ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЕНЬ У ПИРСА (1955)

топ 100 блогов cambria_191929.09.2025 загл.jpg


Хотя шпионажем занимались ещё в Древнем Египте, художники всех родов долго не вникали в такие материи.
Всё изменилось не так давно.

ХХ век стал золотым веком шпионажа и шпиономании (две его мировые войны и последовавшая затем холодная поспособствовали).

А ещё это был век кино.

И надо же, шпионы, а также охотники за ними оказались на редкость киногеничными.

К середине века сложились и каноны жанра.
Хотя самый шпионистый (и больше всего на реального не похожий) шпион – Джеймс Бонд – тогда еще не приступил к своим проделкам:


ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЕНЬ У ПИРСА (1955) sean-connery-sean-connery-james-bond.gif


В СССР шпионское кино долго считалось жанром не очень-то высоким, но нужным.
Критики его поругивали, а зрители просто обожали.


Кумиром публики был герой "Подвига разведчика" Федотов в облике Павла Кадочникова:

подвиг.jpg


Звёзды кино с удовольствием играли и представителей вражьей силы – ведь это были такие живописные персонажи.
Вот диверсант Потапов-Ивин-Клячин  (Владимир Зельдин) в фильме "В квадрате 45" (1955):


в квадрате 45.jpg


Даже блистательная поюще-танцующая Любовь Орлова появилась в "Ошибке инженера Кочина" (1939), где её героиня не пела, а изменяла Родине:

орлова.jpg


После чего тов. Сталин настойчиво посоветовал ей больше гадин не играть и не огорчать этим народ.

"Тень у пирса" тоже кино "про шпионов".
В чистом виде, без всяких отклонений в сторону чего-нибудь душеспасительного.
Зато тут и детектив, и приключения, и мелодрама – всё, что широкий зритель любит:


PosterТень_у_пирса.jpg


Уже с первых минут ясно: враги не дремлют.
В ночи на морской берег спускается тёмная личность на парашюте (обычный способ доставки  шпионов к месту работы в те времена):


парашют.jpg


Но не дремлют и пограничники, и вот этот негодяй (Левон Чиниджанц) уже молчит на допросе в КГБ:

чиниджанц.jpg


Он-то молчит, однако майор госбезопасности Людов (Олег Жаков) чует: готовится какая-то серьёзная операция врага:

людов.jpg


Ведь у диверсанта "в глубине кармана патроны от нагана и карта обороны советской стороны", начертанная на половинке расчёски:

план (1).jpg


Следующей ночью уже не спустилась с небес, а выползла из моря ещё одна тёмная личность.
Она была в резиновом костюме, и ей удалось скрыться:


резина.jpg


Что же задумали враги?
Неужто какую-то диверсию на уникальном плавучем доке, где кипит дружная работа?


док.jpg


Да, майор Людов не ошибся: интрига туго закручивается именно вокруг команды дока.
Хотя на первый взгляд тут просто какие-то любовные делишки.


Бравый матрос с дока Лёня Жуков (Лев Фричинский) по уши влюблён в официантку ресторана Клаву Шубину (Екатерина Савинова):

любовь.jpg


Но та ведёт себя странно, истерично, подозрительно:

истерика.jpg


Влюблённые ссорятся (вернее, матрос получает оплеуху):


по морде.jpg


А в это время страдает библиотекарь плавучего дока (док так велик, что и библиотека там есть).

