Владимир Маковский. Диалоги

Галерея «Артефакт» представляет картины Владимира Маковского (1846-1920) из частных собраний. Многие из этих картин встретятся впервые после того, как их видели наши соотечественники на выставках Москвы и Санкт-Петербурга в конце XIX века. Всего в экспозиции более 40 живописных работ художника.

Владимир Егорович Маковский вступил на художественное поприще, когда русская жанровая живопись уже прошла значительный путь своего развития, когда в ней сложились свои традиции (П. Федотов, В. Перов). Маковский же проявил себя как зрелый мастер в следующий период – в 1870-1880-е годы, когда перед русской живописью возникли новые задачи. Художники постепенно отходят от острой социальной сатиры, от прямолинейного обличения действительности, отдавая предпочтения интересам, психологии простого человека, городским сценам.

В 1873 году за картину «Любители соловьёв» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
На картинах Маковского широко показана жизнь города Москва, её характерные типы. Изображая жизнь города, Маковский брал ее в уличной повседневности, показывая обыденную жизнь маленького человека с его окружением, их встречами и диалогами. Так талант художника ярко проявился в этих «маленьких жанрах».
Настоящая сенсация выставки - впервые за 130 лет встретились вместе парные картины «В трактире» и «В харчевне» после их триумфа на XV Передвижной выставке 1887 года.














А сюжет «В четыре руки» Владимир Маковский повторил несколько раз. На выставке показано три варианта разных лет.



Видимо, художник испытывал особую любовь к музицирующей паре. Жанровая сцена приближена к семейному портрету, но она много интереснее статично сидящих супругов. В этой незамысловатой композиции читаются и прожитые вместе годы, и воспоминания о юности, влюблённости и совместном музицировании. Заметим, что дамы во всех композициях не нуждаются в нотной записи, они наизусть помнят пьесу. А кавалеры напрягают зрение, вглядываются в ноты. Но в семейном дуэте чувствуется слаженность, великодушие дам к ошибкам мужа и желание супруга не осрамиться и соответствовать музыкальным навыкам жены. Умиляют и домашние питомцы – белая болонка и серо-белый кот в креслах.


На этой выставке мы ещё раз убеждаемся в злободневности тем, которые выбирал Владимир Егорович, и в историческом аспекте его небольших полотен, и в абсолютной законченности, «договорённости» его сюжетов. «Картина – не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет – нет картины», – говорил Владимир Егорович Маковский. Художник всегда следовал своему принципу, поэтому его живопись востребована и через сотню лет.
Название же выставки «Диалоги» также очень точное. Во-первых, здесь встретились работы Маковского «В трактире» и «В харчевне». Во-вторых, большинство персонажей жанровых сцен Владимира Маковского словно вступают в диалог друг с другом. Это полотна «За чаем», «Разговор», в «Четыре руки», «У доктора (Симулянт)», «Не припомню». Да и героев на большинстве картинах двое, в точном соответствии со значением слова «диалог» – «разговор двух лиц, беседа двоих». Да и название выставки «Владимир Маковский. Диалоги» можно трактовать как диалог художника со зрителем, истории и современности.
Владимир Егорович Маковский – живописец последней трети XIX – начала XX века. Он прославился как замечательный жанрист, писал портреты. Своим первым наставником Владимир Маковский считал Василия Андреевича Тропинина, у которого брал уроки живописи. В МУЖВЗ учителями мастера стали Сергей Зорянко и Евграф Сорокин. За долгую творческую жизнь, художник прожил 74 года, он написал множество полотен. Его картины хранятся и в главных, и в провинциальных художественных музеях России. Работы Владимира Егоровича есть и в частных коллекциях.
Выставку картин В.Е. Маковского сопровождают картины других мастеров, работавших в конце XIX – первой половине XX столетий, объединённых темой «Путевой дневник». Они черпали вдохновение в путешествиях, чтобы открыть для себя новые горизонты и запечатлеть уникальные образы родной земли и далёких стран.







|
</> |