ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЕНЬ У ПИРСА (1955)
cambria_1919 — 29.09.2025

Хотя шпионажем занимались ещё в Древнем Египте, художники всех родов долго не вникали в такие материи.
Всё изменилось не так давно.
ХХ век стал золотым веком шпионажа и шпиономании (две его мировые войны и последовавшая затем холодная поспособствовали).
А ещё это был век кино.
И надо же, шпионы, а также охотники за ними оказались на редкость киногеничными.
К середине века сложились и каноны жанра.
Хотя самый шпионистый (и больше всего на реального не похожий) шпион – Джеймс Бонд – тогда еще не приступил к своим проделкам:

В СССР шпионское кино долго считалось жанром не очень-то высоким, но нужным.
Критики его поругивали, а зрители просто обожали.
Кумиром публики был герой "Подвига разведчика" Федотов в облике Павла Кадочникова:

Звёзды кино с удовольствием играли и представителей вражьей силы – ведь это были такие живописные персонажи.
Вот диверсант Потапов-Ивин-Клячин (Владимир Зельдин) в фильме "В квадрате 45" (1955):

Даже блистательная поюще-танцующая Любовь Орлова появилась в "Ошибке инженера Кочина" (1939), где её героиня не пела, а изменяла Родине:

После чего тов. Сталин настойчиво посоветовал ей больше гадин не играть и не огорчать этим народ.
"Тень у пирса" тоже кино "про шпионов".
В чистом виде, без всяких отклонений в сторону чего-нибудь душеспасительного.
Зато тут и детектив, и приключения, и мелодрама – всё, что широкий зритель любит:

Уже с первых минут ясно: враги не дремлют.
В ночи на морской берег спускается тёмная личность на парашюте (обычный способ доставки шпионов к месту работы в те времена):

Но не дремлют и пограничники, и вот этот негодяй (Левон Чиниджанц) уже молчит на допросе в КГБ:

Он-то молчит, однако майор госбезопасности Людов (Олег Жаков) чует: готовится какая-то серьёзная операция врага:

Ведь у диверсанта "в глубине кармана патроны от нагана и карта обороны советской стороны", начертанная на половинке расчёски:

Следующей ночью уже не спустилась с небес, а выползла из моря ещё одна тёмная личность.
Она была в резиновом костюме, и ей удалось скрыться:

Что же задумали враги?
Неужто какую-то диверсию на уникальном плавучем доке, где кипит дружная работа?

Да, майор Людов не ошибся: интрига туго закручивается именно вокруг команды дока.
Хотя на первый взгляд тут просто какие-то любовные делишки.
Бравый матрос с дока Лёня Жуков (Лев Фричинский) по уши влюблён в официантку ресторана Клаву Шубину (Екатерина Савинова):

Но та ведёт себя странно, истерично, подозрительно:

Влюблённые ссорятся (вернее, матрос получает оплеуху):

А в это время страдает библиотекарь плавучего дока (док так велик, что и библиотека там есть).
Библиотекарь Татьяна (Роза Балашова, она же Раиса Матюшкина – в шпионском фильме и такое возможно) фронтовичка.
В конце войны она встретила и выходила раненого - бывшего военнопленного Копчикова (Владимир Балашов):

Вспыхнула взаимная страсть:

Но возлюбленный тогда таинственно исчез.
Многие годы Татьяна не может его забыть, любит, ищет:

И отвергает других поклонников, включая образцового во всех отношениях мичмана Агеева (Олег Туманов):

Но вдруг прямо на улице Татьяна случайно сталкивается с потерянным любимым.
Она потрясена:

Кобчиков же делает вид, что не узнал её, и спешит удрать:

Татьяна бежит вслед за ним.
Ей удаётся его выследить – он открывает дверь в квартиру… официантки Клавы Шубиной:

В этой квартире любимый обрушивает на Татьяну потоки лжи, только чтобы от неё отвязаться.
А когда это не получается, начинает угрожать и делается страшен:

Оказывается, он вооружён.
Татьяна в ловушке:

Тем временем влюблённый матрос Жуков мечется в тоске.
Он решает вернуться и объясниться с Клавой, но дверь заперта.
Заглянув в окно, он видит труп:

Потрясённый матрос выбегает на бульвар и сталкивается с тоскующим там по Татьяне мичманом Агеевым.
Моряки вызывают милицию:

На место преступления прибывает не только дежурная опергруппа, но и майор Людов:

Явилась и Клава, объявив, что убитого не знает:

А между тем он убит ножом матроса Жукова:

Такова завязка.
Теперь сыщикам и чекистам предстоит распутать целый клубок предательства, лжи, злодеяний и преступных замыслов.
И выйти на резидента вражеской разведки, который готовит дерзкие акции на суше и на море:

Развязка же именно такая, какая полагается.
Потому не будет спойлером, если открою, что отважным советским чекистам удастся не только сорвать планы врага, но и выманить и захватить целую шайку диверсантов во главе с полковником Рейсли, он же эмигрант с противной фамилией Рвалов (Лев Олевский):

Разве могло быть иначе?
Понятно, что на такое кино - несмотря на ритуальные упрёки критиков в неглубоком отражении действительности - народ валом валил.
А именно привалило в 1955 году 29,7 млн. зрителей:

Фильм снят на Одесской киностудии, которая как раз в том самом 1955 году и возобновила самостоятельную творческую работу.
И так вышло, что один из самых первых её фильмов – "Тень у пирса" - определил специфику этой южной киностудии: приключения, детектив, военная драма, морская романтика:

Что отражено и в логотипе – золотом кораблике.
Он появился в 1964 году.
Выглядит, как поклёванный курами, но в 1960-е невероятно популярна была чеканка:

Это одесское кинопредприятие - во многом некий аналог голливудских студий категории Б, гнавших честную "развлекуху", так вдохновляющую Тарантино.
Вот и "Тень у пирса" кино, принципиально выдержанное в канонах жанра: запутанная интрига, энергичный темп, у каждого персонажа своя тайна.
И герои заведомо контрастны, как волна и камень, лёд и пламень и т.д.
Во всём контрастны.
Нехорошие люди всюду крадутся ночью, и одеты они в костюмы тусклых тонов, как резидент Семён (Виктор Кулаков):

Наши чекисты и моряки - в слепяще белых имперских кителях:

Они любят яркое солнце и вольный ветер:

Главные женские образы тоже полная противоположность друг другу.
Хорошая библиотекарша Татьяна скромна, нежна, правдива, отважна и т.д. – полный перечень её достоинств был бы бесконечен (хотя отличить негодяя от честного человека она не в состоянии):

Не то Клава Шубина.
Здесь - это часто бывало в советских фильмах - официантка дитя порока.
Впрочем, не без надежды на перевоспитание:

Конечно, гримёры предельно обезобразили милое лицо Савиновой, налепив нечеловеческие ресницы и нарисовав карикатурные губы:

Но глянуло тут вдруг в ней нечто дремуче-хищное:

Необычен и Олег Жаков как руководитель сложной операции по поимке шпионов.
Вместо привычного для советского фильма мудрого и осанистого начальника видим сухонького сутуловатого человека в смешных круглых очках:

Его голос тих, манеры скромны, действия осторожны и рациональны:

Таков легендарный контрразведчик Людов.
Ведь фильм снят по одному из романов Николая Панова из цикла "Орлы капитана Людова" (майор повышен в звании в рамках трилогии):

Как видно по книжке, речь там идёт о Северном флоте, а роман называется «Океан».
Какой же в Одессе океан?
Да, в фильме действие с Крайнего Севера перенесено на уютный юг, поближе к Одесской киностудии:

Одесский порт в ночи простёрт, и именно здесь собрались орудовать злобные враги:

Но ничего у них не выйдет.
Эффектный и наивный шпионский фильм снял режиссёр Михаил Винярский – фронтовик, ученик великих мастеров:

Он из эйзенщенят – учился во ВГИКе у Сергея Эйзенштейна (где-то на этой фотографии мастера с учениками 1935 года он должен быть):

Потёмкинская лестница в "Тени у пирса" - память об учителе:

Отправляя Винярского Александру Довженко на практику, Эйзенштейн предупреждал – "он не без остапбендеризма".
Любопытно, что это значит.
Ведь великий комбинатор был не чужд кино и даже всучил Черноморской (читай – Одесской) кинофабрике "сценарий многометражного фильма "Шея".
Что-то в этом есть.
Остапбендеричный Винярский, во всяком случае, к жанру шпионского детектива отнёсся без всякого пренебрежения – мол, несерьёзный жанр.
Ничего подобного, всё всерьёз: нуарные потёмки:

Коварные враги:

Шпионские закладки в самых непредвиденных предметах:

Опасные приключения:

И герои без страха и упрёка – "вот так она хранится, советская граница, и никакая сволочь границу не пройдёт".
Опасно ли носить контактные линзы: вся правда от эксперта
Дружба проверенная историей
Поездка в Грецию. Перелет. Афины. Акрополь и окрестности. 3-5 ноября, 2025
Зарисовка зимнего марафона 4/60
О геополитической бесполезности украинского государства
РАЗНЫЕ ГОЛЛИВУДЫ
Моя прелесть
В поле...
приравняются по статусу к Героям России