Библиотекарь Татьяна (Роза Балашова, она же Раиса Матюшкина – в шпионском фильме и такое возможно) фронтовичка.
В конце войны она встретила и выходила раненого - бывшего военнопленного Копчикова (Владимир Балашов):


уход.jpg


Вспыхнула взаимная страсть:

ох.jpg



Но возлюбленный тогда таинственно исчез.
Многие годы Татьяна не может его забыть, любит, ищет:


нуар (2).jpg


И отвергает других поклонников, включая образцового во всех отношениях мичмана Агеева (Олег Туманов):

туманов.jpg


Но вдруг прямо на улице Татьяна случайно сталкивается с потерянным любимым.
Она потрясена:


встреча.jpg


Кобчиков же делает вид, что не узнал её, и спешит удрать:

не узнал.jpg


Татьяна бежит вслед за ним.
Ей удаётся его выследить – он открывает дверь в квартиру… официантки Клавы Шубиной:


вход.jpg


В этой квартире любимый обрушивает на Татьяну потоки лжи, только чтобы от неё отвязаться.
А когда это не получается, начинает угрожать и делается страшен:

гад.jpg


Оказывается, он вооружён.
Татьяна в ловушке:


лоаушка.jpg


Тем временем влюблённый матрос Жуков мечется в тоске.
Он решает вернуться и объясниться с Клавой, но дверь заперта.
Заглянув в окно, он видит труп:


труп.jpg


Потрясённый матрос выбегает на бульвар и сталкивается с тоскующим там по Татьяне мичманом Агеевым.
Моряки вызывают милицию:

милиция.jpg


На место преступления прибывает не только дежурная опергруппа, но и майор Людов:

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЕНЬ У ПИРСА (1955) vlcsnap-2025-09-26-01h06m51s725.jpg


Явилась и Клава, объявив, что убитого не знает:

не знаю.jpg


А между тем он убит ножом матроса Жукова:

прозрение.jpg


Такова завязка.
Теперь сыщикам и чекистам предстоит распутать целый клубок предательства, лжи, злодеяний и преступных замыслов.


И выйти на резидента вражеской разведки, который готовит дерзкие акции на суше и на море:

взрыв.jpg


Развязка же именно такая, какая полагается.

Потому не будет спойлером, если открою, что отважным советским чекистам удастся не только сорвать планы врага, но и выманить и захватить целую шайку диверсантов во главе с полковником Рейсли, он же эмигрант с противной фамилией Рвалов (Лев Олевский):

сдавайся.jpg


Разве могло быть иначе?

Понятно, что на такое кино - несмотря на ритуальные упрёки критиков в неглубоком отражении  действительности - народ валом валил.
А именно привалило  в 1955 году 29,7 млн. зрителей:


постер2.jpg


Фильм снят на Одесской киностудии, которая как раз в том самом 1955 году и возобновила самостоятельную творческую работу.

И так вышло, что один из самых первых её фильмов – "Тень у пирса" - определил специфику этой южной киностудии: приключения, детектив, военная драма, морская романтика:

романтика.jpg


Что отражено и в логотипе – золотом кораблике.
Он появился в 1964 году.
Выглядит, как поклёванный курами, но в 1960-е невероятно популярна была чеканка:


кораблик.jpg


Это одесское кинопредприятие -  во многом некий аналог голливудских студий категории Б, гнавших честную "развлекуху", так вдохновляющую Тарантино.

Вот и "Тень у пирса" кино, принципиально выдержанное в канонах жанра: запутанная интрига, энергичный темп, у каждого персонажа своя тайна.
И герои заведомо контрастны, как волна и камень, лёд и пламень и т.д.

Во всём контрастны.
Нехорошие люди всюду крадутся ночью, и одеты они в костюмы тусклых тонов, как резидент Семён (Виктор Кулаков):


серый.jpg


Наши чекисты и моряки - в слепяще белых имперских кителях:

белое.jpg


Они любят яркое солнце и вольный ветер:

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ТЕНЬ У ПИРСА (1955) vlcsnap-2025-09-26-00h46m02s825.jpg


Главные женские образы тоже полная противоположность друг другу.

