Вызов. Итог (первая итерация).

топ 100 блогов bigdrum01.09.2023 Вызов. Итог (первая итерация).

Случилась оказия, и я, последний наверное на планете, посмотрел фильм "Вызов". Тот самый, по поводу создания которого у меня было так много всяких интересных мыслей и переживаний.

Могу сказать три вещи.

1. Получилось совсем не то, на что я рассчитывал. Не в смысле строил расчет, или надеялся - а фильм не соответствует ожиданиям.

2. Получилось значительно лучше, чем я боялся, и скорее всего, лучше, чем я рассчитывал.

3. Я промотал буквально несколько минут, там, где дело шло об автокатастрофе. Собственно говоря, это связано со сформированными жизненными обстоятельствами приоритетами - вокруг меня последние годы творится одна сплошная катастрофа колоссального масштаба, с пока еще существующими перспективами перерасти в катастрофу глобального, и это тот материал, которым я объедаюсь каждый день...

О фильме можно говорить долго, и разнопланово. Изначально я планировал просмотреть его три раза - как фантастику, как производственную драму, и технически, как работу актеров, режиссера, сценариста и оператора. И в общем, я его еще пересмотрю, чуть позже - он того стоит. Фильм не только длинный (это если кто не понял - каламбур), но еще и насыщенный в самых разных аспектах. И наверное, я тогда еще не раз вернусь к нему, и опишу подробнее, с разных сторон. Но пока что, по результатам первого просмотра, я могу ответить на один вопрос.

Стоило ли посылать в космос киногруппу, и затевать вот все это вот на земной орбите?

И ответ очень простой и лаконичный.

Стоило.

Даже будучи рассмотренным изолированно от остальных аспектов, сопровождавших проект, фильм на уровне лучших представителей современной кинофантастики, и ничуть не хуже любой другой современной кинодрамы. Кто-то скажет, что не Чехов, кто-то скажет, что не Сэллинджер, кто-то скажет, что не Гюго - а вы покажите мне, к примеру, в жанре кинодрамы, хоть одного современного Гюго, Сэллинджера или Чехова. Из серьезных фильмов в жанре драмы последних лет я могу вспомнить лишь "Пролетая над гнездом кукушки" навскидку. Все остальное завязано на какую-нибудь криминальную историю, и формально является детективом той или иной природы - и соответственно, драматический элемент там создается не характером героя, а криминальной подоплекой.

Нет, это не значит, что актеры в таких фильмах играют плохо - это значит, что драматизм порождается изначально драматичными обстоятельствами, угроза и саспенс происходят как бы извне, не из самого героя. Настоящая же драма происходит изнутри героя, вне зависимости от обстоятельств, и обстоятельства служат способом оттенить драму. Возьмите к примеру, книгу "Собор Парижской богоматери" Гюго - драма героя проистекает из него самого, все остальное служит лишь способом реализации этой драмы в конкретных обстоятельствах. Сыграть горбуна, да так, чтобы зритель испытал то же самое сочувствие, как и при прочтении книги - нереально сложно. Ибо в книге у нас текст, мы просто читаем, что горбун уродлив, и дальше воспринимаем его как обычного человека. Нам легко ему сочувствовать, и переживать - а попробуйте это сделать в кино, где зритель каждый раз будет упираться в уродство, где оно будет постоянно бросаться в глаза, и каждый раз модулировать наше восприятие героя эстетическим отторжением. Именно потому "Собор Парижской богоматери" представляет квинтэссенцию драмы, с моей точки зрения - драма изначально присуща герою, и обстоятельства лишь раскрывают и развивают ее...

