"Воздух" (2024)


ФБ очень ругал этот фильм. Ну ему можно - он сам из летающих. Я наткнулся на экранку, с периодическими вставками рекламы всяких онлайн-казино. Смотрел перемотками, потому всей жести не видел. Что я могу сказать...
Первое. Молодые летчицы только из училища отправляются в истребительную эскадрилью. В принципе похожая замутка встречается в фильме "В бой идут одни старики". Только не с девушками. Если вспомнить мемуары того же Покрышкина, то следует сказать вот что...
Покрышкину довелось служить на Южном фронте, как раз там, где были Кавказ, и где был наиболее успешный рывок гитлеровцев. И в общем, где было направление главного удара. На самом деле битва за Сталинград - это была битва за обеспечение флангов кавказской группировки войск гитлеровцев. Соответственно, бои там были, и бои серьезные. Возможно, не такие серьезные, как над Сталинградом, где развернулось - но истребители там без дела не сидели. Так вот - Покрышкин не акцентируется на таких моментах. У него можно встретить упоминание о прибытии молодых пилотов, но такого трагического ничего у него нет. Далее Покрышкин участвовал в битве за Крым, защищал Перекоп, по которому проходили наши части. Опять же - горяченькое направление. И снова я не встречал у него такой драматизации, которая распространена в массовом сознании...
В мемуарах Покрышкина также встречается рассказ и о первых днях войны, которую он встретил в приграничной воинской части. И в принципе, тогда потери авиаторов - в первый год войны - были колоссальные. Однако и в описании этого периода я не встречал особой драматизации. Более того, он вспоминает об опытных летчиках, летавших на И-16, причем долго летавших именно на И-16, поскольку именно этим самолетом они владели в совершенстве. И о том, как в частях организовывали обучение, как на фронтах организовывали конференции по обмену опытом, и так далее.
Молодежь в части приходила. Однако элемент боевого обучения непосредственно в частях в ВС СССР был, он развивался, ему уделялось большое внимание, и в эскадрильях были не только новички, но и опытные пилоты в достатке. И на самом деле перед началом боевых вылетов молодые пилоты обязательно проводили полеты тренировочные.
Чтобы развеять вопли либералов про бесчеловечный режим, сразу скажу вот что. Вы можете сомневаться или не сомневаться в человеческом отношении к пилотам во время ВМВ - это ваша проблема. Однако матчасть - за матчасть с командира драли три шкуры - вплоть до стенки. И поскольку пилот без самолета как бы погибнуть не может, если в полете - то и командиры старались сделать так, чтобы молоденькие возвращались...
То есть момент такой вот драматизации - он носит в значительной степени аллегорический характер. В фильме "В бой идут одни старики" через смерть героев показывалась жертвенность народа, его подвиг. При той текучке кадров, которая была в эскадрилье Маэстро, в реальности его не то что до музыки не допустили бы - он бы музыкой на двуручной пиле в Сибири занимался. Или - в штрафбате с автоматом наперевес...
Теперь хочется сказать про Ленинградский фронт. Данный фронт, и город Ленинград, разграничивал два направления. С юга, из Прибалтики, где наступали немцы, и с севера, где наступали финны. Когда говорят о блокаде Ленинграда, и о том, что вот город можно было и сдать, упускают один момент. Пока Ленинград держался - он создавал фланговую угрозу для атаки на Мурманск, и тот факт, что на северном участке фронта даже был участок, где на протяжении всей войны в нашей полосе оставался пограничный столб - то есть враг не смог перейти границы - он в значительной степени обязан тем, что у финских войск не было достаточных сил для развития здесь боевых действий. Благодаря Ленинграду.
Короче, по своему значению битва за Ленинград была едва не более значимой, чем битва за Москву - и именно потому эвакуация Москвы готовилась, а вот сдача Ленинграда не предусматривалась ни при каких условиях.