Хорошая библиотекарша Татьяна скромна, нежна, правдива, отважна и т.д. – полный перечень её достоинств был бы бесконечен (хотя отличить негодяя от честного человека она не в состоянии):

таня2.jpg


Не то Клава Шубина.
Здесь - это часто бывало в советских фильмах - официантка дитя порока.
Впрочем, не без надежды на перевоспитание:


слёзы.jpg


Конечно, гримёры предельно обезобразили милое лицо Савиновой, налепив нечеловеческие ресницы и нарисовав карикатурные губы:

кл.jpg


Но глянуло тут вдруг в ней нечто дремуче-хищное:

хищ.jpg


Необычен и Олег Жаков как руководитель сложной операции по поимке шпионов.
Вместо привычного для советского фильма мудрого и осанистого начальника видим сухонького сутуловатого человека в смешных круглых очках:

жаков.jpg


Его голос тих, манеры скромны, действия осторожны и рациональны:

улика.jpg


Таков легендарный контрразведчик Людов.
Ведь фильм снят по одному из романов Николая Панова из цикла "Орлы капитана Людова" (майор повышен  в звании в рамках трилогии):

книга.jpg


Как видно по книжке, речь там идёт о Северном флоте, а роман называется «Океан».
Какой же в Одессе океан?


Да, в фильме действие с Крайнего Севера перенесено на уютный юг, поближе к Одесской киностудии:

дюк4.jpg


Одесский порт в ночи простёрт, и именно здесь собрались орудовать злобные враги:

простёрт.jpg


Но ничего у них не выйдет.

Эффектный и наивный шпионский фильм снял режиссёр Михаил Винярский – фронтовик, ученик великих мастеров:

Винярский,_Михаил_Борисович.jpg


Он из эйзенщенят – учился во ВГИКе у Сергея Эйзенштейна (где-то на этой фотографии мастера с учениками 1935 года он должен быть):

эйзен.jpg


Потёмкинская лестница в "Тени у пирса" - память об учителе:

лестница.jpg


Отправляя Винярского Александру Довженко на практику, Эйзенштейн предупреждал – "он не без остапбендеризма".
Любопытно, что это значит.
Ведь великий комбинатор был не чужд кино и даже всучил Черноморской (читай – Одесской) кинофабрике "сценарий многометражного фильма "Шея".


Что-то в этом есть.

Остапбендеричный Винярский, во всяком случае, к жанру шпионского детектива отнёсся без всякого пренебрежения – мол, несерьёзный жанр.
Ничего подобного, всё всерьёз: нуарные потёмки:

нуар (1).jpg


Коварные враги:

шпиён.jpg


Шпионские закладки в самых непредвиденных предметах:

бомба.jpg


Опасные приключения:

опасность.jpg


И герои без страха и упрёка – "вот так она хранится, советская граница, и никакая сволочь границу не пройдёт".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Сегодня я хочу познакомить вас с чудесной женщиной. Талантливым журналистом. Просто с красивым лицом и прекрасной души человеком -- Татьяной Федоткиной, репортёром Московского комсомольца. Таня -- неопределённого возраста женщина, но, судя по задору, своим нутром молода и очень бодра. ...
      Большая часть века осьмнадцатого и девятнадцатого в России прошла под знаком страдания про конституцию. Вот, мол, все наши беды от того, что нет ее, родимой, у нас. А вот как заведем оную, да под севрюжину с хреном да под беленькую - вот тут сразу и заживем, и ...
Израильские средства массовой информации активно цитируют сегодня интервью Сергея Лаврова, снискавшего уже репутацию  – "миропортца", вокруг Ливии, ежели "миротворца", на которое он так ретиво претендовал перед Западом! Вот и на этот раз этот ...
Многие уже заинтересовались, к чему это я написал про реформу русского языка . Многие уже строят предположения, юмор это или нет, вброс ли или что-то серьёзное. В общем, к чему это всё. Это всё, дорогие товарищи, к проблемам мыслительного аппарата. ...
В старые военные времена, боевым лошадям приделывали искусственные хоботы, чтобы слоны противника принимали их за слонят и не нападали. Смотрится не очень, но у слонов достаточно плохое зрение. Увидев только очертания хобота, они отказывались идти боем на "детей". ...