жить русскому человеку», РЛО, «азиаты – тууупыыые» и прочие традиционные темы. Однако на «длинных» обсуждениях, с участием большого количества разных юзеров (как под недавним постом о «Порочной психологии», больше 1100 комментов), проявляется интересный феномен: чем дальше, тем больше обсуждение «краснеет».
То есть с «коричневого» дискурса почти всегда разговор переходит в «красный спектр»: не почему мигранты такие дикие, необразованные, так плохо работают и так мешают жить – а как ужасны работодатели В ЦЕЛОМ: как они жадны, эгоистичны, не хотят платить денег, гонятся за сверхприбылью, не думают о будущем России и т.п. От таких сентенций уже буквально два шага до признания «капитализм плохой», «а что вы хотели от Рынка, в нем обман и несправедливость» - и очень часто эти два шага легко и быстро делаются!
Если внимательно проанализировать обсуждения «гастарбайтерских» тем у меня в журнале, мы почти всегда увидим, в конечном итоге, ПРЕОБЛАДАНИЕ «красного» над «коричневым» с редкими вкраплениями «белого». В общем ненависть и страх обывателя перед мигрантами никто не пытается ставить под сомнение, но очень часто в результате свободного обмена мнениями обсуждающие сами приходят к выводу, что основное зло все же не в мигрантах, а в работодателях. В БУРЖУЯХ, если называть вещи своими именами.
Так «коричневый» дискурс пасует и попадает в подчиненное положение в отношении «красного». Почему так происходит? Есть очень четкий маркер, который, я специально следил, соблюдается в обсуждениях (по крайней мере, у меня в ЖЖ) на 100%. Это – отношение к «буржуям-русским».
Если бы хотя бы где-то, кто-то из «коричневых» вдруг заявил наседающему на него «красному», что «был бы хозяином Сил Силыч Петров или Фрол Кузьмич Иванов – тогда бы, ужо, никаких безобразий с богомерзкими инородцами у нас и не было б!» Но нет. Такого я в почти двух тысячах комментов не видел НИ РАЗУ.
То есть нацисты – все! – безропотно сдают «своих» буржуа; ненависть к «богатеям» у них с «красными» ОБЩАЯ. Было даже несколько умилительных комментов от самих нацистов, с прямой констатацией: «русский – значит, бедный». (кстати, этот тренд чутко уловил в свое время Жириновский, отразив в лозунге ЛДПР «Мы за бедных, мы за русских»).
Поэтому и выходит, что в реальности коричневый может у нас быть только дополнительной краской к красному. Красно-коричневые, и только так. Недалек, очевидно, час, когда станет модно и вполне пристойно признаваться в своем пристрастии к «национал-социализму». Чистые «коричневые» не выживают – потому что коричневая масса терпеть не может свою буржуазию. Стало быть, условный Крылов обречен ходить ПОД условным Удальцовым – ну, или сваливать куда-нибудь подальше, как Галковский.
Почувствовав направление ветра, в комментах воспряли и немногочисленные «розовые», всякие «социалисты» типа анекдотического «Хасида» - Паши Пряникова и других «левых», разъясняющих прелести «настоящего социализма» из Канады и других безопасных мест. Однако стороннему наблюдателю очевидно, что в красно-коричневом коктейле розовым хасидам долго не протянуть.
И еще одну интересную особенность показали обсуждения: при том, что «буржуи» вызывают у обывателя не меньший страх и омерзение, чем «нацмены» (а скорее даже бОльший) – они все-таки не признаются большинством в качестве реальной силы, С КОТОРОЙ НАДО СЧИТАТЬСЯ и ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ НАДО УВАЖАТЬ. У обсуждающих превалирует слепая вера во всесокрушающие возможности Государства: мол, стоит только государству «захотеть» - и оно просто уберет с глаз долой что тех, что этих, при этом оставив все остальное «как было». Проблема, дескать, только в том, что оно этого почему-то не хочет, а хочет противоположного.
И это означает, что «белый дискурс» остается для Обывателя по-прежнему превалирующим. По-прежнему будут старые коммунисты, непрерывно плюясь, тщательно, с блокнотом в руках, слушать передачи «Эха Москвы», а «коричневые» публицисты в паре с красными фриками рваться на НТВ. Будучи уверенным, что вся власть у чиновников, все по-прежнему будут ловить каждое слово либералов – так как только они обещают чиновников хоть как-то обуздать.