Оумуамуа: приключения чужого межзвездного зонда в Солнечной системе.
alex_rozoff — 27.12.2018 «Во Вселенной еще и другие имеются земли, да и людей племена, а также различные звери». (Тит Лукреций Кар. «О природе вещей», I век до н.э.).Период с 19 октября 2017 года по 19 января 2019 года, возможно, войдет в историю цивилизованного человечества как самый унизительный позор, равного которому не случалось со времен Католической Инквизиции.
19 октября 2017 года был обнаружен объект Оумуамуа.
1I/Oumuamua (приставка 1I означает «first interstellar». Первый межзвездный. А собственное имя Оумуамуа означает на полинезийском: «посланник издалека»).
19 января 2019 года Оумуамуа (ориентировочно) уйдет за орбиту Сатурна ,станет для нас технически недосягаемым, и мы никогда не узнаем, что это было.
Он улетает к другим звездам, и достигнет следующей звездной системы через десятки тысяч лет. Может, там его встретит цивилизация, интересующаяся чем-то кроме индексов фондовой биржи и сексуальных скандалов с идолами мыльных кино-опер.
Трехсерийный короткометражный фильм в жанре научно-популярного телеспектакля: «Оумуамуа. Интервью анонимного ракетчика» об этих событиях выложен тут:
https://www.youtube.com/watch?v=mn-W_8WZ9cU
https://www.youtube.com/watch?v=TF-hpp468mQ
https://www.youtube.com/watch?v=UpP9ZWEJ9SU
Это канал «Солнечный ветер»
https://www.youtube.com/channel/UCO7MDtuG9vSbmPpF57UKkKg
(новый дружественный проект - название то же, что у моего ЖЖ-блога).
В фильме излагается история открытия Оумуамуа, развития сенсации, и ее гашения.
А теперь: к истории вопроса, открытой выше цитатой из «Природы вещей» Лукреция.
Идея Лукреция была научно-революционной по тем временам, однако, через 2000 лет, к середине XX века, тезис о множестве других обитаемых миров выглядел как логически следующий из наблюдаемой картины Вселенной.
В середине XX века уже было приблизительно известно распределение иных звезд, ближайших к Солнечной системе:
1. В радиусе 10 световых лет – более 10 звезд.
2. В радиусе 15 световых лет - более 50 звезд
3. В радиусе 50 световых лет – более 2000 звезд.
4. В радиусе 100 световых лет – около 10000 звезд.
Наше Солнце не является чем-то уникальным. Следовало предположить, что многие звезды также имеют планетные системы (позже эта гипотеза подтвердилось).
Далее, из общих физических соображений, можно сделать вывод, что на любой планете, которая обладает морями стабильного растворителя и атмосферной циркуляцией паров этого растворителя, происходит химическая эволюция.
В Солнечной Системе - три такие планеты: Марс (до Гесперийской катастрофы), Земля, и Титан (спутник Сатурна). Результатом химической эволюции становится жизнь в какой-либо форме. Эволюция жизни может привести к появлению цивилизации. Предположим, что это происходит лишь в 1% случаев. Даже тогда в радиусе 100 световых лет около сотни цивилизаций. Если хотя бы половина из них старше нашей, то их космическая деятельность должна быть заметна…
…После Второй Мировой войны, возможность полетов в космос была доказана на практике, а в 1950-м случился разговор с участием Энрико Ферми, в ходе которого родилась формулировка «Парадокса Ферми» или «Парадокса молчания Вселенной».
Этот разговор в кафе при ядерной лаборатории в Лос-Аламосе был спонтанным, его участники не предполагали публикацию, запись не велась, и о нем известны лишь по воспоминаниям участников. Фраза Ферми вроде бы звучала так: «Where are they?». В смысле: где иные цивилизации, почему мы не наблюдаем их сигналов или кораблей?
В 1971 году на Бюраканской конференции этот вопрос рассматривался с участием ряда крайне авторитетных ученых. Среди ключевых проблем связи между цивилизациями, обитающими в разных звездных системах, был признан интервал времени от отправки электромагнитного сигнала (радио или лазерного) до получения ответа. Действительно, если предположить характерное расстояние между цивилизациями 50 световых лет – то ожидание ответа на сигнал займет столетие. Это не считая времени на расшифровку. И (немаловажная деталь) расшифровка вообще может не состоятся – тогда сигнал будет признан каким-то из множества странных феноменом неживой природы. В копилке у астрономов уже немало таких феноменов. Так как же цивилизациям найти друг друга?
На Бюраканской конференции, Чарльз Таунс предположил, что оптимальный инструмент первого контакта между цивилизациями - это беспилотный корабль (межзвездный зонд), управляемый искусственным интеллектом.
