Врач и больной: конфликт неизбежен?

топ 100 блогов olga_srb23.09.2019 Любая болезнь нарушает привычный ход жизни и вторгается в повседневность теми неудобствами, которые обычно несет с собой. Я не говорю о легких «простудах», которые набегают как весенний ветерок, временно освобождают нас от текущих обязательств и напоминают скорее каникулы, чем страдание.

Речь идет о заболеваниях, которые приводят к ограничениям одной или нескольких сфер жизнедеятельности или несут потенциальную угрозу физическому существованию. Крайней степенью внутреннего напряжения пациента характеризуются неизлечимые и смертельно опасные заболевания.


Практически любой пациент, если он действительно болен, охвачен тревожными опасениями. У кого-то эти опасения носят генерализованный характер и не поддаются волевому контролю, кто-то в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние самостоятельно (таких людей немного).

И вот больной попадает к врачу, одновременно ожидая от него и оказания профессиональной помощи (идентифицировать заболевание, устранить боль, дать пилюлю, отрезать), и облегчения душевных страданий (снизить тревогу). У пациента – две задачи. А у врача?

Врач сосредоточен на диагностике и лечении, и дополнительные комментарии по поводу «а вы меня вылечите» он дает неохотно и осторожно.

В случае тяжелого или паллиативного состояния больного, когда медик видит, что функция утрачена навсегда, напряжение увеличивается. Теперь оно охватывает не только беднягу с серьезным диагнозом, но и доктора, который, во-первых, чувствует себя бессильным, и во-вторых, не знает, как сказать больному и его родственникам о печальной перспективе.

Право пациента знать о своем состоянии все (буквально все, включая самые неутешительные прогнозы) до сих пор вызывает разное отношение. И связано это не только с традицией замалчивания и недоговаривания, характерной для всех сторон общественной жизни, но и с низким уровнем готовности граждан воспринимать негативную информацию (любую, не только медицинского характера). От врача ожидают не только чудесного исцеления, которое далеко не всегда возможно, но и таких слов, которые, с одной стороны, будут правдивы, а с другой – не слишком травматичны.

Учат ли медиков общаться с больными, находящимися в бедственном положении – вопрос практически риторический.

Можно сколько угодно критиковать подготовку врачей в части их психологических знаний, но на сегодняшний день медицинские работники (не только врачебный, но весь остальной персонал) поставлены в такое положение, когда на мастерство преподнесения ужасной информации у них просто не остается ресурсов (временных и эмоциональных).

В результате у всех участников лечебного процесса накапливается внутреннее напряжение, которое нередко перерастает в конфликт. Врач не знает, как оставаться приятным для пациента, у которого никогда не восстановится прежний образ жизни или никогда не сбудутся надежды на выздоровление, чувствует вину за свое бессилие, а пациент жаждет знать все, но умирает от страха перед правдой… Свою роль в этом драматическом противостоянии играют родственники.

Логика человеческой жизни, частью которой являются болезнь и умирание, такова, что конфликты приобретают неизбежный характер. Ни один больной, который умер, не стал бы писать благодарность в книгу отзывов и предложений, даже если бы ему дали (посмертно) пять минут и карандаш. И ни один родственник не говорит «спасибо» лечащему врачу, который вел историю болезни усопшего (если, конечно, он не был заинтересован в скорейшей кончине богатого дядюшки).

Однако причина таких недружелюбных отношений не столько в дефиците коммуникативной культуры у медицинского персонала, сколько в самой сути физических и душевных страданий и общекультурных традициях.

Безусловно, надо учиться тому, как и что говорить, поскольку многие врачи либо «рубят всю правду», не учитывая уровня тревожных переживаний больного, либо отмалчиваются, погружая пациента в пугающую неизвестность, либо сообщают информацию, похожую на правду.

Одновременно надо учиться слышать и воспринимать сказанное. Учиться быть ответственным не только за состояние своего здоровья, но и за свое поведение в кризисной ситуации.

Пока обе стороны не начнут двигаться навстречу друг к другу (причем одна из сторон должна делать более уверенные и широкие шаги), конфликты в медицине будут неизбежны.

Какая сторона должна предпринимать более значительные усилия для предотвращения конфликта, сопряженного с невозможностью излечения?


View Poll: #2095711


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня вдруг нашло озарение благодаря ФБ и первому тамошнему бану Как ведут себя одержимые обукраиненные украинцы, если пытаешься в ответ на их нападки на Россию предъявлять факты? Правильно - исходят на оскорбления и банят несогласных. Массово. В ФБ забанивший, как оказалось, становитс ...
Так же, как и 8 марта. Не люблю 23 февраля, точнее, то, во что его превратили. Не люблю этот день чествования мужчин. Что к чему?? Понимаю, когда поздравляют служивших и служащих, воевавших и воюющих. Но я, например, офицер запаса (4 недели "лагеря", один ...
Сегодня первое сентября, нарядные дети, с букетами цветов торопятся в школу. Пошли, в школу и ребятишки Донбаса, последние сутки в республиках почти спокойно, каратели прочти не стреляют, тяжелое вооружение не используются.    Донбасс... Европа... на дворе XXI век… но, зд ...
Из старенького "жигулёнка" на свободу рвалась музыка невообразимыми децибелами наибольшей мощности. Я просто шла мимо. По делам своей Реальности. Мужик на недосягаемой взору высоте, стоя на раскладной стремянке, что-то сверлил в стене строения. У него ловко получалось. Это он себе ...
Санкции против российских оборонных компаний не мешают западным поставкам. Необходимое оборудование импортируют избежавшие попадания в санкционные списки военные подрядчики. Европейские бизнесмены продают товары российским фирмам, которые снабжают армию микросхемами для ракет, гильзами, ...