рейтинг блогов

Восход и закат НТР в зеркале 100-летних приключений автомобилей Ford.

топ 100 блогов alex_rozoff07.01.2019 111 лет назад (в 1908-м) Генри Форд придумал классический конвейерно-собираемый 4-местный автомобиль «Ford-T», и 100 лет назад «поставил Америку на колеса». 1918 год был выбран удачно. Первая Мировая война обогатила Америку, и подтолкнула технологии. «Ford-T», был примитивным по нашим меркам, но это был вполне функциональный массовый автомобиль.

«Ford-T» продавался за 350 долларов. Средний американец работал 44 часа в неделю примерно за 100 долларов в месяц. Чтобы купить автомобиль 100 лет назад американцу надо было работать 3.5 месяца.


Но, «высокий сезон экономики» закончился через 10 лет. Настала Великая Депрессия, первый системный кризис уже почти глобальной экономики. Выхода не было. Точнее (согласно логике истории) был единственный выход: Очень Большая Война. Никто не думал в начале, что последствия этой войны выйдут далеко за привычные рамки.

Вторая Мировая война изменила мир, и включила Научно-Техническую революцию (НТР). Средний американец работал 40 часов в неделю. Росла зарплата и инфляция. Вопрос в том, что быстрее. Продолжаем следить за приключениями автомобиля.
К началу 1950-х НТР еще не отразилась на рынке труда, зато последствия огромных расходов Второй Мировой войны пока продолжали сказываться.
В 1951-м «Ford Consul» продается за 935 долларов
Зарплата среднего американца составляет 233 доллара.
Чтобы купить автомобиль, ему надо работать 4 месяца (больше, чем в 1918-м).

Тем не менее, производительность труда уже радикально повысилась. НТР привела к ситуации, когда производительность труда за каждые 5 лет росла на 20 процентов (!).
Квалификация рабочих и инженеров стала, соответственно, определяющим фактором производства (наряду с новой техникой и технологией) и ценность «человеческого капитала» многократно возросла. С людьми нового поколения следовало считаться в значительно большей мере, чем с каким-либо из предыдущих поколений в истории.

1962 год. Модель «Ford Classic» продается за 920 долларов.
Зарплата среднего американца составляет 358 долларов.
Чтобы купить автомобиль, американцу надо работать 2.6 месяца.
Вот реальная, ощутимая польза НТР, но это было только начало.

1969 год. Следующая модель «Ford Capri» продается за 1130 долларов.
Тем временем, зарплата уже 491 доллар. На покупку автомобиля надо 2.3 месяца.

1972 год. Модель «Ford Cortina», ставшая популярной, продается за 1220 долларов.
Зарплата достигает 594 долларов. На покупку автомобиля надо 2.1 месяца.
Остановимся в этой точке и отметим: средний американец стал почти вдвое богаче, чем его родители. Казалось, впереди стремительный взлет и невероятное изобилие, но…

…Что-то начинает идти не так. 1977-м автомобиль «Ford Fiesta» стоит 2360 долларов.
Зарплата выросла лишь до 815 долларов, и на покупку автомобиля надо 2.9 месяца.

Это не случайность, а результат глобальной (да, уже глобальной) смены курса.
Политические элиты, воспользовавшись коротким «нефтяным кризисом» 1973-го, как поводом, сменили в 1976-м ценовую систему. От фиксированного золотого валютного стандарта, был сделан переход на систему плавающих валютных курсов (т.н. Ямайское соглашение). По существу, это значило, что экономики развитых стран перемещают фокус прибыли из производства вещей - в производство финансовых пузырей.

НТР никуда, КАК БЫ, не делась. Наука продолжала двигаться, даже новые технологии продолжали создаваться. Но крупному бизнесу стало неинтересно инвестировать в промышленную реализацию этих научных достижений.
Старая схема:

Деньги –> Товар –> Деньги + Дельта

Стала выглядеть слишком длинной и громоздкой. Ее вытеснила новая схема:

Деньги –>Деньги + Дельта

Инвестиции устремились в то, что теперь принято называть «цифровой экономикой»: в расширенное производство денег без производства реального товара. Иначе говоря – производительность труда теперь росла в сфере надувания финансовых пузырей. Но товары в виде реальных вещей, так или иначе, нужны людям, и фактическая цена денег определяется именно количеством вещей-товаров относительно денежной массы. Производительность труда в производстве финансовой пены, таким образом, лишь уменьшает цену денег и снижает фактическую зарплату в реальном секторе. Сейчас график развития этого «вспенивания экономики» есть даже в Википедии.

Восход и закат НТР в зеркале 100-летних приключений автомобилей Ford.

Следующий период экономической истории был, таким образом, предопределен.
Уже через год после введения Ямайской системы стал заметен негативный эффект на рынке производительного труда в сопоставлении с ценами потребительских товаров (рост цены автомобиля в измерителе времени труда - удобный показатель этого эффекта)...

…Но тогда, в конце 1970-х, публика не почувствовала ухудшения. Ведь параллельно с фактическим снижением покупательной способности труда, происходило развитие финансовых пузырей. Применительно к публике – это развитие схем потребительских кредитов. Возможность сегодня заплатить за товар своим будущим трудом имелась в Америке еще в начале XX века, но только к 1980-м, такая схема стала охватывать весь период трудовой активности покупателя, а в случае ипотеки – даже период трудовой активности следующего поколения. Ипотечный кредит на 50 лет стал обычным делом.