К чему я это говорю? Дело в том, что "Вызов" - это драма. И это не драма космонавта, который вот-вот склеит ласты - это драма героини. Свою драму она несет в себе, и разрешение этой драмы, наверное, первая и главная сюжетная линия. Это кино не про космос, это кино про обычного человека. И тот факт, что создатели фильма ухитрились в кинофантастику втиснуть вполне себе драму - это уже интересно. А с учетом обстоятельств, которые маскируют для нас драматическую часть повествования другой драмой - драмой космонавта на орбите - делает крайне занимательным тот факт, что создатели фильма ухитрились не влипнуть в конфликт двух разных драматических линий. Вторая драматическая линия - и первая очевидная - это происшествие на орбите, травма и опасность для жизни космонавта.

Создатели фильма обещали медицински достоверную картину. Я не врач, и тем более с тех пор, когда я читал по этой теме, прошло много лет, и прогресс огромный. Во времена моей юности не было таких инструментов и таких способов проведения операций, как сегодня. И я не разбираюсь в достаточной степени. Однако, если говорить о медицинском аспекте, то рассмотренная ситуация - конкретное осложнение и отсутствие инструментов на борту, а также требования, накладываемые невесомостью (произвольное расположение гемоторакса в плевральной полости, затрудняющее диагностику и локализацию) - выглядят медицински содержательной модельной ситуацией. Грубо говоря, съемочная группа "резала лягушку", и делала это вполне осмысленным образом.

Отдельно хочу отметить космонавтов - Новицкого, Шкаплерова, Дуброва. Ребята неожиданно хорошо сыграли самих себя. Не чувствовалось переигрыша, натужности и прочих приколов. Естественно, на станции (судя по тем видео, которые делают сами участники экспедиций на МКС) все несколько иначе выглядит, однако отклонение от "настоящих космических" шаблонов поведения выглядят вполне обоснованными и логичными. При этом герои не теряют человеческого лица, не становятся памятниками самим себе и так далее...

Отдельно хочется отметить киноработу Новицкого. Достоверное изображение бессознательной тушки - одна из самых сложных задач. Особенно, когда тебя ворочают (рефлекторное сопротивление организма никто не отменял), что-то говорят (и не реагировать на это тоже сложно), в лицо тебе светит фонарь, а в спину дует вентилятор. У Олега получилось, и я даже поражен, как получилось.

Вот, не хотел писать много - а оно само пишется...

Короче.

Фильм получился совершенно не таким, как я ожидал, но при этом вышел очень качественным и интересным. И композиционно сложным. Скажу больше - за последние десятилетия я не помню ни одного подобного фильма про космос в отечественном кинематографе, а из импортных могу вспомнить лишь "Аполлон 13".

Фильм получился настолько неплохим, что на этом фоне как-то даже и теряется тот факт, что он снимался в настоящем космосе, на настоящей МКС, и действительно для съемок туда полетели два абсолютно некосмических (по крайней мере вначале) человека, и прекрасно там (судя по результату) отработали.


.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Дневник - 6 ноября, суббота - Сиракузы/Ортиджа (наверстанная запись) Часть 6 - Дневная Прогулка - Виа Витторио Венето Через городской рынок Ортиджи прошли — ничего не купили, шопингом, собственно, не интересовались, но если кому интересно про цены-товары, вы меня лучше в следующий ...
Вы знаете, что я едва ли не всё написанное и сфотографированное выкладываю в этом журнале. Почти все интересные фотографии я размещаю в большом разрешении.Я делаю это потому, что считаю жлобством размещать фотографии, на которых ничего не ...
Этот коттедж расположен в Лонавале и принадлежит болливудскому модельеру Никилу Тэмпи. Источник ...
26 сентября 2014 года на одном из французском игровом сайте http://www.jeuxvideo.com/ было выложено предупреждение, что 13 ноября произойдут теракты и надо быть осторожным в метро и на другом транспорте, а так же в общественных местах. Автора предупреждения звали на этом сайте ”En ...
Легко говорить о стойкости своих принципов, пока ты не увидишь, например, вот таких вот красоток на пляже Но красотки на пляже — это не самый сильный соблазн для многих людей. ...