Таким образом, на Ленинградском направлении на протяжении ВСЕХ боев действовали все силы, которые только могли быть выделены. И в части пилотов - там пилотов, причем пилотов опытных, было с избытком.
И здесь есть еще один аспект.
Люфтваффе руководствовалось стратегией создания локального господства в воздухе. Самолеты непрерывно кочевали по фронту из тех мест, где наступления не было, туда, где наступление было. Иными словами, поскольку основные бои разворачивались на Московском направлении, а затем на юге, период жестоких воздушных боев на Ленинградском направлении был относительно коротким. В своих мемуарах Рудель, участвовавший в той самой атаке на линкор Марат, Ленинградскому направлению уделяет очень короткое внимание - после этого его эскадрилью перебросили южнее, и основные бои он провел именно над Кубанью и Украиной. Как раз там, где и была основная текучка кадров ВВС СССР...
Ну и последнее фактологическое. В СССР перед войной была массовая кампания эмансипации профессий. Женщины массово работали водителями, трактористками, железнодорожницами, станочницами... Во время войны это позволило сохранить индустрию, уровень производства и в конечном счете повысило мобилизационный потенциал страны. Так вот, существовало МАССОВОЕ движение "Комсомолец - на самолет", в рамках которого летную профессию получало МНОГО женщин. Знаменитый перелет в США экипажа Гризодубовой - это не какие-то любимицы-спортсменки Сталина были, это был вполне себе линейный экипаж из женщин. И таких экипажей было МНОГО. И соответственно, если мужчин-летчиков во время войны определенно не хватало, то вот как раз ОПЫТНЫХ женщин-летчиц на те задачи, на которые их ставило командование - хватало с головой.
Женщины-пилотессы в СССР тех времен действительно участвовали в войне, в том числе в боевых эскадрильях, и в том числе - в истребительных. Однако все женщины-летчицы этих эскадрилий набирались из опытных, имевших налет и опыт, людей. И подготовка их к боевой летной работе не отличалась от подготовки пилотов-мужчин в эскадрильях, то есть в принципе, за исключением своеобразия матчасти (высокие физические и психические нагрузки), мы должны говорить о вполне квалифицированном летном составе.
К слову, в авиации союзников ситуация была точно такой же. И даже в Люфтваффе она отличалась не сильно. Несмотря на больший первоначальный налет молодых пилотов Люфтваффе, в боевых условиях они не проявляли "со старта" никаких особенных качеств. К примеру, тот самый Эрик Хартман, в начале своей боевой карьеры отнюдь не выглядел молодцом. Получив назначение в лучшую эскадрилью Люфтваффе в октябре 1942, действовавшей на Северном Кавказе, свой первый самолет он сбил уже 5 ноября (одинокий Ил-2) однако за три последующих месяца смог сбить всего один самолет. Ну вот не тянет он (в авиации с детства, с 1938 года - пилот-инструктор в летной школе, налет и опыт охуенный) на мегамонстра, не так ли? Это он потом разгулялся...
Таким образом, ВСЯ идея фильма вылетает в трубу.
Воображаемая часть, в которой развивается действие, противоречит реальности буквально во всем.
Следующее соображение. Ребята, это ЖЕНСКИЙ фильм. Это классический женский фильм, он построен по канонам фильма про эмансипированных женщин. А это ОЧЕНЬ специфическое кино.
Складывается впечатление, что кино-гавно и так далее... Но тут вот не совсем. Судя по некоторым увиденным мной кадрам, актеры отнеслись к игре очень серьезно, и в некоторых кадрах очень точно ПОПАЛИ в образ. Это заставляет меня присмотреться к этому фильму, когда будет нормальная копия. По некоторым моментам, с учетом сценария, я должен сказать, что качество игры мне не показалось плохим или совсем плохим. И в общем, я наверное, когда-нибудь этот фильм пересмотрю. Исключительно ради игры актеров.
И да, касательно героики в фильме...
Вот вам реальная история реальной девушки на той войне.
Так что как раз героика меня не смущает...
.
|
</> |