Владимир Маковский. Диалоги

топ 100 блогов bogachkova1957 — 20.11.2024

Галерея «Артефакт» представляет картины Владимира Маковского (1846-1920) из частных собраний. Многие из этих картин встретятся впервые после того, как их видели наши соотечественники на выставках Москвы и Санкт-Петербурга в конце XIX века. Всего в экспозиции более 40 живописных работ художника.

Владимир Маковский. Диалоги

Владимир Егорович Маковский вступил на художественное поприще, когда русская жанровая живопись уже прошла значительный путь своего развития, когда в ней сложились свои традиции (П. Федотов, В. Перов). Маковский же проявил себя как зрелый мастер в следующий период – в 1870-1880-е годы, когда перед русской живописью возникли новые задачи. Художники постепенно отходят от острой социальной сатиры, от прямолинейного обличения действительности, отдавая предпочтения интересам, психологии простого человека, городским сценам.

Владимир Маковский. Любители соловьёв. 1872. Холст, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Любители соловьёв. 1872. Холст, масло. Частное собрание.

В 1873 году за картину «Любители соловьёв» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».

На картинах Маковского широко показана жизнь города Москва, её характерные типы. Изображая жизнь города, Маковский брал ее в уличной повседневности, показывая обыденную жизнь маленького человека с его окружением, их встречами и диалогами. Так талант художника ярко проявился в этих «маленьких жанрах».

Настоящая сенсация выставки - впервые за 130 лет встретились вместе парные картины «В трактире» и «В харчевне» после их триумфа на XV Передвижной выставке 1887 года.

Владимир Маковский. В трактире. 1887. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба. - В харчевне. 1887. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. В трактире. 1887. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба. - В харчевне. 1887. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Две сестры (Две дочери). 1884. Холст, масло. Собрание Салона «Антикварные сезоны». - Прачка. 1909. Холст, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Две сестры (Две дочери). 1884. Холст, масло. Собрание Салона «Антикварные сезоны». - Прачка. 1909. Холст, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Купающиеся мальчики. 1885. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Купающиеся мальчики. 1885. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Рыбачки. 1890. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Рыбачки. 1890. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Деспот семьи. 1983. Холст на дереве, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Деспот семьи. 1983. Холст на дереве, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. У доктора. (Симулянт). 1900. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. У доктора. (Симулянт). 1900. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. Разговор. Холст, масло. - Букинист. Картон, масло. Обе: Конец XIX – начало XX в. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. Разговор. Холст, масло. - Букинист. Картон, масло. Обе: Конец XIX – начало XX в. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
 Владимир Маковский. За чаем. 1909. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. За чаем. 1909. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. Приятели. 1895. Холст, масло. Собрание А. Жилина.
Владимир Маковский. Приятели. 1895. Холст, масло. Собрание А. Жилина.
Владимир Маковский. Весёлый анекдот. 1901. Холст, масло. Частное собрание. - Доклад. 1893-1895. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. Весёлый анекдот. 1901. Холст, масло. Частное собрание. - Доклад. 1893-1895. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. Не припомню. 1898. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба. - Бывший богослов. 1896. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Не припомню. 1898. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба. - Бывший богослов. 1896. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Интервью. 1903. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба. - Лесничий. 1912. Холст, масло. Собрание А. Жилина.
Владимир Маковский. Интервью. 1903. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба. - Лесничий. 1912. Холст, масло. Собрание А. Жилина.
Владимир Маковский. На пароходе. 1900-е. Холст, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. На пароходе. 1900-е. Холст, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. Дачный муж. 1899. Холст, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. Дачный муж. 1899. Холст, масло. Частное собрание.

А сюжет «В четыре руки» Владимир Маковский повторил несколько раз. На выставке показано три варианта разных лет.

Владимир Маковский. В четыре руки. 1880. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. В четыре руки. 1880. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. В четыре руки. 1906. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. В четыре руки. 1906. Дерево, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Владимир Маковский. В четыре руки. 1908-1911. Дерево, масло. Частное собрание.
Владимир Маковский. В четыре руки. 1908-1911. Дерево, масло. Частное собрание.

Видимо, художник испытывал особую любовь к музицирующей паре. Жанровая сцена приближена к семейному портрету, но она много интереснее статично сидящих супругов. В этой незамысловатой композиции читаются и прожитые вместе годы, и воспоминания о юности, влюблённости и совместном музицировании. Заметим, что дамы во всех композициях не нуждаются в нотной записи, они наизусть помнят пьесу. А кавалеры напрягают зрение, вглядываются в ноты. Но в семейном дуэте чувствуется слаженность, великодушие дам к ошибкам мужа и желание супруга не осрамиться и соответствовать музыкальным навыкам жены. Умиляют и домашние питомцы – белая болонка и серо-белый кот в креслах.

