Страшные люди...
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
То, что Борис постоянно пытается искать антисоветчину - это нормально для него. Я не об этом. Я о списке...
Ребятушки, дорогие, в списке я вижу Стругацких. В рекомендованной литературе. Это подразумевает, что авторы списка должны хотя бы иметь представление о творчестве Стругацких в принципе. Тем более, что речь идет об ИСТОРИИ, то есть нужно не только аннотации издателей читать, но еще и культурным контекстом владеть...
"Понедельник начинается в субботу". Книга весьма популярная В СВОЕ ВРЕМЯ, и совершенно непопулярная сегодня. Потому что она НИШЕВАЯ. Это книга о быте советских НИИ в советской реальности. Современному читателю не понять вещей, которые сквозят со страниц книги непрерывным потоком. И про "не поехал бы на своей по этой дороге - откуда у меня своя, это прокат", и про "столичная прописка, приличная зарплата", и про "попытка накопить на запорожец"... Вселение к Наине Киевне - это такой фейерверк советских аллюзий и аналогий, который сейчас вообще не воспринимаем, никем и никак. И вот так вот на протяжении всей книги...
Ребенок, современный, этого НЕ ПОЙМЕТ, и прочитает в лучшем случае как маловнятное фэнтези, из серии "то ли про гоблинов, то ли про советскую науку"...
Кроме того, эта книга неразрывно связана со "Сказкой о Тройке", и это делает ее еще более многозначной.
"Стажеры". Самая малопопулярная книга из цикла о Полдне. Потому что это книга-мировозрение, точнее проект мировозрения. И она опять же невероятно зависима от контекста, в котором живет читатель. Эту книгу не понять, не зная, кто такой Быков, какое отношение в СССР было к "легендам отрасли", почему дети бегали не по притонам, а стремились на стройки... Более того - и сейчас эта книга сама по себе выглядит УЖАСНОЙ, а тогда ее прочитали по инерции, и нихрена не поняли. Потому что это мировозренческая книга, которая являеится скорее философской и интегрирующеей мир до Полдня, мир Краюхина и Быкова, Дауге и Юрковского, мир, из которого пришли Жилин, Звягинцев, Кондратьев, с тем миром, который мы должны будем увидеть в творчестве Стругацких позднее...
Короче. Мы берем самое непрочитанное у Стругацких, которое требует для своего понимания чтения остальных книг авторов - и формируем у ребенка стойкое ощущение, что Стругацкие - это нудные такие мизантропы, с совершенно дебильными нравоучениями...
Составителя списка надо брать за загривок и лупить мордой о стол. Или не о стол, а обо что-нибудь с гвоздями (ц) "Пикник на обочине"...
Если включать Стругацких в перечень рекомендуемой литературы, то следует поступать совершенно иначе. Следует предлагать относительно изолированные (не требующие знания предыдущих книг) вещи, легкие для чтения и имеющие минимум исторически-значимых аналогий.
"Страна багровых туч". Достаточно увлекательная книга, в то же время являющаяся вещью-в-себе. И без особых социальных ассоциаций. "Хищные вещи века". Превосходная книга, особенно актуальная в современных исторических реалиях. "Отель У погибшего альпиниста" - социально-нейтральная, но вполне приключенческая книга, которая полностью внятна и совершенно осмысленна сегодня. "Град обреченный" - тоже книга, с хорошо читаемым контекстом, благодаря происходящим сегодня событиям. Наконец, "Хромая судьба" - книга-универсум, в обоих редакциях, с четким историческим подтекстом и обладающая мировоззренческим зарядом. "Пикник на обочине" - зайдет на ура. Тем более что там контекст о-го-го, и эта книга все-таки по смыслу радикально отличается от игры в Сталкера.
Вот какие книги надо предлагать. Книги, после которых будет интересно прочитать и остальное тоже. А не книги, которые отобьют у читателя желание не только читать в удовольствие, но и задумываться о прочитанном в принципе.
Воистину, невежество - страшно, но еще страшнее люди, несущие свет знания, но не исполненные любовью к этому самому знанию...
.
|
</> |