И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ

топ 100 блогов cambria_191926.09.2025 загл.webp


К началу ХХ века в мире их было около 60 миллионов (как ни странно, считается, что сейчас их столько же).
И треть когда-то жила в России.


Я о лошадях.

В 1916 году их вообще стало у нас 38 миллионов.
А сегодня увидеть живую лошадь обычному человеку не так-то просто.

Что там провозглашал товарищ Бендер?
"Железный конь идёт на смену крестьянской лошадке"?


iбендер.jpg


Он и пришёл.

Но когда что-то приходит, то что-то и уходит.
Не только такие вот странные картины исчезли:


И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ TIk1Cxcaj4CahWZVbLvXcITXrtHc9Aob2_XEnlploNGnNgrepOAW_GOGhcgDP7ZoX3B4XGI_t2FKarHACuXYCchk.jpg


А пришли вот этакие:

пробка.jpg


Исчез целый мир - со своими традициями, знаниями, историей.
Со своими технологиями, профессиями, привычками, модами, предрассудками:

биржа.jpg


Даже со своими стихами и песнями.
Корпус ямщицкой и вообще дорожной лирики в русской культуре огромен:


И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ Vertinsky2.jpg


Какая-то часть русского характера тоже ушла в тень.
Заместилась.
Обесцветилась.


А была она заметна даже самому предвзятому и враждебному наблюдателю.

Эталонный русофоб маркиз Астольф де Кюстин посетил Россию в 1839 году.
Пробыв в стране меньше трёх месяцев, он сумел написать целую тысячу страниц, ставших основой представлений Запада о России:

И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ 928.750x0.jpg


Основа эта настолько капитальна, что даже Збигнев Бжезинский (1928 –2017) считал, что о России и СССР можно больше ничего не читать и не знать - всё, что надо, найдёшь у Кюстина:

бж.jpg


Благодаря этой книге сбылась мечта французского аристократа с путаной судьбой и неважной репутацией – стать известным писателем:

И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ Astolphe_de_Custine.jpg


Был ли де Кюстин редким гением, прозревшим истину?
Ни в малейшей степени.

Зато он был чрезвычайно полным собранием общих мест, необходимых в пропаганде – тогдашней и теперешней.

Но сейчас не об этом.

Вообще-то в увесистом труде маркиза не так-то много живых чёрточек реальности, впечатляющих деталей и тем более конкретных человеческих лиц – того, чего обычно ждут от путевых заметок.

Хотя де Кюстина всюду принимали, он ни с кем особо так и не пообщался и не сошёлся – разве что со своими соотечественниками.
Один француз даже пересказал ему что-то из Пушкина (Рабиновичи и тогда перепевали репертуар Карузо):

И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ 1983cc618d55f614442911dcea6abe28.png


Из чего последовал вывод маркиза, что Пушкин поэт так себе, неоригинальный.

И всё в таком духе.
То есть больше пространных политических рассуждений и долгой капризной брани по поводу всего подряд.
От невыносимо холодного климата (визит маркиза состоялся летом) до кошмарной архитектуры Петербурга – мол, отчего это греческие колонны построены на болоте, тут должны быть болотные колонны:

спб.jpg


Тем удивительнее впечатления маркиза о русских ямщиках и о русской дороге.

Правда, всё, что касалось до собственной персоны и её удобств, отмечалось маркизом неукоснительно и заботливо.

И вот он в пути:
«Путешествовать из Петербурга  в Москву – это значит испытывать несколько дней кряду  ощущения, пережитые при спуске  с «русских горок» в Париже».


Имеется в виду вот этот популярный аттракцион, открытый в Париже в 1817 году и в самом деле устроенный по образцу русских катальных горок:

горки.jpg


Но ведь между Петербургом и Москвой нет никаких гор!
Дорога проходила - и проходит - по вполне равнинным местам, на однообразно плоский рельеф которых тот же маркиз (требуя эффектных пейзажей) жалуется:

дорога.jpg


Отчего же гость из Парижа испытал в дороге столь острые ощущения?