Представлялось логичным, что любая цивилизация, достигнув уровня космических технологий, начнет запускать зонды-дроны в направлении ближайших звезд. То же самое, что намерена была сделать в ближайшие годы человеческая цивилизация (запуск первых подобных зондов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» состоялся через 6 лет после конференции, а сейчас оба аппарата покинули Солнечную систему и через 40.000 лет предполагается их сближение со звездами в созвездиях Жирафа и Андромеды соответственно).
Понятно, что проект «Вояджеры» не содержал искусственного интеллекта, однако на обоих зондах находятся пластинки с посланиями иным цивилизациям (на случай встречи). Вероятность встречи крайне мала, но в таких вещах, видимо, не следует упускать даже минимальный шанс. На конференции говорилось и о том, что будущие зонды логично оснащать двигателем на внешней тяге (не требующей запаса горючего).
Тогда уже была хорошо известна концепция межзвездного солнечного (светового) паруса:
«Он доставал кусок легкой материи в несколько квадратных ярдов и подбрасывал его в воздух. Влекомая теплыми токами воздуха, серебристая пленка, струясь и извиваясь, словно дым, медленно всплывала к потолку… Квадратная миля весит только одну тонну, а лучевое давление на такую площадь достигает пяти фунтов. Парус будет двигаться. и нас потянет, если мы его запряжем. Конечно, ускорение будет очень мало, около одной тысячной G. На первый взгляд пустяк, но посмотрим, что это значит. За секунду мы продвинемся на одну пятую дюйма. Обычная улитка и то проходит больше. Но уже через минуту мы покроем шестьдесят футов и разовьем скорость более мили в час. Неплохо для аппарата, который приводится в движение солнечным светом! За час мы удалимся от исходной точки на сорок миль, скорость достигнет восьмидесяти миль в час. Не забывайте, в космосе нет трения. Стоит что-нибудь стронуть с места, потом так и будет лететь. Вы удивитесь, когда я вам скажу, что такое одна тысячная G: за сутки парусник разовьет скорость две тысячи миль в час. Если стартовать с околоземной орбиты – а другого способа нет, – за два дня будет достигнута вторая космическая скорость. И все это без единой капли горючего» (Артур Кларк «Солнечный ветер», 1963 год)
Вариант такого паруса предложил Фридрих Цандер еще в 1924 году.
Вариант, предложенный Артуром Кларком в «Солнечном ветре» - парусная пленка с поверхностной плотностью 0.4 грамма/м2 позволяла бы разогнать парусный зонд до скорости порядка 100 км/с (0.0003с) и достичь ближайших звезд за 10 тысяч лет...
…10 тысяч лет - огромный срок - однако, по крайней мере, попадание такого зонда в сферу наблюдения любой другой цивилизации, не останется незамеченным. Объект, прибывшего в планетную систему извне – весьма редкое явление, так что, если в данной звездной системе есть цивилизация хотя бы раннего космического уровня развития – то объект будет обнаружен и исследован.
Тем более, что объект будет маленьким по космическим масштабам, будет иметь очень характерное переменное светоотражение, и будет рационально маневрировать. Это совершенно не похоже на возможных хотя маловероятных естественных межзвездных гостей (кометы или астероиды), поэтому солнечный парусник-дрон будет в любом случае замечен, идентифицирован как звездолет, и исследован. Сообщение будет доставлено…
…Разумеется, может случиться, что данная звездная система не имеет космической цивилизации. Что ж – тогда парусник-дрон совершит активно-гравитационный маневр около звезды (аналогичный маневрам, которые совершают наши зонды около Юпитера), и прицельно улетит к следующей звездной системе-кандидату. Учитывая не очень высокую стоимость таких зондов, цивилизация может отправить их достаточно много, чтобы, с течением времени, так иди иначе, какие-то из них нашли цивилизацию-адресата…
…Единственное, чего не могли предположить ученые, собравшиеся в Бюракане в 1971-м, это ситуации, когда парусник-дрон, прибывший в звездную систему, где есть цивилизация космического уровня развития, будет замечен - но проигнорирован. Такое поведение космической цивилизации выглядело совершенно невозможным тогда, в 1971-м. Как казалось в те времена (всего полвека назад), при обнаружении объекта, похожего на звездолет… Хоть чуточку похожего… Вызывающего хотя бы тень подозрения на искусственность… Цивилизация мигом отложит менее важные дела, и отправит свой космический корабль на перехват такого странного гостя свой звездной системы…
...Так вот, эти ученые, умнейшие люди того периода, прекрасно знавшие физику и возможности науки и технологии. Люди, внесшие свой вклад в то, что за 2 года до Бюракана человек впервые ступил на поверхность другого космического тела – Луны Люди, строившие вполне обоснованные реалистичные прогнозы о том, какой может стать наука и технология через 50, через 100, и через 200 лет. … Так вот все они ошибались насчет ближайшей социальной истории человечества.
