Военная доктрина Российской Федерации в примерах. Часть первая
ludovikxiv — 15.02.2010 Военная доктрина – это основополагающий геополитический документ, который только де-юре определяет степень и очередность действий армии в критических ситуациях. Де-факто – это набор установок и векторов внешне- и внутригосударственного развития. Это настольный документ политиков, которые от имени кремля ведут информационные войны. Это манифест, которым заявляет сегодняшняя Россия всему миру – смотрите за что и на что мы готовы идти. А у военных есть Генштаб, который напишет ни одну сотню томов о том, как надо правильно и эффективно воевать с воображаемым противником. Новая Военная доктрина Российской Федерации – это документ, на который Украина в пред и поствыборной суматохе еще не обратила внимание.Новая Военная доктрина действует с 5 февраля 2010 года. Принятая 5 февраля 2010 она основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие. Я предлагаю своим читателем ознакомиться с «Военной доктриной Российской Федерации в примерах». Примеры, как и сама доктрина, основаны на военной теории и направлены на привлечение внимание широкой общественности к проблеме угроз, которые в ближайшее время могут исходить от нашего северного соседа. Кроме этого не стоит забывать, что статьей 4 Общих положений доктрины предусматривается, что: «Военная доктрина отражает приверженность РФ использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов РФ и интересов ее союзников». Информационные войны, экономические санкции, дипломатических ноты и заявления, выступление «крайних» и не очень политиков, провокационные заявления и действия и многое-многое другое в отношении Украины и других стран мира, теперь будет оправдываться военной доктриной. А не значит ли это то, что нам объявлена война? Вы думаете, что нет? Тогда читайте главный документ войны соседнего государства, братского народа и верного союзника.
Пример первый: «Непризнанная Донецкая (etc.) республика».
Пункт, который вызвал массу недовольств и критики со стороны, как это принято говорить «цивилизационного мира» во время обсуждения новой доктрины касается определения «региональной войны». В доктрине говорится, что «региональная войны – это война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона…»
Представим себе ситуацию сходную с Юго-Осетинским и Абхазким конфликтами, но только в Украине. Предпосылок таких конфликтов достаточно, к счастью, сегодня они не возможны, но, что будет завтра или, тем более, послезавтра сказать трудно. Итак, имеем отколовшуюся по каким-то причинам от единой и неделимой Украины непризнанную Донецкую (Юго-Восточную, Крымскую, Луганскую etc.) республику. Представим, что Украина заняла проевропейскую позицию, а отколовшийся регион хочет присоединиться к Российской Федерации. В непризнанной республики активно выдаются российские паспорта, после чего любые активные действия с украинской стороны по восстановлению конституционного строя в стране воспринимаются как враждебные к РФ.
Согласно доктрине подобная ситуация считается «военной угрозой» и требует незамедлительных действий по защите национальных интересов России. В качестве защиты оных интересов российская сторона может быть втянута в региональную войну. И вот тут начинается самое интересное – сторона враждебная кремлю может быть атакована ядерным оружием.
Кстати ситуация может быть диаметрально противоположной – непризнанной может быть Львовская республика, которая в отличии от остальной прокремлевской Украины может захотеть отколоться в своем пути на запад и в НАТО. В таком случае, как ущемление прав союзника, Россия опять же может быть втянута в региональную войну с применением ядерного оружия. Веселая картина получается, как ни крути.
Угрозы России: Единая поместная церковь, язык, история, газопровод и…
…И конечно НАТО. Вторая часть доктрины четко дает понять, что может считать «военной опасностью» для Российской Федерации. По пунктам:
1. Стремление наделить силовой потенциал НАТО, приблизить военную инфраструктуру стран-членов НАТО к границам России, в том числе путем расширения блока.
Итак, военную угрозу России согласно этого пункта представляют: Польша и Чехия с элементами ПРО, Литва, Латвия, Эстония, Румыния с военными базами НАТО и наконец, Украина и Грузия.
2. Попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность.
Под это обтекаемое определение подходит практически все от желания пересмотреть Украиной свой ядерный статус, до митингов и масштабных акций протеста в любой из стран практически во всем мире, так как в определении сказано только про отдельные государства. Под этот пункт, например, попадает любая из бархатных революций в любой союзной стране России, так как дестабилизирует ситуацию. Теперь свергнуть Лукашенко будет труднее.
3. Развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками, а также прилегающих акваториях.
При условии вступлении в НАТО Грузии этот пункт может быть использован против этой страны. Также легко этот пункт можно использовать против Украины при условии, что мы вступим в североатлантический альянс, либо же против Польши, если станем союзниками РФ.
4. Создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих стабильность и нарушающих соотношение сил в ракетно-ядерной сфере.
Пункт, специально написанный для Польши и Чехии, где сейчас успешно проходит развертывание американской системы Противоракетной обороны.
5. Территориальные претензии к РФ и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела.
Например, желание Европы и других демократических стран помочь торжеству демократии в Беларуси очень легко трактуется как вмешательство во внутренние дела союзника России и несет за собой соответствующие действия со стороны России. Аналогично это касается и Украины в случае нашей дальнейшей интеграции в прокремлевские процессы.
6. Распространение международного терроризма.
Очень размытое определение под которого подходит практически все, что захочется. От возможности ответных действий против мнимых крымско-татарских террористов до активных действия России в странах Ближнего Востока.
7. Наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с РФ и ее союзниками государств.
Очень прозрачно читается намек на Юго-Осетинский и Абхазкий конфликты. Кроме этого легко применяется для защиты российских интересов в приднестровском конфликте, так как Украина де-юре пока союзник РФ согласно большого договора от 1997 года.
8. Возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной!) напряженности в районах, прилегающих к государственной границе РФ и границам ее союзников.
Отличный пункт, который позволяет выставить желание создать в Украине единую поместную церковь военной угрозой Российской Федерации. Или, например визит Папы Римского в Украину, который в прошлый раз вызвал значительную межконфессиональную напряженность.
9. Наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
Пункт полностью развязывает руки российским политиками и дипломатам в участии в ближневосточных конфликтах, а также дает шанс вмешаться в урегулирование ситуации в Афганистане.
Не стоит считать, что во всех приведенных примерах Россия будет применять военные санкции, нет и еще раз нет. Вспомните, о чем шла речь в общих положениях касательно средств выполнение доктрины: «Военная доктрина отражает приверженность РФ использованию политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических, информационных, военных и других инструментов защиты национальных интересов РФ…» Вот и получается, что за желание создать единую поместную церковь в Украине мы получаем различные экономические санкции в виде отказа в ввозе мяса или молока. Про информационную составляющую действий по защите национальных интересов РФ даже говорить не стоит – столько уже грязи вылито на УПЦ Киевского патриархата.
И это только один пример, а их десятки, если не сотни. Каждый день Украина и украинцы ущемляют или ставят под угрозу национальные интересы северного соседа. А если не украинцы – то грузины или эстонцы, поляки или литовцы, американцы, в конце концов.
Читайте в продолжении: как рядовые россияне могут стать военной опасностью для своего государства, о том, что готова предпринять Россия для защиты своих национальных интересов и что для этого уже делается, а также мнение ведущих экспертов и политиков относительно спорных положений новой Военной доктрины Российской Федерации. Все это и много больше у меня в журнале в самое ближайшее время.
Написано специально для Trust.ua.