ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВНЕЗАПНО, ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ (1959)

топ 100 блогов cambria_191922.09.2025 загл 2.jpg


Это однажды настигает каждого, пусть ненадолго – мысль, что мир на самом деле равнодушен и кровожаден, что смерть всегда рядом, а спасения нет нигде.
Даже в потёмках безумия.


В середине ХХ века в бездны сознания вглядывались напряжённо.
Доктор Фрейд казался пророком.


Эдипов комплекс, мазохизм, суицид, сексуальное насилие, бремя белого человека, болезненная созависимость, гомосексуализм, каннибализм – как всё это вместилось в одноактную пьесу Теннесси Уильямса?

Она называется так же, как фильм – "Внезапно, прошлым летом".
И она скорее метафора, чем бытовая история.
"Это самое поэтичное, что я написал", - считал Уильямс.


Но кино искусство натуралистичное – любую метафору надо облечь живой, реально существующей плотью, чтобы снять это на камеру.
На что решились сценарист Гор Видал и режиссёр Джозеф Лео Манкевич:

постер3.jpg


Впрочем, чёткие очертания сюжета Уильямса позволили сделать вполне зрительское кино, что сказалось на отличных сборах в мировом прокате:

постер 4.jpg


1937 год.
Главного героя, доктора из Чикаго Джона Кукровича (или Цукровича, как вам угодно) мы застаём в захолустной психиатрической больнице, где он имеет возможность практиковать лоботомию:


операция.jpg


Это чрезвычайно модная тогда операция на мозге, которая, как считалось, облегчала страдания агрессивных шизофреников.
Агрессия да, уходила, но резко снижался интеллект и наступала эмоциональная тупость.

"Хирургически индуцированное детство" - так называл этот эффект автор идеи, Антониу Эгаш Мониш (нобелевский лауреат 1949 года именно за это):

Retrato_do_Prof._Egas_Moniz_(1932)_-_José_Malhoa_(Hospital_de_Santa_Maria).png


Но разве это детство?

псхи3.jpg


Кстати, в СССР лоботомия была в 1950 году запрещена как сомнительная и дающая тяжёлые осложнения.

Клиника, где оперирует Кукрович(Монтгомери Клифт), пребывает в аварийном состоянии, а денег ни на что нет.
И вдруг появляется эффектная, чрезвычайно богатая дама Вайолет Венейбл (Кэтрин Хепбёрн):

гость.jpg


Она согласна спонсировать и научную работу Кукровича, и строительство новой современной клиники для него.
Но у неё одно условие: доктор должен срочно провести операцию лоботомии её племяннице Кэтрин. Девушка не в себе – буйствует и бормочет какой-то вздор с прошлого лета:

силуэт2.jpg



То лето Кэтрин проводила с кузеном, сыном миссис Венейбл Себастьяном, на далёком острове.
Там юноша скоропостижно умер.
"От сердечного приступа", - гласит официальное заключение.

А Кэтрин несёт что-то ужасное.


Покойный Себастьян был буквально идолом матери – одарённый поэт, воплощение красоты и самобытности, невероятно притягательная личность.

Дома он разбил удивительный сад, где царят первозданные законы всеобщего взаимного пожирания и вечной жизни, нераздельной со смертью:

садик.jpg


Его любимое растение – гигантская венерина мухоловка, которую миссис Венейбл кормит живыми мухами:

корм.jpg


Всё, как у Заболоцкого в "Лодейникове":
                                       …над садом
Шёл смутный шорох тысячи смертей,
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.

Доктор несколько шокирован увиденным.
Но от таких выгодных предложений не отказываются:


предлож.jpg


Кукровиц посещает Кэтрин (Элизабет Тейлор) в монастырской больнице:

монастырь.jpg


Девушка угнетена и озлоблена.
О том, что случилось на острове, она не помнит – или не хочет помнить:

мука.jpg


Как честный врач, Кукровиц хочет разобраться, безумна ли она.
Скорее Кэтрин пережила чудовищное потрясение и не в силах с ним сладить, успокоиться, принять случившееся:

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВНЕЗАПНО, ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ (1959) vlcsnap-2025-09-21-00h45m04s585.jpg


Но миссис Венейбл торопит с операцией племянницы:

надо.jpg


Как хищные птицы, ждут операции и ближайшие родственники Кэтрин - брат (Гэри Рэймонд) и мать (Мерседес МакКэмбридж):

родня.jpg


Эти лицемерные мещане ищут возможность завладеть деньгами, которые Кэтрин завещал кузен Себастьян. Деньги достанутся им, как только Кэтрин признают слабоумной:

деньги.jpg



Чем больше со всех сторон давят на доктора Кукровица, тем больше он убеждается: родне операция нужна, чтобы убить память Кэтрин.
В которой запечатлены тёмные и постыдные семейные тайны Венейблов:

боится.jpg


"Вырежьте эту отвратительную историю из её головы", - властно требует миссис Венейбл:

леди.jpg


Сама же Кэтрин панически боится операции:

нет.jpg


Перспектива навеки остаться в сумасшедшем доме невыносима для неё:

одна.jpg


Операция назначена на завтра.
Итак, завтра Кэтрин либо погрузится в тихую слякоть безумия, либо доктор предпримет последнюю попытку без скальпеля освободить её сознание от пережитого ужаса и вернуть к жизни:

проба.jpg


Такова завязка сюжета фильма.