Оказывается, русские возницы потрясли европейца феноменальной и опасной, на его взгляд, скоростью:
"Бывают минуты, когда, не обращая внимания на мои протесты и упорное повторение русского "тише", ямщики пускают лошадей во весь опор.
Тогда, убедившись в тщетности попыток их урезонить, я умолкаю и закрываю глаза, чтобы избежать головокружения":


спуск.jpg


То есть что русскому хорошо, то французу головокружение.

Тот же Пушкин - которого маркизу перепели - преспокойно ездил повсюду, не зажмуриваясь.
И шутливо сравнивал ямщиков с возничим из Илиады Автомедоном, другом Ахилла:

Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И вёрсты, теша праздный взор,
В глазах мелькают, как забор.

путь.png



Пушкин за границей не бывал и другой езды не знал.
Голова от скорости не кружилась.

Вот и эти пассажиры абсолютно спокойны:


самокишш.jpg



Иное дело Николай Гоголь – самый знаменитый русский дромоман.
Он испытывал неодолимую и несколько болезненную тягу к перемене мест и вечно был в дороге:


гоголь нв.jpg


Проехал всю Европу, даже в Палестине побывал.
Потому разницу в стиле езды понимал.

Езда на русских тройках его завораживала и не казалась обыденностью. 
Знаменитое отступление о тройке из "Мёртвых душ" всем знакомо:


тройка2.png



И ощущения его сродни тому, что переживал де Кюстин.
Только Гоголь не страшился, а приходил в восторг:

"Кажись, неведомая сила подхватила тебя  на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит":

в пути.jpg


Кстати, лихую русскую езду Гоголь и де Кюстин описали в одно и то же время, чуть ли не год в год.

Высокая скорость на дорогах была привычна.
Не зря в старину ямская служба называлась гоньба.


При такой бешеной скорости не последним был вопрос безопасности.
Ага, вот, кажется, и ДТП:


дтп.jpg


Но это скорее исключение: профессионализм ямщиков был на высоте.
В чём убедился и маркиз де Кюстин:

"Впрочем, до сих пор мне не попалось ещё ни одного неумелого возницы, а многие отличались поразительной ловкостью и проворством":

едут.jpg


Причём завидным мастерством обладали извозчики повсюду – и в любом возрасте.

Это тоже де Кюстина поразило:
"Интересно, что самыми искусными коноводами оказались старики и дети, хотя должен сознаться, что когда я в первый раз увидел в этой роли мальчугана лет десяти, сердце моё сжалось".


Ямское ремесло часто было наследственным.
А ещё это был популярный отхожий промысел – то есть возможность крепостным заработать в свободное от полевых работ время:


И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ 2a35427d8d2571ab17f7c450ef9c39ba.jpg



Потому обращению с лошадьми дети приучались всерьёз и сызмала.
Юный конюх на барской конюшне:

конюх.jpg



А здесь крестьянские детишки с норовистым конём:

дети.jpg


Крестьянка верхом:

крестьянка.jpg


Старик-ямщик и его верный сивка-бурка:

старик.jpg


Но важно было не только уметь ловко править экипажем, но и безопасно маневрировать на дорогах.
Ведь никаких правил движения ещё не существовало.

Дорожных знаков тоже не было - кроме верстовых столбов:


столб.jpg


Однако ямщики справлялись с этой проблемой.
Капризному маркизу и тут не к чему было придраться:
"Исключительная сноровка, нужно сознаться, необходима русскому ямщику, чтобы при такой быстроте езды лавировать между загромождающими дорогу бесчисленными повозками":


езда.jpg


Особенно в городе было много экипажей.
Тут мастерство вознице было просто необходимо:


движение.jpg


Но лихая езда и скорость были любимы всюду.
Не только маркизов возили с ветерком.


Праздник в деревне – значит, будут гонки на тройках:

деревня.jpg


Переняли летучую тройку и строптивые братья-славяне поляки.
Уж больно шикарна.
Альфред Веруш-Ковальский: романтика, ночь, тройка, волки – всё, как положено:


альфред веруш-ковальский.jpg


Впрочем, отчего речь лишь о тройке?
Часто бывали и пароконные экипажи.
Вот едет русский денди:


денди.jpg


А это классический лихач.
В упряжке одна лошадь:


лихач.jpg



Одноконный простецкий "ванька":

И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ 47094_1.jpg


И элегантный одноконный экипаж Николая I, раскритикованного де Кюстином тирана.

