ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЖЕНА УШЛА (1979)
nathoncharova">
В этом кино должны были сниматься Владимир Высоцкий и Марина Влади.
Так считается.
Не сложилось.
А ведь публика побежала бы смотреть на это, как в цирк шапито.
Просто из любопытства.
Но в результате вышло не то кино, какое было бы с участием суперзвёздной пары.
Хотя режиссёр Динара Асанова на роли главных героев всё-таки выбрала актёров схожего типажа и психотипа.
Жену – саму женственность - сыграла уже прославленная "раба любви", нежно-акварельная Елена Соловей:

А роль мужа – персоны харизматичной мужественности как она есть, со всеми её плюсами и минусами - досталась дебютанту Валерию Приёмыхову:

Выбор снайперский.
Всё получилось.
Но этот необычный фильм прошёл тихо, без сенсаций:

Быть может, это потому, что он обманчиво походил на очень многие тогдашние фильмы.
Они были о том, как сложно и скучно жить, как трудна обычная семейная жизнь и – "кто может понять сердце женщины?"
Такому впечатлению способствовала и гнетущая музыка Владимира Василькова, и заунывные песни Б.Ш.Окуджавы, и тусклый бурый колорит мира, в котором живут герои.
Последнее всегда отлично обеспечивала плёнка комбината "Свема":

Ещё бы не быть такому колориту: всё в фильме происходит либо вечером, либо ранним утром до рассвета, либо в смурные полутёмные ленинградские дни:

Либо вовсе ночью:

Даже на пикник герои выезжают в самую мерзопакостную погоду:

В общем, тут царит вечная глухая осень, никакое не очей очарованье.
Да и сама история начинается вполне заурядно.
Муж, прораб Саша Клюев, возвращается домой с работы:

Он привычно целует жену Веру и садится за стол:

Идут обычные разговоры о том о сём, препирательства, стандартное распекание сына Вити (Митя Савельев), который потерял портфель:

Вечер как вечер, семья как семья.
Муж по телевизору смотрит матч, жена хочет поговорить сначала о себе, потом о любви, ребёнок болтается туда-сюда.
В конце концов все начинают посреди комнаты мотать пряжу (хобби жены тоже тогдашнее заурядное – вязание):

Эта пряжа, должно быть, символ формального и принуждённого, но единения.
И только к ночи зрителям – и больше никому - становится ясно, что не всё так безоблачно:

А утром и прораб Клюев это понимает.
Его жена исчезла.
Он в панике бросается её искать:

Он в ужасе и отчаянии:

Он настолько оглушён и ошарашен, что даже не заметил записки, которую жена ему оставила:

Записка его добивает: он-то никого душить не собирался.
И понять ничего не может.
Но он прораб, он должен быть на работе.
Где ждёт его мильон терзаний всякого рода, суеты, криков, звонков начальства, неполадок и проблем:

Питерская стройка без прикрас:

Но при этом мужа гложет вопрос: что же случилось?
Почему ушла жена?
К кому?

А ни к кому.
Просто ей не нравится её жизнь:

И тут фильм, который только что мирно тёк в русле непритязательной бытовой драмы эпохи застоя, ракетой выстреливает из своего заскучавшего тихого времени.
Несётся он прочь из исхоженных вдоль и поперёк садов зимних вишен, где бродят одинокие женщины, желающие познакомиться и слезам которых не верит Москва:

Он всему этому перпендикулярен.
Он метит прямо в наше время, когда наконец отброшены сентиментальные грёзы о том, что всякой женщине нужен какой-никакой муж, тепло очага и возможность о ком-то заботиться.
Да нужно ли это всё?
Не хомут ли это – архаичный предмет, от которого радости никакой, а только муторно и больно?

Подруга жены (Лидия Федосеева-Шукшина) - из зимних вишен.
Она по старинке уверена, что хомут нужен, и пытается супругов мирить:

А вот нежная и трепетная героиня вдруг встаёт железа твёрже: нет, так жить нельзя:

Фильмы Динары Асановой никогда не грешили нравоучениями и не походили на сказки – ни для детей, ни для взрослых.
Вот устроить так, чтобы у задачки правильного ответа не было, она умела.
У неё любая расхожая мудрость оказывается никуда не годным вздором – например, что противоположности притягиваются.
Да, притягиваются, и мощно:

История любви противоположностей - Веры и Саши – поначалу идиллична:

Но ко всему человек привыкает – к красоте, к надёжности, к достатку, к заботе, к любви.
Ко всему.
Тогда-то всё, что раньше привлекало как неведомое, иное, недоступное, чудесное, и начинает бесить.
И вот противоположности уже несовместимы:

Это кино считается выражением женского взгляда на недостижимость счастья:

Однако сценарий написал мужчина - Виктор Аристов - и героя мы видим чаще и представляем куда яснее, чем героиню:

Да герой и сам по себе открытый, прямолинейный, взрывной.
Говорит всё, что в голову приходит, даже когда делать этого никак нельзя:

Мы знаем, что у него на работе за неполадки.
Знаем, какие у него трудности, слабости, изъяны:

И какие грешки.
Например, влюблённая в него всепонимающая Соня не просто коллега (Екатерина Васильева):

А самый верный и лучший друг, вдобавок и сотоварищ по стройке Степан (Александр Демьяненко) много лет любит его жену, но его самого временами просто терпеть не может:

Ещё бы – Саша бывает груб и чёрств, не к месту циничен и совершенно сознательно на дух не выносит романтики:

Наверное, не выносит ещё и от противного, оттого, что так романтична и так ждёт романтики Вера.
Что такое Вера?
Саша не даёт себе труда в этом разобраться:

И зритель тоже сколько угодно может на счёт Веры фантазировать.
Быть может, она чувствительнейшее, бесконечно ранимое создание, которое ищет и не находит в этом мире гармонии, любви и нежности, из которых соткана сама?

Или она просто скопище модных тогда банальностей, ходовых в её кругу замашек и претенциозных манер?
Например, постоянное зажигание и ношение свечей было тогда непременным атрибутом интеллигентного образа мысли и жизни и знаком утончённых натур:

Плетение и надевание венков тоже считалось оригинальным и элегантным занятием:

Упоминается даже какая-то тема диссертации для Веры (хотя вообще-то она библиотекарь) – а какой фильм 1970-х об интеллигенции обходился без мотива диссертации?
А может, Вера устала от того, что её жизнь слишком размеренна и понятна, а это неинтересно?
И хочется убежать далеко, где всё другое, необыкновенное?
И все другие, не такие, как Саша - умеют говорить нужные хорошие слова, покачивая перьями на шляпах?

Как бы то ни было, это кино Динары Асановой о маленькой семье – такое скромное по форме – тихо чертит границу нового времени в истории разрушения семьи как таковой.
Когда распад идёт не из-за шаблонного - пьянки-гулянки, драка-абьюз, измена-скандал.
Ничего тут не происходит шумного и очевидного.
Просто идёт разрушение целого в пользу частного, общности в пользу индивида, в пользу рассредоточения и рассеяния.
Что ни хорошо, ни плохо.
Просто есть.
В этом живём:

Так значит, это и есть женский взгляд на возможность/невозможность счастья?
Асанова не была бы собой, если бы на этом остановилась.
Ей всегда был важнее другой взгляд:

Как-то в этой истории вечно забытым у закрытой двери, вечно выведенным за скобки взрослых желаний и планов остаётся мальчик Витя:

Которого отец считает маменькиным сынком, а он оказывается странно самостоятельным – оттого, что часто один.
И готов к любым переделкам.
Вот даже суп сварил:

Хотя понять, что происходит с родителями, он не может.
Странная компания последнего вечера в этой семье, который мы застаём: плачущий отец, несгибаемый хозяйственный ребёнок:

И незваный, сходящий с ума от одиночества интеллигентный сосед (Зиновий Гердт):

Финал кино открытый, как водится.
Отец и сын в Пулково в попытке найти и остановить жену и маму:

Это надежда.
Должна же она быть.
Тогда вроде бы была такая:

Что дальше? Что сбудется?
Это мы знаем, что скучное время скоро кончится, начнётся нескучное.
А улетает Вера между тем в Ашхабад…
|
|
</> |
Домашний интернет от «Мегафона»: актуальные тарифы и выгоды
Вечер на пирсе
Модена
«Сотовики» и операторы дата-центров ускорят рост рынка выделенных серверов
Как юридически решить проблему буллинга в школе
Софья Ковалевская. Воспоминания современников. Рассказ о детстве, учебе и
В вагоне метро...
Загадочные лошадки
Ангелы в музее Эрарта и в Юсуповском дворце