Это кино, как и пьеса Уильямса – чистейший образчик американской "южной готики" с её мрачным гротеском  и тяжкой атмосферой несчастья и неодолимого распада:

в саду.png


Тут и кошмары макабрической психушки ("нет, лучше посох и сума"):

психи.jpg


И гнетущая угроза варварской операции:

укол.jpg


И невыносимо постыдные и тяжёлые воспоминания:

кик.jpg



Этот мотив ужаса перед безумием и операцией – личная боль Теннесси Уильямса.
Его любимая сестра Роуз была подвергнута лоботомии и остаток очень долгой жизни провела в клинике для душевнобольных.

Клиника же тут ужасающая – "нечто более уродливое и ужасное, чем смерть":

психи2.jpg


Столь же ужасающ и первобытный сад Себастьяна:

миссис.jpg


Да и сам доктор Кукровиц не излучает уверенности в своих силах и энергии компетентности, как положено врачу.
Отрешённый взгляд его голубых глаз полон того же непонимания и отчаяния, что и у его пациентки.
Он тоже в смятении и ужасе:


доктор.jpg


Странная миссис Венейбл – такая самоуверенная и властная – на самом деле не просто сломлена смертью единственного сына:

она.jpg


Она лишилась божества, которому поклонялась – и смысла жизни.

Когда правда о смерти Себастьяна наконец произносится вслух – чему  миссис Венейбл противилась всеми средствами, вплоть до планов покалечить племянницу - она из элегантной моложавой леди на наших глазах превращается в старуху:

правда.jpg


Самого Себастьяна мы не видим.

Такова была воля Теннесси Уильямса.
Себастьян должен был остаться живущим лишь в памяти и сознании поклоняющихся ему женщин – матери и Кэтрин.
Он лишь тень, лишь смутный силуэт фигуры в белом:

силуэт.jpg


Он был – и исчез:

себастьян.jpg


Красота и талант разрушительны, двусмысленны и уязвимы, когда весь мир - скопище хищников и жертв, которые иногда меняются местами.
"Мы все используем друг друга, и это то, что мы считаем любовью.
А когда не можем пользоваться – это ненависть":


пора.jpg


То, что в основе фильма пьеса, авторы и не думают скрывать.

Напротив -  чудовищный сад, суровый монастырь и адская клиника лишь декорации.
Они хоть и разные, но одинаково не годятся для счастливой жизни:

интерьер.jpg


Однако ведь пришлось сделать зримым рассказ Кэтрин о том, что случилось на острове.
О том, как умер Себастьян.

Рассказ это то, чему доктор – или любой иной персонаж – или зритель – может верить или нет.
Или может считать отражением реальности, искажённым кривым зеркалом страха:


рассказ.jpg


Но в кино мы всё видим.
Всё реально.

Видим наживку для голодных хищников –  ослепительную Элизабет Тейлор в белом купальнике:

приманка.jpg


Видим безжалостное южное солнце:

о.jpg




Видим, что умирает Себастьян, кумир матери и кузины – то ли чистый ангел, то ли ангел падший, то ли заигравшийся дьявол:

смерть.jpg


Но разглядеть его невозможно.
Потому пусть сотни изображений смерти святого Себастьяна приходят на ум (совпадение имён неслучайно, пьеса опутана множеством религиозных аллюзий и поэтических метафор):

св. себастьян.jpg


Мрачное кино о торжестве смерти и хищничества как основы жизни оказалось чересчур безнадежным для Голливуда.
Потому финал поменяли:

финал.jpg


Тенесси Уильямс вообще от фильма отрёкся.
Своей вещи он тут не узнал, Элизабет Тейлор не принял.


Между тем Элизабет Тейлор – самая кассовая звезда того времени – таки получила за свою роль престижный Золотой  глобус, свою первую серьёзную награду:

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВНЕЗАПНО, ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ (1959) Taylor,_Elizabeth_posed.jpg



И зрители на фильм хорошо пошли:

ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ВНЕЗАПНО, ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ (1959) w1500_3000035.jpg


Считается, для того, чтобы посмотреть на Элизабет в купальнике:

море.jpg


А увидели они суровую историю о тирании любви, невыносимости истины и о жестоких законах мира, где никогда не было справедливости:
Природы вековечная давильня
Соединяла смерть и бытие
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства ее.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда в сезон оказываешься в походе - вопросов о грибах не возникает. В Карпатах на тропе растут белые, в тундровой зоне Алтайских гор подосиновики размером несколько больше местных карликовых берез, в Карелии подберезовики собираются веслом на сплаве, а моховики на дороге. Вопрос ...
Оригинал взят у hrono61 в Свидомый мовный креатив. Оригинал взят у narvasadataa в Свидомый мовный креатив. Я так понимаю, это москальский ребёнок, которого родители насильно заставляют учить русский язык: Не понимаю, ...
В последнюю пятилетку в США стало модным сначала не пускать главу государства на встречу с российским лидером Владимиром Путиным, а затем месяцами интересоваться о личных ощущениях после общения. Так было с республиканцем Дональдом Трампом и теперь повторяется в демократом Джо Байденом. ...
О Технике Спора Интереснейшее полевение значительной группы людей. Причем полевение не просто во взглядах, но и в технике спора: Самый повторяющийся мотив, - ...
Скажите пожалуйста. Вот натяжной потолок. Если я на него снизу приклею пластиковое кольцо, и внутри кольца вырежу дырку, чтобы получить доступ внутрь — это нормально? Или обязательно должна быть какая-то закладная с внутренней ...