Тогда, в Бюракане, им казалось абсолютно невозможным, что человечеством погрузится в бессмысленную перистальтику пузырящейся цифровой экономики, застрянет в доктринах «Пределов роста» и «Сокращения потребностей ради сохранения экологии», забыв про пилотируемые полеты на Луну, не говоря уже о Венере, Марсе, и более далеких планетах. Что интерес к космосу станет считаться уделом узкого круга ученых, далеких от реальных человеческих проблем, или авантюристов, делающих деньги на нереальных обещаниях.
Что разговоры о звездолетах и цивилизациях в иных звездных системах будут считаться неприличными, и станут уделом «Уфологии» (с публикациями в «желтой прессе»).
При том, что наука о космосе и беспилотные космические исследования будут, все-таки медленно, лениво, продолжаться при «финансировании по остаточному принципу», и что телескопы будут постепенно совершенствоваться…
…А затем телескоп панорамного обзора нового поколения – Pan-STARRS на Гавайях обнаружит межзвездного гостя, движущегося именно в том рациональном стиле, который предсказывался на конференциях по CETI/SETI полвека назад.
19 октября 2017 года. Обнаружение объекта Оумуамуа.
Этот объект имел вполне «техногенные» размеры (200 – 250 метров),
Он летел по гиперболической траектории извне Солнечной системы.
Он имел переменное светоотражение.
Он прошел очень близко от Солнца.
Он выполнил активно-гравитационный маневр – использовал гравитацию Солнца для разгона на сближении, а затем, пройдя ближайшую точку, развернул свой световой парус, чтобы компенсировать гравитационную потерю скорости при удалении от Солнца.
Он ушел к другой звездной системе-кандидату.
Он сделал именно то, что ожидалось от звездного парусника-дрона.
Это не доказательство, что Оумуамуа - звездный парусник-дрон, отправленный иной цивилизацией.
Но это, как минимум, было основанием, чтобы рассмотреть такую гипотезу наряду с первоначальной «астероидной» и последующей «кометной».
В фильме «Оумуамуа. Интервью анонимного ракетчика» четко показано, что «кометная» гипотеза была склеена моментально «на коленке», выглядит заведомо несостоятельно, и изобретение этой гипотезы имело единственную цель:
НЕ РАССМАТРИВАТЬ ГИПОТЕЗУ МЕЖЗВЕЗДНОГО ЗОНДА.
Потому что говорить об иных цивилизациях у иных звезд СТАЛО НЕПРИЛИЧНО.
Выдающиеся астрономы и астрофизики всячески старались избегать этой темы.
Звучали и печатались фразы: «объект странный, но ТОЧНО НЕ ИСКУССТВЕННЫЙ».
Будто бы гипотеза искусственного объекта иной цивилизации – это что-то запредельно антинаучное - вроде гипотезы Плоской Земли, или гипотезы о самозарождения личинок насекомых из лежалых фруктов. Современному ученому считается приличнее верить в библейского бога и в церковное заклинание, превращающего вино и хлеб в кровь и мясо.
Единственный проект отправки зонда для сближения с Оумуамуа был забыт почти сразу, как только был придуман - никто всерьез не обсуждал его осуществление.
Единственная научная группа из Гарварда указала на гипотезу звездного парусника, но осторожно, не говоря «в лоб», что из гипотезы следует искусственность Оумуамуа. Ну, может, это такой случайно возникший звездный парусник - игра неживой природы
При этом (как отмечалось выше) существование иных цивилизаций в иных звездных системах – не просто научная гипотеза, а единственно возможная для честного ученого.
Поскольку гипотеза, что таких цивилизаций не существует – абсолютно антинаучна. Гипотеза об «уникальности Солнечной Системы и планеты Земля» противоречит вообще всей существующей научной картине мира – в астрономии, физике, химии, и биологии.
В чем же проблема?
Просто, персонажам, которые определяют финансирование науки, не нравится идея существования иных цивилизаций. Чем-то она идеологически мешает им.
Типично для современного мира – просто случай с Оумуамуа самый унизительный.
Что ж, кто девушку ужинает – тот ее и танцует.
Кто платит ученым – тот задает тон в науке.
Вселенная не молчит - просто некоторые не хотят слышать ее.
-------------------------------------------------
Примечания:
Гесперийская эра на Марсе 3.7 – 3 миллиарда лет назад, в течение которых из-за неких катастрофических событий, Марс потерял большую часть атмосферы и гидросферы.
Титан обладает плотной азотно-метановой атмосферой и метан-этановыми морями при температуре около минус 180 Цельсия. Атмосферно-паровая циркуляция аналогична земной. Обилие сложной органики в океане может указывать на возможность жизни.
Энрико Ферми (США) физик, соавтор ядерного реактора, нобелевский лауреат 1938.
Бюраканская конференция - Первая советско-американская конференция по проблемам CETI (Бюраканская астрофизическая обсерватория, Армения, 5-11 сентября 1971-го).
Чарльз Хард Таунс (США), физик, изобретатель мазера, нобелевский лауреат 1964.
|
</> |