Таким образом, благоденствие широкой публики, КАК БЫ еще продолжалось. Но из общих соображений было ясно: благоденствие, построенное условно на сегодняшнем потреблении продуктов будущего труда продлится на более, чем период трудовой активности одного поколения, вовлеченного в эту схему. Коллапс примерно через 40 лет был гарантирован. И в 2008-м (через 42 лет после Ямайского соглашения), глобальная экономика упала в Великую рецессию. Из нее в рамках созданной системы, выхода нет.

Сейчас 4-местный массовый автомобиль «Ford-Focus» стоит 18000 долларов.
Средний американец работает 40 часов в неделю примерно за 3900 долларов в месяц.
Американцу надо работать 4.6 месяцев, чтобы купить автомобиль этого класса.
Он обеднел более, чем вдвое по сравнению с 1970-м годом.
Он беднее даже, чем в восстановительный период после Второй Мировой войны.

Мы возвращаемся в начало нашей истории – когда после «высокого сезона экономики» настала Великая Депрессия, и выхода не было. Точнее (согласно логике истории) был единственный выход…
…Впрочем, история не повторяется в точности.
Как отмечал еще Гегель (основатель нео-германской школы диалектики) «Все великие всемирно-исторические события и личности повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй - как фарс».
Есть мнение, что в этот раз будет не трагедия, а фарс. Но об этом – в следующий раз.

А эту короткое эссе (или эскиз о конце истории финансово-индустриальной экономики) хочется завершить философским четверостишьем Бориса Пастернака:

Однажды Гегель ненароком
И, вероятно, наугад
Назвал историка пророком,
Предсказывающим назад

Такие дела…

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Посты по теме:
  1. Первые фото обновленного Ford Kuga 2020 опубликованы в Сети  Федеральное агентство новостей No.1
  2. Новый Ford Kuga 2020  Колеса
  3. Первые изображения нового Ford Kuga 2020 показали в сети  РИА "VladTime"
  4. Снимки нового Ford Kuga 2020 модельного года появились в Сети  Автоновости дня
  5. Взгляд с разных сторон в приложении "Google Новости"
Ford отзывает более 950 тыс. автомобилей  www.retail.ru

Причина отзыва автомобилей - дефектные подушки безопасности от Takata, убившие уже 23 человека по всему миру, сообщают Detroit News. ford.jpg.

Ford Explorer V, какие есть проблемы  Рамблер/авто

Изучив данную модель автомобиля, можно прийти к выводу, что особых проблем нет. Хотя не следует забывать, что это Ford, а он не может не ...

Архив записей в блогах:
Вышло так, что моя поездка в Китай нарисовалась за две с половиной недели до вылета. Вот живёшь Ты так, планируешь что-то лишь на июнь, при этом с головой уходишь в эту подготовку, а тут вклиниваются невероятные предложения. И всё лишь зависит от решительности и быстроты вашей мелкой матор ...
Отель забавный и своеобразный, поэтому имеет смысл о нем рассказать. Находится отель Negresco (вот их сайт ) в Ницце на Английской набережной (она же - Променад). Со стороны набережной он выглядит вот так. А вот он вблизи. Почему я выбрал именно Negresco? По трем ...
Если мне не изменяет память, сегодня, 18 мая 2014 года, на всех площадях страны должны были пройти миллионные марши протеста с последующим выдворением Путина из Кремля. Поскольку я немного занят, за новостями не слежу. Как оно там? Хорошо ли прошло? ...
Мне очень не нравится слово "Питер", которым over 95% людей величает Санкт-Петербург (был бы прожженным снобом - сказал бы ... Северную Столицу России). Оно ужасное, неблагозвучное и противное, а, если некоторые другие просторечия звучат органично, то ...
Как обычно происходит наблюдение за китами на Чукотке или в Исландии? Тебя сажают на корабль, везут в море и если повезет с погодой и обстоятельствами, ты увидишь спинку кита или фонтан из дыхала. Редким счастливчикам повезёт наблюдать хвост над водой — это считается прямо-таки ...
  • franvazna : RT @fordianos: Fotogramas de John Ford que son cuadros de Remington... https://t.co/qjkW1VcRIn

  • AllardLaw : Professor Cristie Ford's essay "Innovation as a Challenge to Regulation" featured in Top Regulatory Essays of 2018… https://t.co/vAS8a6JscN

  • forever_reylo : RT @artwotouille: oh harrison ford, how i’ve missed you https://t.co/VlAqkZapSP

  • Vox_Democracy : RT @imillhiser: Susan Collins announced her retirement when she voted for the man that tried to rape Christine Blasey Ford. It’s just a que…

  • nwpacific84 : RT @JenReadsRomance: God grant me the ferocity of Ronan Farrow, the wisdom of Ruth Bader Ginsburg, and the strength of Christine Blasey For…

  • niamh_ford : RT @RogerPhilips64: Walked in cex. Dubstep blastin. Goths all over the gaff. One bumps into me. Monster energy flys threw the air. Hits me…

  • jobless_artist : harrison ford, the weird uncle of my dreams https://t.co/klhYQU06Qy

  • Kennyright2 : @peterbakernyt Trump meant Ford

  • WDMotorsNanaimo : 2014 FORD FOCUS SE https://t.co/m09U92VmJx

  • therealdirty31 : @deptulahasrage That Ford Bronco that keeps being teased the last few years has my interest. Curious to see if that makes an appearance?

  • Yoldaim1 : @istanbul_puhusu Klasik araba oldu escort,bu kendini aşmış Ford Granada olmuş