Владимир Маковский. Не хочет позировать. 1912. Дерево, масло. - Шурка. 1908. Холст, масло. Обе: Частное собрание.
Владимир Маковский. Не хочет позировать. 1912. Дерево, масло. - Шурка. 1908. Холст, масло. Обе: Частное собрание.
Владимир Маковский. У пристани. 1917. Бумага, смешанная техника. Собрание галереи «Ваш Антиквар».
Владимир Маковский. У пристани. 1917. Бумага, смешанная техника. Собрание галереи «Ваш Антиквар».

На этой выставке мы ещё раз убеждаемся в злободневности тем, которые выбирал Владимир Егорович, и в историческом аспекте его небольших полотен, и в абсолютной законченности, «договорённости» его сюжетов. «Картина – не слово, она даёт одну минуту, и в этой минуте должно быть всё, а нет – нет картины», – говорил Владимир Егорович Маковский. Художник всегда следовал своему принципу, поэтому его живопись востребована и через сотню лет.

Название же выставки «Диалоги» также очень точное. Во-первых, здесь встретились работы Маковского «В трактире» и «В харчевне». Во-вторых, большинство персонажей жанровых сцен Владимира Маковского словно вступают в диалог друг с другом. Это полотна «За чаем», «Разговор», в «Четыре руки», «У доктора (Симулянт)», «Не припомню». Да и героев на большинстве картинах двое, в точном соответствии со значением слова «диалог»«разговор двух лиц, беседа двоих». Да и название выставки «Владимир Маковский. Диалоги» можно трактовать как диалог художника со зрителем, истории и современности.

Владимир Егорович Маковский – живописец последней трети XIX – начала XX века. Он прославился как замечательный жанрист, писал портреты. Своим первым наставником Владимир Маковский считал Василия Андреевича Тропинина, у которого брал уроки живописи. В МУЖВЗ учителями мастера стали Сергей Зорянко и Евграф Сорокин. За долгую творческую жизнь, художник прожил 74 года, он написал множество полотен. Его картины хранятся и в главных, и в провинциальных художественных музеях России. Работы Владимира Егоровича есть и в частных коллекциях.

Выставку картин В.Е. Маковского сопровождают картины других мастеров, работавших в конце XIX – первой половине XX столетий, объединённых темой «Путевой дневник». Они черпали вдохновение в путешествиях, чтобы открыть для себя новые горизонты и запечатлеть уникальные образы родной земли и далёких стран.

Алексей Боголюбов. Вель. Побережье в Нормандии. 1870-е. Холст, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Алексей Боголюбов. Вель. Побережье в Нормандии. 1870-е. Холст, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Николай Дубовской. Закат. Этюд на Черноморском побережье. 1914. Картон, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Николай Дубовской. Закат. Этюд на Черноморском побережье. 1914. Картон, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Константин Крыжицкий. Балтийское море. 1907. Холст, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Константин Крыжицкий. Балтийское море. 1907. Холст, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Станислав Жуковский. Альпийские горы. Южная Швейцария. 1914. Холст, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Станислав Жуковский. Альпийские горы. Южная Швейцария. 1914. Холст, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Василий Поленов. Берег моря. Первая четверть ХХ в. Холст, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Василий Поленов. Берег моря. Первая четверть ХХ в. Холст, масло. Салон «Антикварные сезоны».
Константин Горбатов. Капри. 1926. Холст, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Константин Горбатов. Капри. 1926. Холст, масло. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Зинаида Серебрякова. Вид на город Фес, Марокко. 1932. Бумага на картоне, темпера. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.
Зинаида Серебрякова. Вид на город Фес, Марокко. 1932. Бумага на картоне, темпера. Собрание Коллекцiонеръ Клуба.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Вышла у меня книжка для родителей, вот такая Появилась она так: была небольшая такая брошюра для приемных родителей про трудное поведение. И все время мне говорили: слушай, это же всем надо, не только приемным, сократи самое специфичное и сделай для всех родителей. Но в реальности, ...
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. ...
Сборная России может лишиться спонсораПока Дик Адвокат и его помощники прикидывают состав на отборочные матчи Евро-2012, национальная сборная может лишиться мощной спонсорской поддержки со стороны "Норильского никеля".19 августа 2010 года, четверг. ...
Добрый день! Этот салат из нового номера CES и вы его уже видели. Я вообще не очень люблю повторятся, но мне этот салат очень нравится. Я очень люблю сельдерей и именно черешковый. Поэтому часто его кладу в салаты. Больше всего люблю сельдерей в ...