Обратим внимание – какие лёгкие открытые санки.
И никаких ремней безопасности:


И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ Nicholas_I_riding_by_Nikolai_Sverchkov_(1853).jpg


Такие же лёгкие санки у графа Алексея Орлова, первого заводчика орловских рысаков, создателя породы – и его Сметанка:

сметанка.jpg


Разумеется, ездовая тройка была красой и гордостью конюшни.
Тройка зимой:


тройка зимой.jpg

Тройка летом:

тройка летом.jpg



Дилижанс, запряжённый цугом, т.е. лошади тут – тройка + четвёрка - идут друг за другом:

дилижанс.jpg


Наряд у ямщиков был типовой, почти мундир.
Подбит ватой на случай сильного ветра и падения.
А на голове нечто типа цилиндра:


одежда.jpg


Были и свои святые у ямщиков и конников - Фрол и Лавр под водительством Архистратига Михаила :

фрол и лавр.jpg


Мчались кони по всей России.
Хотя первая железная дорога уже имелась.
Дымил "стальной конь, везущий много-много карет" из Петербурга в Царское Село (это чудо 1837 года):


жд.jpg


Не все от такого новшества были в восторге, хотя покататься хотелось всем.

Однако даже много лет спустя карета или санки казались для путешествий куда удобнее.
Да и в любой глухой угол лошадки могли отвезти, а вот паровоз нет:


глушь.jpg


Очарование путешествия тоже для многих исчезло в поезде.
Лев Толстой считал, что относится "железная дорога к путешествию, что бордель к любви.
Так же удобно, но так же нечеловечески машинально и убийственно однообразно".


Ну да, читали мы "Анну Каренину":

И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ orig.gif



А наездником граф Толстой был отменным – легко взлетал сам в седло и в 80 лет (есть потрясающая киносъёмка):

лев.jpg


И долго ещё по Руси рядом с поездами, трамваями и автомобилями маячил элегантный силуэт лихача:

И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ b379481c2164eee1ddfce2e8586e5714.jpeg



Гремели бубенцами масленичные тройки:

1150px-Boris_Kustodiyev_-_Масленица_-_Google_Art_Project.jpg


Тянулись гужевые обозы:

гуж.jpg


А это 1935 год:

большой.jpg


Но всё проходит.
Лихие возницы-виртуозы – исчезли?
Как там писал русофоб де Кюстин о ямщике:
"Изящество и лёгкость, быстрота и надёжность, с какими он правит живописной упряжкой, живость малейших его движений, ловкость, с которой он соскакивает на землю, его гибкая талия, его стать, наконец, весь его облик вызывают в памяти самые грациозные от природы народы земли".

Ну, тут наш красавец зимой - какая талия?


И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ 2aa0fa8bf23731b46bdb6c80bc78839e.jpg


А это летом:

И САМ ЛЕТИШЬ, И ВСЁ ЛЕТИТ 17764224.jpg



Пропали, вывелись такие удальцы?
Раз исчезли чудо-тройки.
"И вот уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух".










  
                                                                                                       

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привет ЖЖ!  Сегодня пятница, а ничто так не поднимает настроение, как конец рабочей недели  и два дня отдыха и веселья. Ну отдых я приблизить не могу, а вот веселье- это запросто! Вот оно! Начинается в виде нашего уже традиционного ...
Ну что, хорошо расслабились на выходных? Готовы все свои нарушения исправлять? Готовы тренироваться и правильно питаться? Тогда продолжаем. В этом сезоне Спортивная Кулинария станет еще круче. Будет много интересных рецептов и советов. Да, я всех приглашаю делиться своими рецептами, ...
Смотрите, он тут и фамилии указал, для превентивных арестов. Молодец. Орден за ...
Потому что напомнили нам создатели марафона #зимниесказки : Я-то, конечно, с удовольствием советские киношедевры пересмотрю. А вы на чём внимание ...
#inelisaveta #mon_sofia #остров #природа #зима #россия #утро #подмосковье ...